Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативная основа формирования правового статуса ребенка в Российской Федерации



2015-11-23 800 Обсуждений (0)
Нормативная основа формирования правового статуса ребенка в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». В соответствии с п.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Значит и Конвенция о правах ребенка является частью российского законодательства. Но, ее нормы не были инкорпорированы во внутреннее законодательство РФ, однако, подлежат применению. При возникновении противоречий конвенционных норм с нормами национального права, правоприменителем, отдается предпочтение первым.

Впервые за всю историю человечества ребенок стал рассматриваться не как пассивный объект родительской власти, а, как пассивный субъект родительской заботы, то есть наделенный самостоятельным правовым статусом. Родительскую заботу можно охарактеризовать, как заботу со стороны родителей в области личных и имущественных прав и интересов ребенка, а также дисциплинарную зависимость родителей от детей (например, ответственность родителей за правонарушения ребенка).

Несмотря на то, что права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка охватывают, практически, все стороны жизни ребенка, среди них выделяются три фундаментальных права, которые можно рассматривать, как основу всей Конвенции о правах ребенка. Это - принцип «наилучших интересов», «защита от дискриминации» и «право на участие» . В связи с этим

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев использует нормы Конвенции о правах ребенка во всех аспектах своей деятельности и подчеркивает значение такого своеобразного «треугольника прав».

Однако, Т.А. Титова предлагает выделить в качестве общих принципов обеспечения прав ребенка следующие: - запрет дискриминации (ст. 2); обеспечение наилучших интересов ребенка (ст. 3); право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы и уважение этих взглядов (ст. 12); права и обязанности родителей руководить ребенком в осуществлении им его прав (ст. 5)1. Значение каждого из принципов в своей совокупности способствуют достижению цели — обеспечить «выживание и развитие» ребенка (ст.б) в соответствии с принципом «наилучших интересов», который проявляется в двух аспектах применения: во-первых, в политике правительства, и, во-вторых, в решениях, принимаемых в отношении ребенка на индивидуальной основе.

Статья 3 Конвенции о правах ребенка содержит требование - «во всех действиях в отношении детей» государство уделяет первоначальное внимание «наилучшим интересам ребенка».

Международное сообщество закрепило принцип «наилучших интересов ребенка» в п.1 ст. 3 Конвенции, таким образом, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Принцип «наилучших интересов ребенка» является «краеугольным камнем Конвенции и означает, что, когда возникает конфликт интересов, наилучшим интересам ребенка должно быть уделено первоочередное внимание. В правовой, судебной и административной сферах такой подход требует создания новой установки при принятии решений»1.

В связи с этим на наш взгляд, государству стоит провести разграничения интересов ребенка, поскольку не всегда интересы ребенка совпадают с интересами взрослых. Кроме того, изучая последствия любых действий, касающихся или затрагивающих интересы ребенка, обнаруживается вмешательство и в интересы других групп населения, которые тоже надо учитывать. Таким образом, государство должно обеспечивать в лице своих государственных органов защиту наилучших интересов ребенка, не ущемляя интересы социума.

Для определения наилучших интересов ребенка принимаются во внимание многие факторы. Так, «желательность преемственности», в вопросах языка и культуры (ст. 20), сохранения семейных связей и гражданства (ст.8), а также пожелания самого ребенка, которые необходимо рассматривать в соответствии с его «возрастом и зрелостью» (ст. 12). Следовательно, целью в определении наилучших интересов ребенка должна служить норма Преамбулы Конвенции о правах ребенка: «расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимании».

Конвенция в специальных правовых нормах называет ряд обстоятельств, при которых должен быть соблюден «интерес ребенка». Среди таких положений можно выделить: усыновление (ст.21), отделение ребенка от взрослых в случае лишения свободы несовершеннолетнего (ст.37 «с»), в результате разлучения ребенка со своими родителями (п.1 ст.9, п.1 ст.20), право поддерживать личные отношения с родителями (п.З ст.9). Кроме того, интересы ребенка могут и не совпадать с интересами взрослых, а, иногда, и противоречить им, в таком случае государство должно разделить интересы различных затронутых групп социума.

Как определить критерий отбора обстоятельств в определении наилучших интересов несовершеннолетнего? Такой вопрос при создании ст. 3 Конвенции не ставился. По мнению Т.А. Титовой, оценочный характер понятия «наилучшие интересы» вполне оправдан, так как в каждом отдельном случае оно наполняется конкретным содержанием с учетом личности ребенка1.

По мнению Ю.Ф. Моргун, сотрудника Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь, принцип «наилучших интересов» проходит красной нитью через весь текст Конвенции о правах ребенка, а каждая ее статья - своеобразная вариация на тему о наилучших интересах ребенка.

Ожегов СИ. толкует понятие «интереса» в двух значениях: - внимание, возбуждаемое чем-нибудь; - занимательность, значительность2.

Содержание понятия «интерес ребенка» Российский законодатель не раскрыл, и классификацию интересов несовершеннолетних не определил.

Можно предположить, что ребенок, развивая свое сознание и жизненный опыт в семье, благодаря этому и реализует принадлежащие ему субъективные права и свободы. Можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется под воздействием воспитания родителей или других взрослых. Кроме того, родители должны сами выявить интерес ребенка и строить свое поведение с учетом обнаруженного интереса, а целенаправленное формирование интереса ребенка имеет большое значение в процессе воспитания и обучения. Однако, в семейной жизни трудно бывает определить подлинный интерес ребенка. В зависимости от возраста ребенка, от его развития интересы несовершеннолетнего будут различны. Можно выявить действительные (соответствующие реальному положению вещей в семье, в образовании, здоровье и т.д.) и мнимые (симпатии и антипатии в понятии ребенка вполне реальны) интересы ребенка. При осуществлении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с их интересами важно определить главный интерес, который может и не соответствовать истинному желанию ребенка. В данном случае следует использовать следующие критерии: объективный (совпадение интересов несовершеннолетнего с интересами общества, неразрывность их, и предопределение первых вторыми) и субъективный (отражает в содержании интереса личные качества индивида, то есть его наклонности, привязанности, симпатии и т.д.).

Интерес возможно рассматривать с точки зрения психологии, социологии, философии. Исследуем психологические и социологические аспекты этого понятия, для того, чтобы определить интерес в правовом аспекте: в правах и свободах ребенка.

Категория «интереса» выработана в истории социальной мысли для обозначения реальных причин общественных и индивидуальных действий1, так как во всех сферах общественной жизни движущей силой деятельности людей являются в конечном итоге их интересы . Стимулом к деятельности служит и потребность. Между категориями потребности и интересы много общего. Однако между ними имеются и существенные различия.

 



2015-11-23 800 Обсуждений (0)
Нормативная основа формирования правового статуса ребенка в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативная основа формирования правового статуса ребенка в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (800)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)