Задания для самостоятельной работы. ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по микроэкономике
Киров 2010 Часть 1. Введение в экономическую теорию. Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Программная аннотация темы Экономическая наука и общая экономическая теория. Определения предмета общей экономической теории. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Позитивный и нормативный, функциональный и системный анализ. Фактор времени в экономическом анализе. Отбор экономических фактов. Индукция и дедукция. Роль абстракций и предпосылок. Метод моделирования. Эксперимент. Экономические категории. Экономические законы и специфика их проявления в процессе хозяйствования. Экономические интересы и цели. Экономическая политика и экономическая стратегия.
Понятийный аппарат Экономия– первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства. Экономикс, экономика– наука об использовании людьми ограниченных экономических ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей членов общества. Основные экономические школы: - маржинализм; - физиократия; - классическая политическая экономия; - марксистская политическая экономия; - маржинализм; - кейнсианство; - монетаризм; - институционализм. Метод – совокупность способов, приемов, с помощью которых изучаются экономические явления. Позитивная экономика– познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов. Нормативная экономика – выяснение условий достижения максимального результата при данных затратах. Формальная логика– совокупность средств мысли, необходимых для рационального познания (понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и т.д.). Диалектическая логика – наука о наиболее общих законах процесса познания. Экономическая модель– формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективными целями исследования. Экономический эксперимент– искусственное воспроизведение экономического явления с целью его практического изучения в наиболее благоприятных условиях. Экономическая категория– понятие, которое выражает наиболее общие свойства экономического явления. Экономический закон –повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений. Интерес – потребность, которая может быть измерена и представлена в виде денежной или иной величины.
1.3 Контрольные вопросы 1. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории? 2. В какой связи с экономической теорией находятся общественные науки (философия, история, право, этика), а также прикладные экономические науки (финансы, статистика)? 3. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и быстрым ростом торговли между Европой и Азией. Есть ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь или они независимы друг от друга? 4. Какие события экономической истории ХХ века оказали определяющее влияние на развитие экономических идей – на революции в экономической теории? 5. Назовите известных Вам российских экономистов первой половины ХХ века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – лауреатов Нобелевской премии. 6. Что выражают собой экономические категории и экономические законы? 7. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика? 8. Какое значение для познания экономических процессов имеет использование математических методов? 9. В чем заключается отличие и единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического и исторического, количественного и качественного?
Задания для самостоятельной работы.
1. Рассмотрите следующие зависимости: а) доход и образование; б) низкий доход и многодетность; в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране; г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара. Что является причиной и что следствием? Могут ли причина и следствие меняться местами?
2. Дайте характеристику понятия «научная абстракция» и ее взаимосвязи с экономической категорией. Приведите примеры абстрагирования применительно к окружающему нас миру и миру экономики.
3. Продемонстрируйте на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.
4. В политической экономии и в экономиксе объектом исследования является поведение: а) естественного человека; б) экономического человека; в) лиц наемного труда; г) человека, руководствующегося этическими ценностями.
5. Под индукцией понимается: а) проведение эксперимента; б) конструирование системы законов и категорий; г) выведение теории из фактов; д) умозаключение от общих суждений к частным выводам.
6. Анализ – это: а) соединение различных элементов в единое целое; б) разделение исследуемого предмета на составные части; г) изучение исследуемого предмета на микроуровне; д) изучение исследуемого предмета на макроуровне.
7. Меркантилисты отождествляли богатство с: а) золотыми деньгами; б) бумажными деньгами; в) товарами и услугами; г) все ответы верны.
8. Термин «физиократизм» означает власть: а) государства; б) денег; в) природы; г) нет правильного ответа.
9. Под «невидимой рукой» А.Смит понимал: а) свободную конкуренцию; б) государственное регулирование; в) налоги; г) все ответы подходят.
10. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к: а) регулированию налогов; б) наращиванию инвестиций; в) контролю над денежной массой; г) государственному вмешательству во все сферы.
11. Наука о том, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов – это; а) нормативная экономика; б) позитивная экономика; в) информатика; г) все ответы верны.
12. К частным приемам исследования принадлежат: а) графические; б) исторический; в) экономический эксперимент; г) верны ответы «б» и «в»; д) верны ответы «а» и «в».
13. Перед вами четверостишие Э.Асадова: У соседа – борца, чемпиона мира, Была восьмикомнатная квартира. Будь у меня такая квартира, Я тоже бы стал чемпионом мира! Какой прием научного исследования здесь нарушен?
14. Как вы понимаете высказывание К.Маркса: « При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода абстракции.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Предмет экономической теории – многообразие критериев определения его границ. 2. Метод экономической теории как способ выявления существенных свойств и взаимосвязей экономической действительности и их проявлений. 3. Диалектический метод как основа познания экономической действительности: причинно-следственная зависимость экономических явлений и процессов и их внутренние противоречия. Функциональные взаимосвязи. 4. Инструментарий научного исследования: метод познания и изложения, историческое и логическое, абстрактное и конкретное, анализ и синтез. Вопросы для дискуссионного обсуждения: 1. Когда Пола Самуэльсона спросили, зачем изучают экономическую теорию, он назвал несколько причин. Во-первых, в надежде получить деньги. Во-вторых, к вам относятся как к безграмотному, если вы не знаете законов спроса и предложения. В-третьих, потому, что политэкономию называют «королевой общественных наук» - старейшей из искусств, новейшей из наук. А как бы вы ответили на этот вопрос? 2. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России? 3. Когда (на каком уровне исследования) экономическая теория прибегает к построению моделей? Что представляет собой моделирование и необходимо ли оно в экономической науке?
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1175)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |