Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?



2015-11-23 2632 Обсуждений (0)
Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)? 4.75 из 5.00 4 оценки




1.1.Уровень эффективности экономики характеризуется соци­
альными гарантиями, которые имеют члены данного общества.

Да Нет

1.2. Состояние современной экономики России можно изобразить
точкой, находящейся ниже кривой производственных возможностей.

Да Нет

1.3. Объектами государственного регулирования при азиатском
способе производства могло быть строительство ирригационных
сооружений.

Да Нет


Тесты 77

1.4. Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму вследствие множественности ограничений по ресурсам и возрастания альтернативных издержек.

Да Нет

1 5. Принцип ограниченности благ применим только к индиви­ду или семье. Но блага не могут быть ограниченными в масштабах всего общества.

Да Нет

1.6. В индустриальной экономике по сравнению с традицион­
ной большое значение приобретает такой фактор производства, как
капитал.

Да Нет

1.7. Экономическая власть в условия:', рыночного хозяйства в
отличие от командной экономики широко рассеяна.

Да Нет

1.8. Рациональный экономический выбор требует учета не аль­
тернативных издержек, а совокупных затрат.

Да Нет

1.9. Стабильный экономический рост в противоположность пол­
ной занятости не принадлежит к экономическим целям общества

Да Нет

1.10. В концепции рационального экономического поведения
утверждается, что образ действий субъектов рыночного хозяйства
определяется эгоизмом.

Да Нет

2. Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)

2.1 Какая из перечисленных целей не является задачей эконо­мической системы:

а) определить, как надо проводить товары и услуги;

б) обеспечить достаточный экономический рост;

в) определить распределение результатов производства меж­
ду людьми;

г) определить распределение собственности на ресурсы?

2.2. Первичный классогенез связан, как правило,
о) с возникновением частной собственности,

б) с полным распадом общинных форм,

в) со становлением товарно-денежных отношений;

г) с монополизацией роли в общественном разделении труда.

2.3. На линии производственных возможностей рост производ­
ства одного вида продукта сочетается:

о) с уменьшением производства другого вида продукта;

б) с ростом производства другого вида продукта;

в) с постоянным объемом производства другого вида продукта;


78 Глава 2. Базовые экономические понятия

г) возможен любой из указанных вариантов.

2.4. Ограниченность — это:

а) характеристика только индустриальных систем;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

в) концепция, отражающая невозможность полного удовлетво­
рения человеческих потребностей;

г) все сказанное неверно.

2.5. Самый дефицитный ресурс современной российской эко­
номики — это:

а) труд; в) капитал;

б) земля; г) предпринимательство.

2 6. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания об­щего выпуска (штук) за год:

 

Варианты Столы Стулья
А Б 25 30 180 130

Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях:

а) 180; в) 50;

б) 130; г) (180 + 130) / 2 = 155?

2.7. Студент обучается в университете, получая стипендию
120 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом,
прилагая равные усилия и зарабатывая 1 000 руб. в месяц. Каковы
альтернативные издержки обучения в университете:

а) 120 руб.; в) меньше 120 руб,

б) 1 000 руб.; г) больше 1 000 руб ?

2.8. На графике кривой производственных возможностей с про­
дуктом X по абсциссе и продуктом У по ординате угол наклона
касательной к оси ОХ отражает:

а) альтернативные издержки дополнительной единицы X, вы­
раженные в единицах продукта У;

б) степень ограниченности продукта X;

в) степень ограниченности продукта У;

г) не верен ни один из ответов.

2.9. Характеристиками свободного рыночного хозяйства высту­
пают:

а) неограниченное число участников конкуренции;

б) свободный доступ к рыночной информации;

в) ограниченная роль правительства в экономике,

г) верно все указанное

2.10. Критериями разграничения типов экономических систем
служат:

а) форма собственности на ресурсы;

б) тип координационного механизма;

в) уровень благосостояния членов общества;

г) верны ответы а и б.


Тесты



3. Ответьте коротко на вопросы повышенной сложности (цена ответа 8 баллов)

3 1.Н. Барбон, критикуя Т. Мена за то, что тот, сравнивая госу­дарство с хозяйством отдельной семьи, призывал к необходимости для государства вести умеренный образ жизни, приводит такой аргумент: "Имущество человека конечно, а запасы природы беско­нечны и никогда не могут быть истощены. А то, что бесконечно, не может увеличиваться от бережливости, равно как и уменьшаться от расточительности". Какую логическую ошибку допускал Мен, а какую Барбон?

