Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генезис и структура души в эпоху античности



2015-11-23 930 Обсуждений (0)
Генезис и структура души в эпоху античности 0.00 из 5.00 0 оценок




Объяснение генезиса и структуры души в истории античности получило три направления
Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (вопрос о месте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями, до сих пор остается стержневым в психологической теории.) Второе направление в античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение этой проблемы на первый план этой проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана и способ организации поведения живых систем. Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые созидаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие большую роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.

Необходимо отметить, что в эпоху античности наряду с рассмотренными основными направлениями в изучении феномена «душа» существовало еще несколько абсолютно самостоятельных тенденций в построении целостной модели мироздания. Эти аспекты представлены в таблице 10.

 

Таблица 10

Развитие психологии в эпоху античности

 

Развитие психологии в Античности О познание О свободе и регуляции поведения
Материа-лизм Идеализм Сенсуа-лизм Рациона-лизм Эмоцио-нальная регуляция Регуляция на основе разума
Мир состоит из атомов, двигающихся в пустоте. Все в мире подчиняется определенным законам. Душа служит источником энергии для тела, состоит из мелких, подвижных атомов, смертна, появляется и исчезает вместе с телом. Состоит из частей: 4-Эпикура и Лукреция, 8-у стоиков. Мир состоит из материи и идей (Платон) или форм как творческого начала природы. Человек– венец природы. Душа– прежде всего источник разума и нравственности. Бессмертна, вечна (либо целиком, либо одна из ее частей). Состоит из нескольких частей, которые обладают разными свойствами. В основе процесса познания– ощущения, опыт, который обобщается при помощи разума. В основе ощущений– теория истечений (Демокрит, Эпикур, Лукреций, стоики) В процессе познания несколько этапов (от 2 до 4). Сравнение и обобщение чувственных впечатлений происходит при помощи ассоциаций в общем чувствилище (Аристотель). Главным источником знаний является разум, ощущения дают знания только о единичных вещах, тенях предметов (Платон), мешая истинному познанию (стоики). В процессе познания несколько этапов (от 3 до 5). Ощущения пассивны, мышление активно связано с речью (Платон, стоики) и интуицией (Платон). Эмоции управляют поведением, они связаны с внешним миром (Демокрит), а также с духовными потребностями человека (Эпикур) или невозможна вообще (Демокрит). Регуляция поведения должна происходить на основе разума, который помогает правильной оценке ситуации и освобождает человека из-под власти эмоций (стоики), делая его свободным (Сократ, Платон) или изживать их (катарсис, Аристотель). Разделение внешней и внутренней свободы (стоики).

Завершая рассмотрение основных научных парадигм античности, необходимо остановиться на характеристике основных этапов становления и развития психологии в этот период, обращая особое внимание на предмет изучения психологии, методы исследования психики и основных достижениях каждого этапа. В таблице 11 дана характеристика каждого этапа с учетом вышеуказанных нюансов.

Таблица 11

Этапы становления и развития представлений о категориях психологии

Этап и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения
Донаучный, до 7-5 вв. до н. э. Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций нет Общие представления об охранительной и активной роли души
Философский, 7-6 вв. до н. э. –конец 18– начало 19. Античная психология Душа-источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики– при исследовании содержания и функции души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
         

РЕЗЮМЕ

Антропосоциогенез в эпоху античности характеризуется тем. что виртуальная реальность телесности, – первая виртуальная реальность, возникшая в эпоху первобытности. Прошла этапы удвоения и девирутализакции. Реальность телесности в эпоху античности уже освоена. Свидетельством этого является идела культуры тела в эпоху полисов в Дрвеней Греции, шедевры скульптуры, описания реальности телесности в поэмах Гомера и т.д.

Девиртуализация реальности телесности порождает противоречие между мифомагической картиной мира и появлением виртуальной реальности сознания. Это противоречие переживается человечеством как виртуальный конфликт, для решения которого необходимо подняться на следующий уровень реальности – реальность сознания. Апофеозом реальности сознания становится философская картина мира – древнегреческая философия, основой для формирования реальности сознания стала политика. Для противоборства соперничающих групп общества, для решения противоречия необходимо было искусство убеждения. В этом процессе возникло искусство убеждения, логика; эти умения в Древней Греции стали массовыми. Суггестия уступила место убеждению.

