Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания для самостоятельной работы. ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



2015-11-23 1175 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы. ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет экономики и менеджмента

 

Кафедра экономики

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям

по микроэкономике

 

 
 
Для специальностей экономического факультета

 


 

 

Киров 2010


Часть 1. Введение в экономическую теорию.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

Программная аннотация темы

Экономическая наука и общая экономическая теория. Определения предмета общей экономической теории. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Позитивный и нормативный, функциональный и системный анализ. Фактор времени в экономическом анализе. Отбор экономических фактов. Индукция и дедукция. Роль абстракций и предпосылок. Метод моделирования. Эксперимент. Экономические категории. Экономические законы и специфика их проявления в процессе хозяйствования. Экономические интересы и цели. Экономическая политика и экономическая стратегия.

 

Понятийный аппарат

Экономия– первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства.

Экономикс, экономика– наука об использовании людьми ограниченных экономических ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей членов общества.

Основные экономические школы:

- маржинализм;

- физиократия;

- классическая политическая экономия;

- марксистская политическая экономия;

- маржинализм;

- кейнсианство;

- монетаризм;

- институционализм.

Метод – совокупность способов, приемов, с помощью которых изучаются экономические явления.

Позитивная экономика– познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.

Нормативная экономика – выяснение условий достижения максимального результата при данных затратах.

Формальная логика– совокупность средств мысли, необходимых для рационального познания (понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и т.д.).

Диалектическая логика – наука о наиболее общих законах процесса познания.

Экономическая модель– формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективными целями исследования.

Экономический эксперимент– искусственное воспроизведение экономического явления с целью его практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

Экономическая категория– понятие, которое выражает наиболее общие свойства экономического явления.

Экономический закон –повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений.

Интерес – потребность, которая может быть измерена и представлена в виде денежной или иной величины.

 

1.3 Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории?

2. В какой связи с экономической теорией находятся общественные науки (философия, история, право, этика), а также прикладные экономические науки (финансы, статистика)?

3. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и быстрым ростом торговли между Европой и Азией. Есть ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь или они независимы друг от друга?

4. Какие события экономической истории ХХ века оказали определяющее влияние на развитие экономических идей – на революции в экономической теории?

5. Назовите известных Вам российских экономистов первой половины ХХ века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – лауреатов Нобелевской премии.

6. Что выражают собой экономические категории и экономические законы?

7. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика?

8. Какое значение для познания экономических процессов имеет использование математических методов?

9. В чем заключается отличие и единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического и исторического, количественного и качественного?

 

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Рассмотрите следующие зависимости:

а) доход и образование;

б) низкий доход и многодетность;

в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;

г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.

Что является причиной и что следствием? Могут ли причина и следствие меняться местами?

 

2. Дайте характеристику понятия «научная абстракция» и ее взаимосвязи с экономической категорией. Приведите примеры абстрагирования применительно к окружающему нас миру и миру экономики.

 

3. Продемонстрируйте на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.

 

4. В политической экономии и в экономиксе объектом исследования является поведение:

а) естественного человека;

б) экономического человека;

в) лиц наемного труда;

г) человека, руководствующегося этическими ценностями.

 

5. Под индукцией понимается:

а) проведение эксперимента;

б) конструирование системы законов и категорий;

г) выведение теории из фактов;

д) умозаключение от общих суждений к частным выводам.

 

6. Анализ – это:

а) соединение различных элементов в единое целое;

б) разделение исследуемого предмета на составные части;

г) изучение исследуемого предмета на микроуровне;

д) изучение исследуемого предмета на макроуровне.

 

7. Меркантилисты отождествляли богатство с:

а) золотыми деньгами;

б) бумажными деньгами;

в) товарами и услугами;

г) все ответы верны.

 

8. Термин «физиократизм» означает власть:

а) государства;

б) денег;

в) природы;

г) нет правильного ответа.

 

9. Под «невидимой рукой» А.Смит понимал:

а) свободную конкуренцию;

б) государственное регулирование;

в) налоги;

г) все ответы подходят.

 

10. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к:

а) регулированию налогов;

б) наращиванию инвестиций;

в) контролю над денежной массой;

г) государственному вмешательству во все сферы.

 

11. Наука о том, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов – это;

а) нормативная экономика;

б) позитивная экономика;

в) информатика;

г) все ответы верны.

 

12. К частным приемам исследования принадлежат:

а) графические;

б) исторический;

в) экономический эксперимент;

г) верны ответы «б» и «в»;

д) верны ответы «а» и «в».

 

13. Перед вами четверостишие Э.Асадова:

У соседа – борца, чемпиона мира,

Была восьмикомнатная квартира.

Будь у меня такая квартира,

Я тоже бы стал чемпионом мира!

Какой прием научного исследования здесь нарушен?

 

14. Как вы понимаете высказывание К.Маркса: « При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции».

Раскройте содержание метода абстракции.

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Предмет экономической теории – многообразие критериев определения его границ.

2. Метод экономической теории как способ выявления существенных свойств и взаимосвязей экономической действительности и их проявлений.

3. Диалектический метод как основа познания экономической действительности: причинно-следственная зависимость экономических явлений и процессов и их внутренние противоречия. Функциональные взаимосвязи.

4. Инструментарий научного исследования: метод познания и изложения, историческое и логическое, абстрактное и конкретное, анализ и синтез.

Вопросы для дискуссионного обсуждения:

1. Когда Пола Самуэльсона спросили, зачем изучают экономическую теорию, он назвал несколько причин. Во-первых, в надежде получить деньги. Во-вторых, к вам относятся как к безграмотному, если вы не знаете законов спроса и предложения. В-третьих, потому, что политэкономию называют «королевой общественных наук» - старейшей из искусств, новейшей из наук.

А как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России?

3. Когда (на каком уровне исследования) экономическая теория прибегает к построению моделей? Что представляет собой моделирование и необходимо ли оно в экономической науке?

 



2015-11-23 1175 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы. ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания для самостоятельной работы. ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)