Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика детей с нарушением зрения




Зрение – одно из внешних чувств человека, органом которого являются глаза, посредством которых человек получает способность видеть окружающий мир. Нарушение зрения приводит к ослаблению способности видеть.

Оптическое восприятие, которое осуществляется с помощью зрительного анализатора, состоящего из периферической части (глаза), проводящего нерва и коркового конца, расположенного в затылочной области больших полушарий головного мозга, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Это восприятие является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Одной из характеристик зрительного восприятия является острота зрения, под которой подразумевается способность глаз видеть раздельно две светящиеся точки на лучше видящем глазу при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте.

Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений, поскольку движения развиваются под зрительным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентация в географической карте и т.п. предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений. Воспитанием и обучением лиц с нарушением зрения занимается тифлопедагогика.

Нарушение зрения может быть обусловлено различными причинами (наследственные заболевания, внутриутробные поражения органа зрения при тяжелых заболеваниях матери во время беременности, при непосредственно тяжелых заболеваниях ребенка, напр. туберкулезном менингите, опухолях мозга).

В зависимости от степени нарушения зрения дети делятся на:

1) слепых(незрячих), у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (при нем острота зрения равна или ниже 0,05).



2) слабовидящих– могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений, периферического и бинокулярного зрения). Сниженное зрение на лучше видящем глазу с оптической коррекцией от 0,05 до 0,2, косоглазие и амблиопия, когда один из двух глаз не задействован в процессе зрения, «ленивый глаз»).

Выделяют следующие категории детей с нарушениями зрения: 1) слепорожденные; 2) рано ослепшие; 3) лишившиеся зрения после 3 лет жизни.

Слепота и слабовидение – категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Врожденная слепота обусловлена повреждением и заболеваниями плода во внутриутробном развитии либо обусловлена наследственной передачей некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота – следствие заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы) и заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматических повреждений мозга или глаза.

По сохранности остаточного зрения выделяют: 1) тотальную (абсолютную) слепоту (зрительные ощущения выключены полностью на оба глаза); 2) практическую слепоту (остаточное зрение), при которой сохраняется светоощущение

Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, особенности психофизического развития. Наиболее заметно проявляется в двигательной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится звуковой раздражитель.

У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, в учебе. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. У слепых в одних случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.

Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя проявляется некоторое своеобразие мыслительной деятельности с преобразованием абстрактного мышления.

У ослепших детей: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зрительных образов.




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7759)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)