Культура Древнего Рима, завоевавшего Древнюю Грецию, породила новый психологический тип. Это не полис, в то же время это не азиатская деспотия. Римляне создали государственно-юридическую систему, закрепленную в правовых статьях и кодексах. В их жизни огромную роль играл контракт. Римский характер, в отличие от эллинского, не созерцательный, а практичный… Вместе с греческим пантеоном римляне получили то, что отсутствовало в их собственном культе: скульптуру, образ, историю богов…

Римское право – венец римского взгляда на мир. Оно разделялось на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum). В нем скрупулезно разработаны нормы владения. Трактуются обязательственные (контрактные) отношения, договор, отношения товаровладельцев и товаропроизводителей, правоспособность, порядок наследования и т. д. Римская юриспруденция стала основой гражданского права в современном обществе.

В Древнем Египте – государстве типа восточной деспотии, антропосоциогенез шел сходным образом. Реальность телесности отделилась от мифомагического пласта психики и девирутализировалась, возникла новая реальность – реальность сознания, но весьма своебразная. В этой реальности сильна суггестия, знания и искусство убеждения не стали массовыми из-за жесткой иерархии. Реальность телесности сильно отличилась от реальности древних греков. Искусство Египта оставило нам образцы скованного тела, скованного жесткими требованиями государства типа восточной деспотии.

В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления, по которым шел поиск тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. (Вопрос о месте психического в материальном мире, поднятый впервые древними мыслителями, до сих пор остается стержневым в психологической теории.)

Только после того как были осмыслены производность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым – и необходимость изучать психику исходя из того, что говорят опыт и раз мышления о взаимосвязи материальных явлений, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план этой проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению, как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно – от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие большую роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.

Это направление придало особую остроту проблеме, которую следует обозначить как психогностическую (от греч. "гнозис" – знание). Под ней надо понимать широкий круг вопросов, с которыми сталкивается исследование психологических факторов, изначально связывающих субъекта с внешней по отношению к нему реальностью – природной и культурной. Эта реальность преобразуется соответственно устройству психического аппарата субъекта в воспринимаемую им в форме чувственных или умственных образов – будь то образы окружающей среды, поведения в ней личности или самой этой личности.

Все эти проблемы, так или иначе решавшиеся древними греками, образуют и поныне ядро объяснительных схем, сквозь призму которых видит свою эмпирию современный психолог (какой бы сверхсложной электроникой он ни был вооружен).

Мир культуры создал три "органа" постижения человека и его души: религию, искусство и науку. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте. Люди античной эпохи, обогащенные многовековым опытом человекопознания, из которого черпались как мифические представления о характере и поведении богов, так и образы героев эпоса и трагедий, осваивали этот опыт сквозь "магический кристалл" рационального объяснения природы вещей – земных и небесных. Из этих семян росло разветвленное древо психологии как науки.

О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд, летопись достижений, которыми может гордиться античная психология, немногословна. Одним из первых стало открытие Алкмеоном того, что органом души является головной мозг. Если отвлечься от исторического контекста, это вы глядит невеликой мудростью. Однако чтобы по достоинству оценить нетривиальность алкмеонова вывода (который, кстати, был не умозрительной догадкой, но вытекал из медицинских наблюдений и экспериментов), стоит напомнить, что через двести лет после этого великий Аристотель считал мозг своего рода "холодильником" для крови, а душу, с ее способностью воспринимать мир и мыслить, помещал в сердце.

Конечно, в те времена возможность экспериментировать над человеческим организмом была ничтожной. Как уже говорилось, сохранились сведения, что ставились опыты над приговоренными к казни, над гладиаторами. Нельзя, однако, упускать из виду, что античным медикам приходилось, врачуя людей, влиять на их психическое состояние и передавать от поколения к поколению сведения об эффективности своих действий, об индивидуальных различиях. Неслучайно учение о темпераментах пришло в научную психологию из медицинских школ Гиппократа и Галена.

Не меньшее значение, чем опыт медицины, имели другие формы практики – политическая, юридическая, педагогическая. Изучение приемов убеждения, внушения, ведения словесного поединка, что стало главной заботой софистов, превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи. В практике общения Сократ от крыл изначальный диалогизм, а его ученик Платон внутреннюю речь как интериоризированный диалог. Ему же принадлежит столь близкая сердцу современного психотерапевта модель личности как динами ческой системы мотивов, разрывающих ее в неизбывном конфликте. Открытие множества психологических феноменов связано с именем Аристотеля (механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим интеллектом и т.д.).

Стало быть, сколь скудной ни была эмпирическая ткань психологической мысли античности, без нее эта мысль не могла "зачать" традицию, приведшую к современной науке. В развитии психологии античность прославлена великими теоретическими успехами. К ним относятся не только открытие фактов, построение новаторских моделей и объяснительных схем. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на огромную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.

За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа исследовательской мысли, и только история науки может раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим термином "душа", давшим имя нашей науке.




2015-11-23 930 Обсуждений (0)
Генезис и структура души в эпоху античности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генезис и структура души в эпоху античности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (930)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)