Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 15. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА



2015-11-23 680 Обсуждений (0)
ТЕМА 15. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Природная среда непосредственно влияет на условия существования человека. Именно поэтому на всех этапах своего развития человечество зависело, и будет зависеть от природной среды. Однако характер этой зависимости непрерывно менялся. По мере совершенствования орудий труда, социального устройства общества непосредственное влияние природы ослаблялось. Человек все больше становился независимым от влияния природы, а средствами независимости служили орудия, огонь, одежда, жилища, коллективная жизнь. Переход человека их царства животного в царство социальное обусловил появление принципиально иных взаимоотношений между природой и человеком.
Общая направленность развития социальной среды и природной эволюции приводила к уменьшению зависимости человечества от природной среды, возрастанию использования природных ресурсов.

Начиная с 70-х гг. ХХ в., со всей очевидностью обнаружил себя всеобщий кризис цивилизационного развития, проявившийся не только в катаклизмах ХХ в. (две мировые войны, революции, разрушение общечеловеческих ценностей, социально-нарвственный и экономический хаос), но и в возникновении глобальных проблем человечества. Перед всем мировым сообществом, отдельными странами впервые остров встала проблема выживания, определяемая наличием экологического, сырьевого, демографического, продовольственного и других видов кризиса Их мировая и локальная нерешенность представляет угрозу всему человечеству, его будущему.

Изучив данную тему, бакалавр должен:

Знать

- в чем заключается философское осмысление проблемы «Общество и природа»;

-содержание понятий «общественная среда» жизни и деятельности людей, «географическая среда», и т.д

-биосоциальную природу человека, многих общественных явлений;

-диалектическую связь природных и социальных потребностей человека;

-глобальные экологические проблемы современности;

- необходимость формирования у людей экологического сознания;

Уметь

-правильно оценить экологические последствия современной деятельности людей;

- находить экологически безопасные способы воздействия на природу в ходе социальной деятельности, прежде всего производственной;

Владеть

-знанием способов решения экологических проблем на уровне отдельных регионов, стран и на международном уровне.

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

 

1.Взаимовлияние общества и природы. История проблемы.

2.Экологическая и демографическая проблемы.

3.Проблема экономического неравенства и военная опасность.

4.Современная техническая цивилизация и будущее человечества.

Основные понятия: природа, народонаселение, мальтузианство, ноосфера, геополитика, Римский клуб, географический детерминизм, неомальтузианство, географическая среда, биосфера, этногенез, пассионарность, пассионарии, экология, социальная экология, глобалистика, коэволюция, пределы роста, экологический императив, альтернативная цивилизация.

Темы докладов:

1.Взаимосвязь общества, Земли и космоса.

2. Экологические проблемы в современной России.

3. Пути решения демографической проблемы.

5. Проблемы «бедного Юга и богатого Севера».

6. Философия о будущем.

Контрольные вопросы:

1 Какие глобальные проблемы современности порождены научно-техническим прогрессом?

2.Какие стратегии Вы можете предложить для решения экологической проблемы?

3. Что такое «экологический императив» и как он связан в нравственным?

4. Как Вы относитесь к «пророчеству» Станислава Ежи Леца: «Техника дойдет до совершенства, что человек сможет обойтись без себя»?

5.Какая глобальная проблема отражена в высказываниях Вернера фон Брауна: «Через пятьсот лет на Земле останутся только стоячие места»?

6.Какие проблемы информатизации затронуты в следующем суждении: « Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить, как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить, как компьютер» (Сидни Дж. Харрис).

7. Ш.Монтескье писал: «народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны как юноши». Как называется такой тип понимания отношений общества и природы?

8.Что изучает футурология и глобалистика?

9. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?

10. Каковы возможные сценарии обозримого будущего?

11.»В каждом приборе, аппарате я, прежде всего, ищу кнопку стоп» - Н. Тимофеев-Ресовский. Прокомментируйте слова выдающегося русского генетика.

Контрольные задания:

1. Ортега-и-Гассет писал, что «наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить, Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывания испанского философа

2. Укажите глобальные проблемы, которые имеются в данном перечне:

1)Проблемы образования; 2) Проблемы энергетика; 3) Проблемы сельскохозяйственного производства; 4) Экологические проблемы; 5) Продовольственные проблемы; 6) Проблемы борьбы с терроризмом; 7)Проблемы войны и мира в целом; 8) Демографические проблемы; 9) национальные проблемы.

3. Чем вызван кризис современной цивилизации:

1) развитием науки;

2 дефектами социальной системы;

3). научно-техническим прогрессом:

4) отсутствием разумной стратегии развития общества.

4. Что означает термин «ноосфера»:

1) объединение человечества в единую мировую систему;

2) сфера господства разума;

3) система глобального моделирования окружающей среды;

4) глобализация общества.

5. Что такое «Римский клуб»:

1) объединение футбольных болельщиков города Рима;

2) объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией;

3)объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;

4) объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу.

6. К глобальным проблемам относятся:

1) вырубка тропических лесов;

2) демографическая проблема;

3) экономическое неравенство;

4) истощение минеральных ресурсов.

7. Философ, автор «научно-технической утопии»:

1) Ж.Фурастье;

2) З.Бжезинский;

3) А.Тойнби;

4) Н.Данилевский.

8. Кому из философов принадлежит термин «футурошок», характеризующий встречу с обществом будущего:

1) А. Тоффлер;

2) С.Хантингтон;

3) А.Тойнби;

4) З.Бжезинский.



2015-11-23 680 Обсуждений (0)
ТЕМА 15. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 15. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)