Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТА БАЗЫ ДАННЫХ УЧЕТА СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ



2015-11-23 1109 Обсуждений (0)
РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТА БАЗЫ ДАННЫХ УЧЕТА СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Слушатель 1 курса 254 уч. гр. ФЗО

лейтенант вн. сл. ПЕТРОВ В.А.

Проверил: ФИО преподавателя

Санкт-Петербург

Задание на контрольную работу (вариант 2):

Разработать фрагмент базы данных по учету спортивных достижений учебной группы.

В начальной (постановочной) части работы слушатель должен продумать содержание предметной области своего варианта задания и определить возможный перечень и содержание запросов для получения информации заинтересованными должностными лицами. Далее следует вариант подхода к выполнению этой части работы.

В интересах повышения информированности должностных лиц факультета создается автоматизированная информационная система на основе персонального компьютера (компьютерной сети), реализуемая по технологии баз данных. Предполагается, что в базе данных будут содержаться сведения о личном составе подразделения. Должностные лица (начальник факультета, начальник курса) будут выступать пользователями этой базы данных.

Объектами учета в базе данных являются слушатели учебной группы.

Должностными лицами может быть востребована следующая информация относительно указанных объектов учета, выражаемая в форме запросов.

Начальник факультета:

  Специальное звание Фамилия Имя Домашний адрес
       

Начальник курса:

Специальное звание Фамилия Дата рождения Вид спорта Спортивный разряд
         

 

Перечень запросов может быть гораздо шире. В рамках учебного примера целесообразно ограничиться только приведенными запросами.

Информационно-логическая модель предметной области

Приведенные запросы служат основой построения информационно-логической модели (в графическом виде). Пример построения такой модели показан ниже.

Множественность ветви "Спорт" свидетельствует о том, что любой слушатель (курсант) может иметь квалификацию (разряд) по нескольким видам спорта. Если слушатель (курсант) не имеет спортивного разряда, то это не меняет сущности информационно-логической модели. В этом случае позиции "Вид спорта" и "Спортивный разряд" для него будут пустыми. В дальнейшем, по мере совершенствования спортивного мастерства данного слушателя (курсанта) они могут заполняться и даже неоднократно. Дополнительно можно заметить, что в информационно-логической модели предусмотрена позиция "Отчество", хотя в исходных запросах она отсутствует. Учитывая тот факт, что в ходе ведения базы данных могут появляться новые пользователи и/или запросы, в которых весьма вероятно будет встречаться и этот атрибут, введение рассматриваемой позиции в модель оправдано.

Таким образом, в качестве объектов учета в базе данных выступают слушатели (курсанты) учебной группы. Их характеристики (атрибуты) показаны в виде "листьев" дерева информационно-логической модели.

Далее необходимо описать сами атрибуты. Это описание целесообразно представить в виде следующей таблицы.

Атрибут Тип атрибута Размер атрибута Обязательность атрибута Повторяемость атрибута
Специальное звание Текст 15 символов Обязателен Не повторяется
Фамилия Текст 15 символов Обязателен Не повторяется
Имя Текст 12 символов Обязателен Не повторяется
Отчество Текст 14 символов Обязателен Не повторяется
Дата рождения Дата 10 символов Обязателен Не повторяется
Домашний адрес Текст 14 символов Обязателен Не повторяется
Вид спорта Текст 10 символов Не обязателен Повторяется
Разряд Число 1 разряд Не обязателен Повторяется

Обоснование выбора и характеристики системы управления базами данных

В этой части необходимо привести аргументы в пользу выбора той или иной системы управления базами данных из известных обучающихся. Также следует указать, на каком компьютере предполагается использовать эту систему управления и строить саму базу данных. При перечислении характеристик системы управления базами данных особое внимание надо обратить на тип поддерживаемой модели данных.

Структура базы данных

Выбор системы управления базами данных определяет логическую структуру самой базы. В случае реляционной системы управления данные в базе будут храниться в виде одной или нескольких таблиц. В последнем случае необходимо обеспечить связи между таблицами.

