РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу /дисциплине/ Охрана прав детей в РФ
Для специальностей 030501 юриспруденция
Кафедра гражданского права и процесса
Курс ____________5____________________
Семестр _____________9_________________
Лекции ______________36 ч.______________
Практические занятия/семинар__________ 36 ч._______________
Самостоятельная работа 68 ч.
Всего часов 140
Итоговый контроль (вид) экзамен____________9 семестр_____________
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
«____»_____________2010___г. Протокол №_______ ____________________________
(подпись)
Рабочая программа утверждена
учебно-методической комиссией факультета
«____»_____________2010____г. Протокол № _______ __________________________
(подпись)
Рабочая программа утверждена на Ученом совете Факультета
«____»_____________2010____г. ______________
(подпись)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основание для ведения курса в основную образовательную программу подготовки.
При составлении настоящей рабочей программы за основу приняты основные положения государственного стандарта по специальности юриспруденция (03.05.01).
Составителем внесены необходимые изменения в указанную программу с учетом специфики региона.
Цель изучения: Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Ежегодно увеличивается число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с чем, важность глубокого и всестороннего анализа охраны прав детей в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами не вызывает сомнения.
В нашей стране юридические нормы, регламентирующие правовой статус несовершеннолетнего, фактически входят в состав многочисленных обособленных отраслей права. Такая ситуация неизбежно порождает как коллизии, так и пробелы в правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних. Вот почему необходим комплексный правовой подход к проблемам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и создания системы органов для регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних (органов ювенальной юстиции). По этой причине для определения правового статуса несовершеннолетнего в настоящее время возникла необходимость формирования новой для отечественных права и законодательства отрасли - ювенальной, которая, в свою очередь, будет регламентировать деятельность этих специализированных органов.
Задачи изучения дисциплины:
1. выработать и сформировать знания у студентов о теоретически актуальных положениях ювенального права;
2. выявить и решить наиболее проблемные вопросы науки ювенального права;
3. выработать и сформировать знания у студентов о действующих нормах международного права, а так же гражданского и семейного законодательства Российской Федерации относительно охраны (защиты) прав детей;
4. сформировать навыки применения в практической деятельности полученных знаний и норм ювенального права к решению конкретных задач в сфере охраны прав несовершеннолетних;
5. ознакомить с практикой применения законодательства относительно прав детей, судами, прокуратуры, органами опеки и попечительства и иными органами.
знать:
действующие нормы брачно-семейного и гражданского законодательства Российской Федерации, касающихся правового статуса ребенка, права и обязанности родителей по осуществлению прав их детей, основные формы и виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья, патронатное воспитание), способы защиты прав детей.
уметь:
применять нормы брачно-семейного и гражданского законодательства в процессе работы по специальности «юриспруденция»; выявлять и разрешать проблемные вопросы науки семейного и гражданского права.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
П/п
| Название тем
| | |
Лекции
| Семинары
| СРС
| Всего часов
| |
| Предпосылки создания ювенального права, его основные понятия.
|
|
|
|
| | |
| Международная защита прав детей.
|
|
|
|
| | |
| Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних.
|
|
|
|
| | |
| Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
|
|
|
|
| | |
| Права и интересы детей по семейному законодательству.
|
|
|
|
| | |
| История охраны осиротевших детей.
|
|
|
|
| | |
| Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
|
|
|
| | |
|
Итого:
|
|
|
|
| | |
| | | | | | | | |
Лекционные занятия.
лекция
№
| Название
темы
| Содержание разделов
лекционного курса
| Формы организации
лекции
| Объём в
часах
|
1.
| Предпосылки создания ювенального права, его основные понятия
| Лекция № 1. Особенности правовой защиты несовершеннолетних и необходимость ее усиления. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система.
Лекция № 2. Наука ювенального права. Ювенальная политика. Законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка.
| традиционная
|
|
2.
| Международная защита прав детей
| Лекция № 1. Международные органы по правам человека, участвующие в защите прав ребенка.
Лекция № 2. Защита прав ребенка в Европейском суде по правам человека. Международные акты о защите прав детей.
| традиционная
|
|
3.
| Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних
| Лекция № 1. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации. Лекция № 2. Личные права и свободы ребенка, закрепленные Конституцией.
| традиционная
|
|
4.
| Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
| Лекция № 1. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений. Участие несовершеннолетних в предпринимательстве. Возмещение вреда, причиненного ребенку. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
Лекция 2. Защита наследственных прав несовершеннолетних.
| традиционная
|
|
5.
| Права и интересы детей по семейному законодательству
| Лекция № 1. Семья и ее функции. Родительское правоотношение как сфера реализации интересов ребенка.
Лекция № 2. Личные неимущественные права ребенка предусмотренные семейным законодательством.