3.2. Перерисуйте и заполните на отдельном листе следующую таблицу:

Производительные силы

 

  Естественные Общественные Всеобщие
Внутрипроизводственное разделение труда      
Природная среда      
Научные знания      
Общественное разделение труда      
Орудия труда      
Полезные ископаемые      
Трудовая квалификация      
Плодородие почвы      
Кооперация труда      

Если данный элемент производительных сил соответствует какой-либо форме их развития, то в месте пересечения соответст­вующих строки и колонки поставьте знак "+".

3.3. Помимо задач экономического выбора, решаемых в рамках той или иной системы, существует проблема выбора обществом типа экономической системы. Как можно было бы решить рационально эту проблему?

' 3.4. Марья Ивановна посвящает день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 15 мин, а на мытье окна — 45 мин. Нарисуйте линию производственных возможностей Марьи Ивановны в рамках 9-часового рабочего дня.

3.5. Объясните смысл предложенного Нобелевским лауреатом Г. Беккером понятия "человеческий капитал". Чем "человеческий капитал" отличается от таких экономических ресурсов, как "труд" и "капитал"? Охарактеризуйте особенности "человеческого капи­тала" граждан России.


Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

3.1. Рыночная система

„„ Рынок (таткег) представляет собой систему отноше-

ЫНО1С ** •* V- -.

нии, в которой связи покупателей и продавцов столь юбодны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию ыстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и поку-ателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой уда-ось договориться При этом происходит добровольное отчуждение воей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок оз-ачает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления делки необходимы издержки, связанные с поиском информации, едением переговоров, определением качественных и количествен-ых характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией [ защитой прав собственности, заключением контракта и т д. Поэто-1у рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. гапзас!;юп — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет [ общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как спе-(ифическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках об-цественного разделения труда производителями, каждый из кото->ых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Обществен-1ые потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают шформацию, которая служит стимулом к применению наиболее эко-юмных методов производства и наиболее эффективному использо-;анию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует пере­распределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, 1спользующих передовую технологию и высококачественные ресур­сы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой к площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и про­давцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важ­ную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении рав-гювесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки. Объектом купли-продажи могут быть по­требительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены


3.1 Рыночная система



на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовер­шенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в про­цессе как личного, так и безличного контакта (см. рис 3—1).

Формы рынков



Личный контакт

Безличный контакт

 


 



Цены заранее установлены


Цены складываются в процессе купли-продажи



Потребительских товаров и услуг Локальные

Национальные

Международные

Ресурсов


Рис.3—1. Основные формы рынков

На рисунке заключены в рамки признаки той формы рынка, которая является объектом нашего изучения в данной теме. Позд­нее будут рассмотрены и другие, более сложные формы.

Одна из главных проблем функционирования Рынкаэт0 проблема трансакционных издер-жек (ЬтапзасНоп созг) издержек в сфере об­мена, связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономи­ческую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услу­ги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического по­ведения контрагентов. Политическая экономия XIX в. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их стало просто невозможно.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических отношений Именно собственник, вступая в


82 Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение

рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях эконо­мическое благо будет передано другому лицу, то есть что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т. д. Сбор необходимых данных о правомочиях про­давца входит в издержки поиска информации и ведения перегово­ров. Полное право собственности обычно включает целый набор прав: владения, пользования, распоряжения, управления, право на до­ход, на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по наследству или завещанию, а также бессрочность, запре­щение вредного использования, ответственность в виде взыскания и остаточный характер (классификация А. Оноре).

Значение трансакционных издержек для процесса обмена ста­ло объектом широкого анализа после доказательства Р. Коузом его теоремы (1960). Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо определены (спе­цифицированы). Такие условия характерны для стран, осущест­вляющих переход к рыночной экономике. Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные ус­ловия для жульничества, обмана, искажения информации о потре­бительских свойствах товаров и их реальной ценности. Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных издер­жек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совер­шенствованием юридических норм, так и (что более важно) с ук­реплением этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление, как счи­тают многие современные исследователи, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и эко­номичным способом защиты интересов всех и каждого.

