Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 2. Политические партии



2015-11-23 567 Обсуждений (0)
Занятие 2. Политические партии 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Политические партии и непартийные общественно-политические объединения: понятие и функции.

2. Типы партий и основные способы их классификации.

3. Партийные системы и их типологии. Становление многопартийности в России и регионах (на примере Республики Татарстан).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные признаки политической партии. Чем политическая партия отличается от массового движения, группы давления, лоббистской организации, группы по интересам, избирательного объединения, неформального клуба?

2. Какие функции выполняет политическая партия?

3. По каким критериям можно провести типологизацию политических партий?

4. Раскройте процесс возникновения политической партии. Какие Вы знаете модели формирования новых партий?

5. Каковы «плюсы» и «минусы» многопартийности? Является ли многопартийная система необходимым условием демократии?

6. Раскройте понятие «партийная система». По каким критериям принято проводить типологию партийных систем?

7. Оцените роль партий и движений в политическом процессе России и Татарстана. Какими позитивными и негативными моментами характеризуется становление многопартийности в нашем обществе?

 

Задания и упражнения

1. Устоявшейся традицией политической мысли, начиная с античности и до XX века, был антипартизм - критическое, отрицательное отношение к партиям. Утверждалось, например, что партии - зло, свойственное демократии (А. Токвиль), или, что партии выражают не общественные, а частные интересы (М. Острогорский). Наряду с антипартизмом, постепенно развивалась и укреплялась линия более взвешенного и даже позитивного отношения к партиям, когда, например, назначение партий видели в утверждении социальной гармонии, преодолении конфликтов. Какова ваша точка зрения на роль партий в жизни общества? В чем вы видите позитивные и негативные стороны функционирования партий в современном обществе?

2. М. Дюверже утверждал, что классификация партийных систем по числу партий может стать основой типологии политических режимов. Она подчеркивает наличие взаимосвязи между количеством партий и демократической стабильностью. Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более стабильным? Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более эффективным? Каково соотношение между демократией и многопартийностью?

3. Охарактеризуйте две-три известных вам партии в соответствии с различными типологиями. Какие из них можно отнести к партиям «хватай всех»? Какие партии, по-вашему, относятся к медийным? Какие из них можно рассматривать как картельные?

4. Некоторые современные исследователи партий делают вывод о том, что сегодня имеет место не только стойкая тенденция к вытеснению партий, как главных действующих лиц политического процесса, но и что с функциональной точки зрения партии уже не нужны. В пользу такой точки зрения отмечают, что объединение гражданина с гражданином сегодня происходит не через организацию, а с помощью техники; посредниками между лидером и избирателями выступают компании специ­алистов, менеджеров по продаже «политического товара». Согласны ли вы с такими выводами? Какие еще аргументы можно привести в пользу этой точки зрения? Как ее можно опровергнуть?

 

Темы рефератов

1. Партия: интерпретация понятия.

2. Партия как институт политического представительства: этапы эволюции.

3. Интерпретации роли партий в современном обществе.

4. Коалиционное поведение: теория и практика.

5. Непартийные общественно-политические объединения и их роль в политической жизни общества.

6. Политические партии в современной России.

Обязательная литература

1. ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ 9ред. От 21.07.2005) «О политических партиях» ( с измен. и доп., вступающими в силу с 01.01.2006).

2. ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

3. Категории политической науки: учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. – С. 297-313.

4. Курс лекции по политологии (2-е издание, перераб. и дополненное): учебное пособие / Под ред. М.Х. Фарукшина, О.И. Зазнаева. – Казань, Издательство Казанского университета, 1998. – Лекция VII. С. 113-126.

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001.– Глава 10. С. 215-228.

 

Дополнительная литература

1. Дюверже М. Политические партии / М. Дюверже. – М.: Академический проект, 2000. – С. 59-84.

2. Коргунюк Ю. Г. Эволюция организационных форм политических партий и современная представительная демократия / Ю.Г. Коргунюк // Полития.– № 1 (32). Весна 2004.

3. Коргунюк Ю. Г. Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие / Ю.Г. Коргунюк, С.Е. Заславский. – М.: Фонд ИНДЕМ, 1996 // http://www.partinform.ru/ros_mn.htm

4. Партинформ. Сайт информационно-аналитического еженедельника о деятельности политических организаций России // http://www.partinform.ru

5. Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе / С.Н. Пшизова // Полис.– 2000. – №№ 2, 3.

 



2015-11-23 567 Обсуждений (0)
Занятие 2. Политические партии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 2. Политические партии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)