Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие психологии в средневековый период



2015-11-23 985 Обсуждений (0)
Развитие психологии в средневековый период 0.00 из 5.00 0 оценок




Потусторонний мир – всего лишь эхо посюстороннего мира.

Людвиг Фейербах

По сравнению со средневековьем человечество продвинулось далеко вперед в направлении свободомыслия. Например, инквизиция уже не святая.

Збигнев Земецкий

Христианин должен освободиться от всего, кроме Христа.

Николай Бердяев

Эпоха Средневековья

(с V в. по XV в.)

 

М.К. Петров сравнивал средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда строительство завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.

Рис. 18. Временная ось эпохи Средневековья


Характеристика основных направлений эпохи Средневековья

 

Апологетика (от греч. «apologetikos» – защищающий) – отрасль теологии. Цель – защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.

Патристика (от лат. «pater» – отец) – христианское богословие ΙΙ – VΙΙΙ вв.,апологетика «отцов церкви», отстаивавших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.

Схоластика (от греч. «scholasticos» – школьный) – средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.

Деизм (от лат. «deus» – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Томизм (от лат. « Thomas» — Фома) — учение в схоластической философии и теологии, о догматах веры, о способах постижения этого учения посредством разума, взывающего к интуиции.

Скотизм – схоластическое направление средневековой философии 14—15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии.

Мистицизм – (от греч. «mystikos» – таинственный) – религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы.

Исихазм – (от греч. «ήσνχία» – спокойствие, тишина, уединение) – особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.

Экземпляризм – (от лат. «exemplar» – подлинник, прообраз) – термин схоластической философии, используемый Бонавентурой и Фомой Аквинским в учении о сотворении мира Богом по изначальному образу и подобию, возникновение «многого из единого» (индивидуация), подобие Бога твари.

Мистицизм

Мистицизм – (от греч. «mystikos» – таинственный) – религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы.

Бернар Клервосский (1091-1153 гг.) (Георг Андреас Вассхубер). Французский мистик, общественный деятель, аббат монастыря Клерво. Родился в Фонтене, Бургундия из знатной семьи.

Основные научные труды:

Идейная направленность учения:

1. Описал 12 ступеней мистического восхождения.

2. Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров.

3. Целью человеческого существования считал слияние с Богом.

Вклад в науку Средневековья: дал описание 12 ступеням мистического восхождения.

Иоганн Таулер (1300—1361). Немецкий мистик и проповедник. Родом из Страсбурга, родился в семье богатого купца.

Основные научные труды: «Царство Божие внутри нас: Проповеди Иоханна Таулера», «Predigten».

Идейная направленность учения:

1. Практический идеал общины "друзей божьих" противопоставил формализму феодально-клерикальных институтов.

2. Настаивал на простоте веры, на осязательном проявлении духа, исполненного любви к Богу.

Вклад в науку Средневековья: уделял наибольшее внимание деятельной нравственности и жизненно-социальной проблематике.

ЭКХАРТ ИОГАНН (1260 —1328),известный под именем Мейстера Экхарта. Знаменитый немецкий мистик и богослов, учивший о присутствии Бога во всем существующем. Родился в знатной семье в Хоххайме.

Исихазм

Исихазм – (от греч. «ήσνχία» – спокойствие, тишина, уединение) – особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.

Симеон Новый Богослов (949-1022 гг.). Монах, богослов, мистик и сочинитель «Гимнов». Родился в Галатии.

Основные научные труды: "Катехизические слова”, Проповеди на богословские и нравственные темы, "Главы" и короткие “Слова”, “Гимны”.

Идейная направленность учения:

1. Главным для него в христианской вере является личный, непосредственный опыт богообщения.

2. Утверждает возможность исходя из своего опыта, что Бог открывается человеку и становится видимым, причём не в будущей жизни, но уже здесь, на земле.

Вклад в науку Средневековья: показал, что бог открывается человеку и становится видимым, причём не в будущей жизни, но уже здесь, на земле.

Григорий Палама (1296-1359 гг.). Средневековый мистик, византийский богослов и философ. Родился в Константинополе, в аристократической семье.

Основные научные труды: трактат «Триады в защиту священнобезмолствующих».