Лекция № 3. Имущественные права ребенка предусмотренные семейным законодательством.
| традиционная
|
|
6.
| История охраны осиротевших детей
| Охрана сирот до октября 1917 г. Охрана сирот после октября 1917 г. Формы устройства детей – сирот в СССР.
| традиционная
|
|
7.
| Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| Лекция № 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей и его отмена. Актуальные вопросы международного усыновления.
Лекция № 2. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми на современном этапе.
Лекция № 3. Приемная семья как вид опеки и попечительства.
Лекция № 4. Патронат как вид опеки и попечительства.
Лекция № 5. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Фактическое воспитание .
| традиционная
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Семинарские занятия.
лекция
№
| Название
темы
| Содержание
| Формы организации
| Объём в
часах
|
1.
| Предпосылки создания ювенального права, его основные понятия
| Особенности правовой защиты несовершеннолетних и необходимость ее усиления. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система.
Наука ювенального права. Ювенальная политика. Законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка.
| традиционная
|
|
2.
| Международная защита прав детей
| Международные органы по правам человека, участвующие в защите прав ребенка.
Защита прав ребенка в Европейском суде по правам человека. Международные акты о защите прав детей.
| традиционная
|
|
3.
| Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних
| Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации.
Личные права и свободы ребенка, закрепленные Конституцией.
| традиционная
|
|
4.
| Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
| Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений. Наследование имущества. Защита жилищных прав детей. Участие несовершеннолетних в предпринимательстве. Возмещение вреда, причиненного ребенку. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
| традиционная
|
|
5.
| Права и интересы детей по семейному законодательству
| Семья и ее функции. Родительское правоотношение как сфера реализации интересов ребенка. Личные неимущественные права ребенка предусмотренные семейным законодательством.
Имущественные права ребенка предусмотренные семейным законодательством.
| традиционная
|
|
6.
| История охраны осиротевших детей
| Охрана сирот до октября 1917 г. Охрана сирот после октября 1917 г. Формы устройства детей – сирот в СССР.
| традиционная
|
|
7.
| Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей и его отмена. Актуальные вопросы международного усыновления.
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми на современном этапе.
Приемная семья как вид опеки и попечительства.
Патронат как вид опеки и попечительства.
Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Фактическое воспитание .
| традиционная
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов.
лекция
№
| Название
темы
| Содержание
| Формы организации
| Объём в
часах
| Формы контроля
|
1.
| Предпосылки создания ювенального права, его основные понятия
| Особенности правовой защиты несовершеннолетних и необходимость ее усиления. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система.
Наука ювенального права. Ювенальная политика. Законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка.
| обсуждение
|
| Выборочное собеседование.
|
2.
| Международная защита прав детей
| Международные органы по правам человека, участвующие в защите прав ребенка.
Защита прав ребенка в Европейском суде по правам человека. Международные акты о защите прав детей.
| Обсуждение.
Составление проекта заявления в Европейский суд по правам человека. Подбор практики Европейского суда по защите прав детей.
|
| Выборочное собеседование. Проверка проектов заявлений, судебной практики.
|
3.
| Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних
| Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации. Личные права и свободы ребенка, закрепленные Конституцией.
| Обсуждение.
Анализ федеральных и республиканских законов, касающихся прав и свобод детей, молодежи.
|
| Выборочное собеседование. Выступление студентов с докладами.
|
4.
| Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений
| Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений. Участие несовершеннолетних в предпринимательстве. Возмещение вреда, причиненного ребенку. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
Защита наследственных прав несовершеннолетних.
Защита гражданских прав детей в суде.
| Обсуждение, решение задач.
|
| Выборочное собеседование. Проверка задач.
|
5.
| Права и интересы детей по семейному законодательству
| Семья и ее функции. Родительское правоотношение как сфера реализации интересов ребенка.
Личные неимущественные права ребенка предусмотренные семейным законодательством. Имущественные права ребенка предусмотренные семейным законодательством.
| Выборочное собеседование. Составление сравнительной таблицы по правам детей, предусмотренных семейным законодательством и Конвенцией по правам ребенка (1989 г.).
|
| Обсуждение. Проверка таблиц.
|
6.
| История охраны осиротевших детей
| Охрана сирот до октября 1917 г. Охрана сирот после октября 1917 г. Формы устройства детей – сирот в СССР.
| Обсуждение.
Подготовка докладов.
|
| Выборочное собеседование. Проверка докладов.
|
7.
| Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
| Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) детей и его отмена. Актуальные вопросы международного усыновления.
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми на современном этапе.
Приемная семья как вид опеки и попечительства.
Патронат как вид опеки и попечительства.
Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Фактическое воспитание .
| Обсуждение.
Подготовка докладов, рефератов по формам и видам устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
| Выборочное собеседование. Выступление с докладами, проверка рефератов.
|
| Итого:
|
|
|
| |