3.2. Спрос и предложение

„ Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся

ривая спросада рьгаке какого-нибудь товара, то легко заметим,

что между ценой товара и количеством проданного (реализованно­го) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 долл. — три единицы, при цене в 20 долл. — четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса (1аю о/ йетапй). Эта зависи­мость количества проданных благ от уровня цен может быть изо­бражена графически. Кривая спроса (йетапд. сигье) — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент вре­мени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по го­ризонтальной оси (см. рис. 3—2).


3.2 Спрос и предложения



Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции X в определенный момент времени (например, на 1 января 1998 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

О„ = «(Р),где (30 — величина спроса (йетапй);

Р — цена (рпсе)

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

12 3 4 Рис. 3—2. Зависимость величины спроса от цены


Функция спроса

Функция спроса (йетапй /ипсНоп) функ­ция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них явля­ется цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис. 3—3).

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы. 1) уве­личение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вку­сов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) коле­бание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

где

00 = {(Р, I, 2, IV, РзиЬ, Рсот, N. В), (3.1)

в Р I Ъ

— спрос;

— цена;

— доход;

— вкусы;

— ожидания (шаШп§);

РзиЬ — цена на товары-субституты; Рсот— цена на комплементарные товары;



Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение


N — количество покупателей; В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис. 3—4).

Р


Рис. 3—3. Кривая спроса


Рис. 3—4. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)


Например, увеличение денежных доходов потребителей

(при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой V в положение О2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже Такая ситуация типична для боль­шинства товаров за исключением низкокачественных Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая пере­мещается из положения Б в положение Бг

Рост цен на товар, который является субститутом дан­ного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимоза­меняемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (компле­ментарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж Следствием со­кращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (компле­ментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.


3 2 Спрос и предложения



Важным фактором, влияющим на спрос, является число по­купателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спро­са которых известны (см. рис. 3—5а). Тогда совокупный спрос мо­жет быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 3—56).




 


       
   
 
 

О

О

а) Кривые индивидуального спроса б) Совокупный спрос

Рис.3—5. Индивидуальный и совокупный спрос

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе по­купателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную струк­туру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса:чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 3—3). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса:оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 3—4)

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся Кривая

предложения

на рьшке со стороны предложения, то легко заме- тим> чт0 зависимость величины предложения от цены прямая, чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две еди­ницы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл — шесть единиц блага X. В общем виде

<Эз={(Р),

где Оз — величина предложения (зирр1у); Р — цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого про­дукта называется законом предложения (1аю о/ зирр1у). Зави-



Глава 3 Рыночная система: спрос и предложение


симость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая предложения (зирр1у ситъе) кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы, продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени: В экономической теории принято откладывать не­зависимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (пред­ложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 3—6).

0 2 4 6

Рис. 3—6. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая 5 (от англ. зирр1у) характеризует уро­вень цен и объем продаж блага X в определенный момент времени (например, на 1 января 1998 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложе­ние влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложения (зирр1у ^ипсИоп) опре-Функция деляет предложение в зависимости от влияющих предложения на пгго различных факторов. Как мы уже выяс­нили, важнейшим из них является цена на единицу блага в дан­ный момент времени. Изменение цены означает движение по кри­вой предложения (см. рис. 3—7). В действительности на предло­жение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) техноло­гия, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной эко­номики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих фак­торов:


3.2. Спрос и предложения



 


<Э5={(Р, Рг, К, Т, N. В),

где Рг — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N — количество продавцов; В — прочие факторы.


(3.2)


 



 


о <з

Рис. 3—7. Кривая предложения (изменение величины предложения)

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой 5 в положение 5Г Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства про­изойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой 5

в положение 5, (см. рис. 3—8).

Р

О <3

Рис. 3—8. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)



Глава 3 Рыночная система спрос и предложение


Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оцен­ки, причем такие оценки, которые отражают ценность данных факто­ров производства при их наилучшем альтернативном использовании (подробнее см. главу 1). Поэтому функция предложения отражает за­траты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отра­жает изменение величины предложения:чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис 3—7) Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения:оно происходит под влиянием факторов, определя­ющих функцию предложения (см. рис. 3—8).


