Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование правового статуса ребенка в Российской Федерации с позиций национального и международного опыта



2015-11-23 581 Обсуждений (0)
Формирование правового статуса ребенка в Российской Федерации с позиций национального и международного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономические, политические и правовые преобразования в России обострили назревшие социальные проблемы предыдущих десятилетий в область защиты малоимущих слоев населения. И, как следствие этого -показатель превышения смертности над рождаемостью, увеличение числа абортов над числом родившихся детей. В такой сложной обстановке, грозящей вымиранием нации, государство должно выработать механизм правовой защиты для тех слоев населения, которые наиболее подвержены этим воздействиям, - прежде всего, детей. Проявляя заботу о семье, о физическом и духовном оздоровлении детей, государство тем самым обеспечивает будущее нации. И, первоочередной задачей в этом направлении является создание внутригосударственного законодательства, которое позволило бы четко сформировать целую сеть правовых институтов в области охраны и защиты прав ребенка.

Вместе с тем, в современной России с принятием Конституции1, сформированы новые принципы построения общественных отношений. Приоритетным вопросом Конституции РФ является защита прав человека.

Так, Г.М. Мелков, утверждает: «Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека - это не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения; ее народ существует для государства и правительства, а государство и правительство — для народа, не народ - для конституции, а конституция - для народа. Мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества независимо от занимаемой должности сверху донизу».

Таким образом, дальнейшая судьба естественных прав человека в обществе, в государстве, неизбежно предопределяется самими социальными условиями. Поэтому возникает проблема реализация прав человека (и ребенка) в любом государстве. Об этом свидетельствует и опыт французских революционеров - авторов Декларации прав человека 1789 г., которая, как считает Э. Цоллер , претендовала на роль новой государственной религии, литургии которой были отложены на более поздние времена. Французские революционеры понимали, что однажды, будучи провозглашенными, права человека нуждаются в реальной защите. Кроме этого, с их точки зрения утверждение прав человека и их защита является двумя ипостасями, которые необходимо разграничивать и по своей сути и по времени реализации. Главное различие заключено в том, как считает Э. Цоллер, что права человека, являются правами «естественными», то есть неотчуждаемыми по самой человеческой природе, в силу чего необходимость их защиты возникает лишь в случае угрозы посягательства на них; в естественном же состоянии такой угрозы нет, поскольку человек еще не испорчен гражданским обществом. С хронологической точки зрения проблема необходимой защиты прав человека встает лишь с переходом от естественного общества к гражданскому; причем развитие последнего осуществляется посредством создания политического союза и утверждения конституции.

Таким образом, защита прав человека становится первоочередной целью Конституции РФ, как основополагающего законодательного акта, ибо Конституция РФ, с одной стороны, закладывает фундамент «политического союза», то есть правления, главная цель которого суть обеспечение естественных прав, а с другой - закладывает основы гражданского общества, которое, как раз не имеет конституции2, если в нем не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей3.

В ряду этих гуманистических идей, важнейшее место занимает охрана материнства и детства, что вытекает из международно-правовых принципов, отраженных в целом ряде документах и, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, пытки, жестокое и бесчеловечное обращение, в конвенциях Международной организации труда, регламентирующих все стороны и виды трудовой деятельности мужчин, женщин и подростков, а также конвенции о защите жертв войны, в Конвенции ООН о правах ребенка, в Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, а также и протоколов к ней, и, Европейской социальной хартии4. Этот каталог прав возник не на пустом месте: он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс5. Проблема защиты этого «каталога прав» человека (и ребенка) в настоящее время требует от каждого государства нового подхода, который выражается в становлении важнейших международно-правовых актов, где определяется планка, «ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества»6. Масштаб этих прав зависит непосредственно от развития «человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированно международного сообщества. Чем целостнее становится мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы международными факторами» . Принятие этого «каталога прав» внесло существенные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом и внутригосударственного, и международного права. Поэтому гражданин, чье право нарушено, может обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст.2 Факультативного протокола к Международному пакту гражданских и политических правах).

На наш взгляд, благодаря влиянию норм международного права идет процесс формирования и закрепления правовых норм в области прав ребенка в российское законодательство. Но, на формирование норм и принципов международного права оказывает влияние также внутреннее право государства, поскольку участники международных отношений различны по уровню экономического развития, характера государственной власти, классовой и национальной структуры, социального строя.

Таким образом, специфичность создания правовых норм международного права в области охраны прав ребенка состоит в том, что они формируются путем согласования позиций различных государств мира.

Отражаясь в соглашениях и конвенциях, они становятся основополагающими принципами, а значит, все нормы национального законодательства в аспекте правового положения ребенка должны применяться на их основе, но реальная эффективность таких норм, их объем и степень осуществимости зависит от проведения специальных внутригосударственных мер каждой страной-участницей международного соглашения.

При характеристике прав ребенка, на наш взгляд, стоит отталкиваться от прав и свобод человека вообще, что вытекает из положений международных документов: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием» (Ст. 5 Венской декларации и Программы действий 1993 г.)1.

Зарубежные авторы2 пытаются рассмотреть права ребенка, используя деление их на «ЗР»3 (деление возникло в 1986 г: provision, protection, participation):

1. Обеспечение (provision) — права, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей ребенка (например, право на отдых и досуг, право на образование);

2. Защита (protection) - права, гарантирующие защиту от вредного воздействия на ребенка со стороны общества, семьи (например, защита от жестокого обращения, от сексуальной эксплуатации);

3. Участие (participation) - права ребенка на самостоятельные действия и участие в общественной жизни (например, право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка).



2015-11-23 581 Обсуждений (0)
Формирование правового статуса ребенка в Российской Федерации с позиций национального и международного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование правового статуса ребенка в Российской Федерации с позиций национального и международного опыта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)