Очевидно, что если непосредственно преобразовать граф информационно-логической модели в табличную форму, то эта таблица будет выглядеть следующим образом.

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес Вид спорта Спорт. разряд …... Вид спорта Спорт. разряд
                     

Этот подход имеет явный недостаток: размер таблицы по вертикали не определен. Возможен другой вариант, с фиксированным числом столбцов:

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес Вид спорта Спорт. разряд
               

Но в этом случае некоторые записи (строки таблицы) придется частично дублировать, например:

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес Вид спорта Спорт. разряд
сержант Иванов Иван Иванович 01.01.1985 г. Москва Футбол
сержант Иванов Иван Иванович 01.01.1985 г. Москва Бокс

Такое положение является весьма нежелательным, и подобной ситуации на практике стараются избегать. Причина заключается в том, что при корректировках каких-либо атрибутов могут возникать технические ошибки, связанные с работой оператора базы данных. Например, изменился домашний адрес сержанта Иванова. В этом случае требуется внести изменения во все строки, связанные с сержантом Ивановым. Если же будет пропущена хотя бы одна строка и адрес в ней останется прежним, то содержание базы данных не будет соответствовать реальному положению дел. Кроме того, такое дублирование ведет к неоправданному возрастанию объема базы данных.

Выход из сложившейся ситуации состоит в разбиении исходной таблицы на несколько меньших по размеру.

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес
сержант Иванов Иван Иванович 01.01.1985 г. Москва

 

Фамилия Вид спорта Спорт. разряд
Иванов Футбол
Иванов Бокс

 

В этом случае необходимо организовать связь между таблицами. Связующим звеном выступает поле "Фамилия":

Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес
сержант Иванов Иван Иванович 01.01.1985 г. Москва

  Фамилия Вид спорта Спорт. разряд  
    Иванов Футбол  
    Иванов Бокс  

Назовем верхнюю таблицу главной (ее имя Слушатель или Курсант), а нижнюю - подчиненной (ее имя - Спортивные успехи). В главной таблице не должно быть повторяющихся фамилий, а в подчиненной - повторяющихся сочетаний Фамилия - Вид спорта. Первое условие введено искусственно для упрощения примера (в случае однофамильцев пришлось бы вводить дополнительный столбец, например с номерами слушателей или курсантов для их однозначной идентификации). Второе условие вполне естественно: у человека не может одновременно быть двух разных разрядов по одному и тому же виду спорта. Таким образом, обнаруживается, что в главной таблице ключевым является столбец Фамилия, а в подчиненной - столбцы Фамилия и Вид спорта (составной ключ). Поскольку каждой строке главной таблицы может соответствовать несколько строк подчиненной (один человек имеет разряды по нескольким видам спорта), то связь этих таблиц характеризуется как "один-ко-многим". Схематично это изображается следующим образом.

Слушатель (Курсант)
Спец. звание Фамилия Имя Отчество Дата рождения Домашний адрес
           

    Спортивные успехи  
  Фамилия Вид спорта Спорт. разряд  
           

Характеристики таблиц, схема данных, содержимое таблиц, примеры запросов и отчетов приведены ниже в виде форм машинных документов. Учебный пример реализован в среде системы управления базами данных Microsoft Access.

Машинная реализация базы данных) структура таблицы Слушатель (курсант)

б) пример заполнения таблицы Слушатель (курсант)

в) структура таблицы Спортивные успехи

г) пример заполнения таблицы Спортивные успехи

д) схема базы данных

е) пример связанных записей таблиц Слушатель (курсант) и Спортивные успехи

ж) общая структура запроса Начальник факультета

з) пример выполнения запроса Начальник факультетабез условий

и) пример структуры запроса Начальник факультетас условием

Специальное звание = Курсант

к) пример выполнения запроса Начальник факультета с условием

Специальное звание = Курсант

л) общая структура запроса Начальник курса

м) пример выполнения запроса Начальник курсабез условий

н) пример структуры запроса Начальник курса с условием

Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2

о) пример выполнения запроса Начальник курса с условием

Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2

п) пример выполнения отчета по запросу Начальник факультета с условием

Специальное звание = Курсант

р) пример выполнения отчета по запросу Начальник курса с условием

Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление современными организационно-техническими системами практически невозможно без использования мощнейшего потенциала компьютерной техники. Поэтому изучение теоретических основ информационных технологий и приобретение практики работы с их элементами является важным атрибутом подготовки специалиста в любой области деятельности. Именно на обеспечение высокого уровня образованности выпускника университета и на формирование его как глубоко эрудированной личности направлена дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности

Предметная область информатики отличается высокой динамичностью. Достаточно заметить, что смена семейств аппаратных средств компьютерной техники в настоящее время исчисляется отнюдь не десятилетиями, а годами, и этот период имеет тенденцию к сокращению. Практически то же самое касается и программных продуктов.

Поэтому одна из задач дисциплины состоит в том, чтобы научить слушателей самостоятельно работать над материалом, дать импульс к его дальнейшему изучению в рамках будущей служебной деятельности в соответствии с требованиями времени.

Материал дисциплины не претендует на полноту и всеобъемлемость. Многие интересные разделы информатики не вошли в дисциплину в связи с лимитом времени на ее освоение в рамках учебного плана университета. Дальнейшее совершенствование подготовки по вопросам применения информационных технологий в профессиональной деятельности предполагается на кафедрах, определяющих облик выпускника как специалиста в выбранной предметной области.

 

4. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РАБОТЫ НАД МАТЕРИАЛОМ ДИСЦИПЛИНЫ

Качественное усвоение материала дисциплины требует от обучаемых систематической самостоятельной работы, в том числе и с литературой. Быстрая смена поколений компьютерной техники и программных продуктов не позволяет вести речь о наличии фундаментальных учебных изданиях по информатике. Поэтому список рекомендуемой литературы носит открытый характер: слушатели могут самостоятельно выбирать и другие издания для работы над материалом. Кроме того, целесообразно использовать периодическую литературу, выпускаемую по различным направлениям компьютерной техники и информационных технологий.

Литература

Основная:

1. Информатика. Базовый курс. Под ред. С.Симоновича. Гриф МО. Учебное пособие, Изд-во Питер, 2013 г.

2. Информатика. Курс лекций. Е. Л. Федотов, М.: уч. Пособие. Изд. Форум 2011 г.

Дополнительная:

1. Персональный компьютер. Лучший самоучитель Е. Н. Гузенко, А. С. Сурядный, М. АСТ Астрель 2011 г.-544 с.

2. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия, Изд-во Питер, 2006 г.

3. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. В.Л. Бройдо СПб.: Питер, 2011

4. Иванов А.Ю. Информатика. Учебное пособие / Под ред. В.С. Артамонова. СПб.: СПб ИГПС МЧС России, 2006.

5. С.Симонович, В Мураховский, Г. Евсеев. Новые возможности Интернета. Необходимый самоучитель. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.

6. Microsoft Office System 2007. Русская версия. Серия «Шаг за шагом / Кокс Дж., Фрай К.Д., Ламберт С. и др. – М.: ЭКОМ 2007 г.

7. Зубаха А.М. Подружкина Т.А. Компьютерный практикум по информатике. Microsoft Office 2007. СПб: УГПС МЧС России, 2014 г.

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. («Консультант +»).

2. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» от 9 сентября 2000 г.

3. Доклад «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России (МЧС России - 2030) Доклад Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. М.: МЧС России, 2012».

4. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012 году».

5. Основы единой государственной политики РФ в области ГО на период 2020 года (утверждена Президентом РФ от 03.09.2011, № ПР-2613).

6. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года, №2227-р).

7. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123 – ФЗ (ред.от 10.07.2012 ) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

8. Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2013 год.

9. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, военизированных горноспасательных частей, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2014-2016 годы

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Информационные системы в экономике» обсуждена и одобрена на заседании ПМК №1 прикладной математики и информационных технологий. Протокол № 6 от 21.09.20154



2015-11-23 1109 Обсуждений (0)
РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТА БАЗЫ ДАННЫХ УЧЕТА СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТА БАЗЫ ДАННЫХ УЧЕТА СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)