ю.

о <30 до д„ д, д о

а) б) в)

Рис.3—9. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В крат­чайшем периоде все факторы производства постоянны, в кратко­срочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периодаповышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3—9а). В усло­виях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3—96) В условиях длительно­го периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повыше­нии цен (см. рис. 3—9в).


3.3 Равновесие спроса и предложения Эластичность



3.3. Равновесие спроса и предложения. Эластичность


Равновесная цена

В условиях рыночной экономики конкурент­ные силы способствуют синхронизации цен

спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса

и объемов предложения.

О <Э

Рис.3—10. Цена предложения превышает цену спроса (Р3 > Рс)

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис 3—10), а объем пред­ложения не соответствовать объему спроса (рис 3—11) В первом слу­чае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недо­статочно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не­выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах



 


 


Рис.3—11. Объем предложения превышает объем спроса (С}3 >


С}с)


В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой



Глава 3. Рыночная система, спрос и предложение


информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 3—12). Точка равновесия обозначается Е (от латинского }Ъ)


Рис. 3—12. Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия

р = р = р

где

Е Г5 О'

РЕ — равновесная цена; Р5 — цена предложения; Ро — цена спроса.

Это означает, что

Е 5 о

где

р — равновесный объем;

<28 — объем предложения;

0 — объем спроса.

Равновесная цена {ециШЬгшт рпсе) цена, уравновеши­вающая спрос и предложение в результате действия конкурент­ных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной кон­куренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спро­са и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (вы­игрыша) потребителя (сопзитег'з вигрЫз) графически можно изо­бразить через площадь РтахЕРЕ (см. рис. 3—13) В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен О_Е (см. рис. 3—13). Следовательно, совокупная (общая) выручка (1о1;а1 геуе-пие) равна ТК = РЕ х О_Е. Совокупные издержки (затраты) произво­дителей равны площади фигуры 0РтшЕО_Е.


3.3. Равновесие спроса и предложения Эластичность



Излишек потребителя I 8

Издержки производства

О \ Ре <Э

Излишек производителя Рис.3—13. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Разница между общей выручкой РЕ х (2Е (площадью прямо­угольника 0РЕЕ(2Е) и совокупными издержками (площадь 0Рт1ПЕ(2 ) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь РЕЕРтш).

Зозможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыноч­ной цены или количества продаваемых товаров.


 

 

 

р, Т> Избыток    
  N. предложения /  
Ре      
   
    N. 1  
р ___ _/______ \ К  
  А """Л Избыток Опроса] \  

РЕ р,

О р! РЕ Р2 Р О Р, Р( <22 р

а) По Л. Вальрасу б) По А. Маршаллу

Рис. 3—14. Концепции формирования равновесной цены

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе



Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение


Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса <Э2—(^ при цене Рх (см. рис. 3—14а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложе­ния (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Рх—Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реаги­руют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем са­мым способствует достижению равновесной цены (см. рис. 3—146). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "неви­димой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельст­вуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению обществен­ных потребностей. Так как равновесная цена значительно превы­шает издержки у тех производителей, затраты которых ниже сред­них, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функциониро­вания национальной экономики в целом.



Неденежные затраты

Законодательный потолок цен

 


Дефицит

Денежные затраты

О <2

Рис. 3—15. Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен


д , Тем не менее потребители далеко не всегда полагают,

„ ,7, тт„..„,,« что существующие цены оптимальны. Дело в том, что

И ИЗЛИШКИ -. и

несовершенство общественной структуры производ­ства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными цена-


3.3 Равновесие спроса и предложения Эластичность 93

ми образует плодотворную почву для государственного вмешатель­ства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установ­ленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государст­во устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек (см. рис 3—12). Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уров­ня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (см. рис. 3—15). Пос­ледние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами (с1еас1ше1§Ь{; соз1:), ко­торые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не до­ходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его про­изводству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает. Наобо­рот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинте­ресованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (потому что увеличивает размеры неденеж­ных затрат — см рис. 3—15). Поэтому они всячески будут пропа­гандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными" предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, воз­никает необходимость дополнительных мер, стимулирующих огра­ничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить раз­рыв между субсидируемой и р



2015-11-23 2632 Обсуждений (0)
Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)? 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)