Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к теме 10



2015-11-23 322 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме 10 0.00 из 5.00 0 оценок




Подготовка к занятию по теме «Политические режимы» предусматривает усвоение сущности понятия «политический режим», умение классифицировать эти явления.

Рассматривая вопрос о сущности тоталитарного политического режима, важно усвоить, что жесткость правления и авторитет владыки еще не формирует тоталитаризм, для него нужны определенные предпосылки. Главное – в том, что тоталитаризм появляется в условиях системного кризиса и является попыткой преодолеть этот кризис. Общими предпосылками тоталитаризма является достижение индустриальной стадии развития общества, создание массовых коммуникаций, возможность систематической идеологической индоктринации. Студентам следует обратить внимание на появление в условиях кризиса широких слоев маргиналов (социальная предпосылка тоталитаризма), откликающихся на самые радикальные идеи. В условиях системных кризисов возникают революционные политические партии с жесткой полувоенной структурой, в центре которой харизматический лидер – вождь. Такие партии и являются творцами тоталитаризма (политическая предпосылка тоталитаризма). Необходимо усвоить основные черты тоталитарного политического режима:

− наличие единственной партии, сформировавшейся недемократическим способом – вокруг вождя;

− господство одной идеологии, с помощью которой обрабатывается массовое сознание;

− всесилие секретной полиции;

− монополия государства над массовыми коммуникациями;

− милитаризация общества;

− вмешательство государства во все сферы общественной жизни, в том числе экономические.

Главное в тоталитаризме – произвол власти.

Необходимо знать разновидности политического тоталитаризма – фашистский, коммунистический и теократический. Студентам рекомендуется проанализировать статью Л. Гозмана и А. Эткинда «Люди и власть: от тоталитаризма к демократии» и увидеть особенности всех типов политических режимов – тоталитаризма, авторитаризма, либерального режима и демократии. Для понимания сущности коммунистического тоталитаризма можно подготовить выступления по статьям российских публицистов и политологов В. Лапкина, В. Пантина, М. Капустина, Ю. Левады и других, опубликованных в книге «Осмыслить культ Сталина».

Чрезвычайно важным и интересным является вопрос о способах выхода из тоталитаризма, по которому студентам можно подготовить выступления и рефераты.

Рассматривая второй вопрос темы, студенты должны уяснить значение понятий «автократия», «тоталитаризм», для чего можно обратиться к Энциклопедическому словарю «Политология». В учебных пособиях также раскрывается происхождение и значение терминов. В большинстве современных стран сложились авторитарные порядки, и это положительно оценивается многими учеными. При анализе политических режимов можно оценивать авторитаризм как наиболее распространенную форму осуществления политической власти. Это система жесткого политического правления, постоянно использующая силовые методы для регулирования основных социальных процессов. Важнейшими институтами в обществе являются армия, полиция, спецслужбы. При этом в политической системе отсутствует оппозиция, выборы власти либо отсутствуют, либо существуют формально. Авторитаризм использует в отношениях с населением методы патронирования и контроля над его инициативами, обеспечивая лишь принудительную легитимность. Идеологические инструменты используются слабо или бездействуют. Такой тип правления сохраняется благодаря использованию властью особенностей менталитета, религиозных и культурных традиций, сформировавшихся на основе устойчивой пассивности населения. Чаще всего происходит персонализация правящего режима. Студенты должны знать разновидности авторитаризма: партийные, военные, национальные и режимы личной власти.

Тема 11. Демократия: теория и реальность
План:опросы к теме:

1. Понятие демократии и основные демократические теории.

2. Принципы современной демократии.

3. Проблемы демократии в современной России.

Литература

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм: пер. с фр. Г.И. Семенова. М.: Текст, 1993. 303 с.

2. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Люди и власть : от тоталитаризма к демократии // В человеческом измерении. М.: Прогресс, 1989. С. 378–393.

3. Гаджиев К.С. Политология (базовый курс): учебник / К.С. Гаджиев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2010. 505 с.

4. Даль Роберт А. Введение в теорию демократии: пер. с англ. под ред. Ю.К. Абрамова. М.: Наука СП «квадрат», 1992. 158 с.

5. Зубов А.Б. Органические преимущества демократии // Полис. 2013. № 2. С. 40–50.

6. Иноземцев В.Л. «Превентивная» демократия. Понятие, предпосылки возникновения, шансы для России // Полис. 2012. № 6. С. 101–111.

7. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование: пер. с англ под ред. А.М. Салмина, Г.В. Каменской. М.: Аспект Пресс, 1997. 287 с.

8. Маккиндер Х. Демократические идеалы и реальность // Полис. 2011. № 2. С. 134–144.

9. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 92–98.

10. Мельвиль А.Ю. Задержавшиеся и/или несостоявшиеся демократизации:почему и как? // Полис. 2010. № 4. С. 73–76.

11. Муштук О.З.Политология: учебник для вузов. М.: МФПА (Московская финансово-промышленная академия), Университетская серия, 2011. 475 с.

12. Политология. Хрестоматия / сост. Б.И. Исаев, А.С. Тураев, А.Е. Хренов. СПб.: Питер, 2006. С. 231–327.

13. Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России: учебник для вузов. Гл. 7. М.: Московский государственный университет международных отношений;
РОССПЭН, 2007. С. 215–239.

14. Поляков П.В. Закат плебисцитарной демократии // Полис. 2014. С. 179–184.

15. Поппер К. Открытое общество и его враги: пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. Т. 1, 2. М.Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива, 1992. Т. 1. 448 с., Т 2. 528 с.

16. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010. 448 с.



2015-11-23 322 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме 10 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к теме 10

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)