Идейная направленность учения:

1. Выразил мысль о обожении человека в терминах православного богословия.

2. Человек участвует не только ментально или душевно, но всей полнотой своего естества, особенно физической.

Вклад в науку Средневековья: учение о Божественных энергиях как о проявлении всей Полноты Божества, о благодати действие которой является самим Богом — есть учение только Православной Церкви.

Никифор Григора (ок. 1295 – 1360) — византийский историк, научный и религиозный полемист, родился в Ираклее.

Основные научные труды: «История ромеев» («Римская история») в 37 книгах.

Идейная направленность учения:

1. Внес определённые изменения в календаре, от введения которых император отказался из-за страха волнений. Около двух сотен лет спустя реформы были осуществлены.

2. Пристальное внимание уделено религиозным вопросам и догматическим спорам.

Вклад в науку Средневековья: внес изменения в календарь.

Экземпляризм

Экземпляризм – (от лат. «exemplar» – подлинник, прообраз) – термин схоластической философии, используемый Бонавентурой и Фомой Аквинским в учении о сотворении мира Богом по изначальному образу и подобию, возникновение «многого из единого» (индивидуация), подобие Бога твари.

Бонавентура (Джованни Фиданца) (1221-1274 гг.). Родился в Боньяреджо (в Тоскане).

Основные научные труды: сочинение «Itinerarium mentis in Deum» и мистическое сочинение «Reductio artium in theologiam».

Идейная направленность учения:

у человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное.

Вклад в науку Средневековья: в своем учении выделил три ока у человека: телесное, мысленное, созерцательное.

Анализируя базовые поведенческие стратегии личности в эпоху Средневековья, а также основные направления в развитии мысли необходимо более детально подойти к вопросу реконструкции ментальной карты названной эпохи. С этой целью нами была использована техника совмещения логических уровней, разработанная Грегори Бейтсоном.

 


Рис. 19. Ментальная карта эпохи Средневековья по Грегори Бейтсону

1. Окружение

С падением Римской империи в 5 в. н. э. и до XV в н. э. время возрождения искусства, светской науки. Западная и Восточная Европа, Малая Азия (арабские страны). Социум подчинялся строгой ирархии.

2. Поведение

Устраивались праздники, ярмарки, карнавалы, рыцарские поединки. Существовало колдовство, мистика как средство самовыражения. Война за христианскую веру.

3. Стратегии

1. Апологетика (II-IV вв.) – Климент, Тертуллиан, Филорет.

2. Патристика (IV-IX вв.) – Боэций.

3. Схоластика (IX-XIV вв.) – основатель Ансельм Кентерберийский.

4. – ранняя – Иоанн Скот Эриугена, Пьер Абеляр.

5. – средняя – Августин Блаженный, Иоанн Дунс Скот.

4. Деизм – Роджер Бэкон.

5. Томизм – Фома Аквинский.

6. – поздняя – Николай Кузанский, Жан Буридан.

7. Мистицизм.

8. Экземпляризм – Бонавентура, Фома Аквинский.

9. Исихазм – Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Никифор Григора.

4. Убеждение

1. Апологеты и отцы церкви – религия поможет спастись.

2. Схоластика появилась для теоретического оправдания догматов церкви.

3. Мистицизм (от греч. «mystikos» – таинственный) – религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы.

5. Самоидентификация

1. Идентификации с окружающим миром не было.

2. В глубине души внутренне свободны, а внешне конформисты. Приспосабливались под мнение большинства.

3. Уровень чувствительности и чувство эмпатии было выше, чем у современного человека.

4. Альтруистические тенденции.

5. Внутреннее «Я» скрыто за маской (контакт масок).

6. Преимущественно у женщин преобладал иррационализм.

7. Боязнь наказания Богом.

6. Миссия

Уильям Оккам выдвинул знаковую теорию чувственного и умственного опыта. Выделил две разновидности знания: интуитивное знание и абстрактное знание. Предложил аналитически-гносеологическую трактовку знания.

Роберт Гроссетест открыл и развил концепцию «метафизика света».

Пьетро д`Абано создал целостную концепцию «теософия здоровья».

Ансельм Кентерберийский указал на необходимость объективизации бытия Бога с помощью онтологического доказательства.

Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов, построенных по троичной логике.

