Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет №21. Краеведческое изучение почв и растительности. ( в книге (1) Страница 46 - 48. Цыгани в Беларуси?



2015-11-23 504 Обсуждений (0)
Билет №21. Краеведческое изучение почв и растительности. ( в книге (1) Страница 46 - 48. Цыгани в Беларуси? 0.00 из 5.00 0 оценок




Великое княжество Литовское

Первое упоминание о цыганах на территории Великого княжества Литовского относится к привилею Александра Ягеллончика 1501 года[1]. В Великом княжестве Литовском у цыган, которые не изменили своего полукочевого образа жизни, однако, появились и свои центры — Мир (крупнейшая община), Сморгонь и Эйшишкес[1]. Также существовало несколько цыганских деревень[2]. В этих населённых пунктах межэтнические контакты были наиболее интенсивными, что иногда приводило к нарастанию социальной напряжённости[1]. Несмотря на то, что в Великом княжестве Литовском цыгане не подвергались таким же преследованиям, как в Западной Европе, Статуты ВКЛ запрещали цыганам занимать государственные посты[3]. В 1586 году вальный сейм принял постановление об изгнании неоседлых цыган, однако они продолжали вести прежний образ жизни, оставаясь на одном месте только во время зимовок[2]. Традиционно цыгане обосновывались на окраинах городов и местечек, занимались ремёслами, торговлей, гаданием и другими занятиями; в Мире цыганами было основано несколько мануфактур[2].

Российская империя

После присоединения территории Беларуси к Российской империи (1772—1795) осуществлялись неудачные попытки приобщения цыган к оседлому образу жизни, для чего их записывали в крестьянское сословие и старались заставить их обрабатывать землю[4]. В 1812 году цыганам было разрешено селиться в городах и записываться в сословия мещан и купцов[4]. Тем не менее, большинство цыган на территории Российской империи вели кочевой или полукочевой образ жизни[4].

СССР

В 1927 году в Витебском районе был основан первый в СССР цыганский колхоз «Новае жыццё» (Новая жизнь), а вскоре в Жлобинском районе был основан второй цыганский колхоз[2]. В 1930-е годы в Витебске действовала семилетняя цыганская школа[2]. Во время Великой Отечественной войны цыгане на территории Беларуси жестоко истреблялись; многие бежали в леса к партизанам[2].

После принятия в 1956 году указа «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» цыгане насильно приобщались к оседлому образу жизни, однако они всё равно стремились селиться вместе. В результате местами компактного поселения цыган в Беларуси стали, в частности, Северный посёлок в Заводском районе Минска, посёлок Колодищи в Минском районе и Титовка в Бобруйске[2].

Билет №22. Населения как объект краеведения. ( в книге (1) Страница 58 - 60. Строительства от выбора места и материала и до новоселья. Поверья и приметы?

 

Чтобы выбрать место для будущего строения, на земле раскладывали куски дубовой коры. Через три дня ее переворачивали и смотрели: если под корой находились лишь пауки да муравьи - плохое место, непригодное для жилья. Если же там были дождевые черви - можно строить. Или пекли три круглых маленьких каравая. Хозяин дома нес их до места постройки за пазухой, доставал и катал их по земле. Если все они ложились верхней коркой вверх - место считалось хорошим, безопасным. Если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, искали другое место для постройки.

Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету, зерна, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть - на счастье и ладан - для святости.

В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового.

Приметы и обычаи для тех, кто строить дом

• Не предвещает добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.

• Считалось, что тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом, поэтому первым должен был войти самый старший в семье.

• Чтобы отвести смерть от хозяина дом, хозяева тайно приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали ее там, где предполагался передний угол дома.

Строительство дома

Плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий - пили «заручное». Когда клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Уложили первый ряд основных бревен - пили «обложейное». Когда заготовленный сруб переносили и ставили на указанное место - снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепля­ется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке. Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы: на печи, перегородках, полатях, обязательно на голбце - через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила - рисовали знаки солнца, чертили кресты. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров.

Влозины

Переезжали в новый дом обязательно ночью. Конечно, полностью перенести пожитки в это время сложно, поэтому ограничивались несколькими предметами, которые символизируют жизнь в доме: подушкой, горшками, хлебом, мылом. Скотину обязательно перегоняли ночью, чтобы уберечь от сглаза. Старуха-хозяйка в старом доме накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. Затем подходил к голбцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скот и мое семейство». После этого все отправлялись в новый дом. Хозяин нес петуха и курицу, хозяйка - хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между членами семьи. Открыв дверь, хозяин прежде всего пускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ко, суседушко, братанушко!» Новоселье заканчивалось семейной мо­литвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню. Существовал и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка (мать или свекровь) последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала его белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью ее встречали молодые хозяева. Принесенные угли высыпались в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него кочергу и другие атрибуты очага.



2015-11-23 504 Обсуждений (0)
Билет №21. Краеведческое изучение почв и растительности. ( в книге (1) Страница 46 - 48. Цыгани в Беларуси? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет №21. Краеведческое изучение почв и растительности. ( в книге (1) Страница 46 - 48. Цыгани в Беларуси?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)