Альгазена (ибн-аль-Хайсам) сформировал целостное представление о механизмах зрительного восприятия

Аверроэс (ибн-Рушда) доказал, что механизмы фоторецепции сопряжены с законами физики– закономерностями преломления света, предпринял попытку к созданию модели, отражающей цветовосприятие.

Авиценна (ибн Сина) создатель концепции психосоматической медицины и холистического подхода к здоровью.

Рассмотрим основные направления в психологических воззрениях мыслителей эпохи Средневековья.

В эпоху средневековья существовало несколько базовых направлений в историко-психологическом познании мира. К ним относились следующие направления: неоплатонизм, томизм, метафизические, естественно-научные, теоцентрические и мистико-теологические направления. Охарактеризуем вышеперечисленные направления.

Неоплатонизм. Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала людей к смирению и покорности, уединению и погружению в собственный внутренний мир. Эта общая установка и ориентации человека на его внутренний личный мир и получила богословскую, теологическую интерпретацию в философско-психологических взглядах одного из первых и наиболее крупных идеологов раннего христианства Плотина (205-270 гг.). В значительной части учение Плотина опиралось на идеи Платона, однако в нем содержались новые акценты. В учении Плотиназа основу всего сущего принималось божественное. К этому первоначалу не приложимо никакое определение. О сверхприродном можно судить только по тому, что им порождается. Природа создается из материи путем проникновения в нее божественного начала. Развитие мира – это постепенное восхождение или нисхождение божественного. В этом движении божественного выделяются четыре сменяющих одна другую ступени: божественное первоначало – божественный ум – божественная душа – природа. По мере нисхождения верховного начала, оно от первозданного своего единства переходит во множество умов и душ. Материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала.

Душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна, непространственна. Душа по своей деятельности едина. Разлагаться на элементы или слагаться из них душе не свойственно. Однако это единство может проявлять себя в трех сторонах, выступающих как относительно самостоятельные уровни или части души – умопостигаемая душа, чувственная душа, тело. Основная деятельность души заключается в трех функциях: 1) в обращении к мировому разуму; 2) в обращении к чувственному миру и телу; 3) в обращении к самой себе. Если у Платона, как известно, активность души проявлялась, главным образом, в приобщении к идеям мирового разума, а также в обращении ее к чувственному миру, то у Плотина, помимо этих двух функций, душе приписывается новая форма активности, состоящая в способности к анализу и отображению собственной деятельности. Благодаря внутреннему взору душа располагает знаниями обо всех своих прошлых и нестоящих действиях. Учение Плотина о существовании универсальной способности души к наблюдению за своими состояниями знаменовало собой первую поступь интроспективной психологии.

Следующий шаг в развитии интроспективного направления в психологии был сделан Августином (354-430). Во многих отношениях Августин идет за Плотином. Августин полагал, что мир создан богом; его постоянным участием и творением определяется развитие природы. Божественное происхождение имеет и душа человека. Она отлична и независима от тела, В вопросе о возникновении человеческих душ Августин колебался между двумя наметившимися в тот период точками зрения – традукционизмом и креацинизмом. Согласно первой точке зрения, души передаются через размножение от одного поколения к другому, а согласно второй – души создаются богом в момент рождения людей.

В учении о познании Августин близок к Плотину, но вносит и собственные коррективы. Новым в психологии Августина является признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях. Воля выполняет следующие функции: а) управляет всеми душевными актами; б) направляет душу к самой себе; в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг. Благодаря функциям воли душа оказывается способной воспринимать как собственную деятельность, так и недоступные внешнему взору продукты этой деятельности.

Истина может быть установлена только через знание человека о самом себе. Что же касается существования внешних вещей, то их реальность должна быть принята на веру. Итак, объектом познания, по Августину, является собственный душевный мир, а способ, которым человек может познавать его – это внутреннее чувство и разум, управляемые волей.

Взгляды Плотина и Августина на протяжении последующих столетий станут основами средневековой схоластики. Следы их можно будет заметить и в Новом времени. Учение о душе Плотина и Августина станет отправным для Р.Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XII – XIX вв.

 



2015-11-23 985 Обсуждений (0)
Развитие психологии в средневековый период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие психологии в средневековый период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (985)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)