Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объект и предмет социологии образования



2015-11-23 5235 Обсуждений (0)
Объект и предмет социологии образования 4.75 из 5.00 4 оценки




Глава 19. Социология образования

Образование является одним из важнейших социальных институтов общества. О его значении и масштабах можно сузить хотя бы по таким цифрам:

В нашей стране в среднем на двух занятых в народном хозяйстве приходится один учащийся1.

В конце 80-х годов в стране ежегодно в системе народного образования и повышения квалификации проходили подготовку свыше 40 млн. человек, т.е. практически каждый четвертый человек2.

Насколько важно обучение, образование свидетельствует и такой факт: ежегодно в народном хозяйстве появляется свыше тысячи новых профессий и около 250 старых исчезает1.

Социология образования является специальной теорией, изучающей систему образования как социальный институт и взаимодействие его с другими институтами общества. Она тесно связана с такими частными социологическими теориями, как морали, науки, воспитания, культуры и др., а также с социальной, педагогической и социальной психологией. В разработку теории и практики социологии образования внесли большой вклад как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди последних Волков Ю.Г., Зиятдинова Ф.Г., Нечаев В.Я., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р., Щедровицкий П.Г. и др.

О значении, которое имеет социология образования, свидетельствует, в частности, создание в 1970г. в системе Международной социологической ассоциации исследовательного комитета «Социология образования».

В структуре социологии образования возможно выделение теоретической, прикладной (эмпирической) и опытно-экспериментальной социологии образования.

К числу основных проблем социологии образования относятся общественные условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования; производственно-технические и социальные требования к образованию, обусловленные научно-техническим прогрессом; социальное равенство и неравенство в сфере образования; учебное заведение как социальная система; взаимодействие системы образования с политическими институтами, социальной структурой общества, национальными отношениями, духовным миром людей; роль системы образования и ее подсистем в социализации личности.

Объект и предмет социологии образования

 

Объектом социологии образования является образование, трактуемое в двух значениях: а) как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в учебных заведениях; б) как социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, подготовки человека к жизни и труду.

Нередко в качестве объекта социологии образования рассматривают систему народного образования, сферу образования, т.е. ту социальную среду, где развертывается функционирование процессов образования.

Предметом социологии образования может быть фактически любая характеристика объекта образования, механизмы, закономерности формирования и развития системы образования во взаимной взаимосвязи ее с социальной средой, влияние экономики, науки, культуры, политики, быта и др. сфер общественной жизни на образование и обратное его влияние на эти сферы и т.д.

Основное содержание образования – это учение, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками. Поэтому образование можно рассматривать как определенную систему учебных форм деятельности, ориентированную на социальный заказ, на социокультурные потребности общества.

В системе образования взаимоотношения обучающихся и обучаемых носят социально-институциональный характер, т.е. им придается организационно-правовая форма.

Функционирование институтов образования неизбежно приводит к возникновению особой сферы общественной жизни – сферы образования. Характер и форма включения человека в нее оказывает значительное влияние на его положение в обществе, возможности его мобильности, реализации заложенных в нем природных данных.

Учебная деятельность является, как и всякая деятельность, целесообразной, т.е. имеющей какую-либо цель. Применительно к образованию в самом общем виде эту цель можно определить так: посредством многообразной учебной деятельности готовить человека к плодотворному участию в общественной жизни, прежде всего к трудовой деятельности, соответствующей достигнутому обществом уровню культуры.

Эта общая цель конкретизируется тремя задачами, тремя моделями образования: экстенсивной, продуктивной и интенсивной.

Экстенсивная модель предусматривает передачу накопленного опыта, культурных достижений, самоопределение учащегося, реализацию имеющегося у него потенциала.

Задача продуктивной модели – подготовить учащегося к тем видам деятельности, которыми ему предстоит выполнять, к той структуре занятий, которые необходимы для развития социальных общностей и для его собственного развития.

Интенсивная модель предусматривает более сложную задачу: подготовить учащегося (на основе развития его универсальных качеств) не только к освоению определенных видов деятельности, занятий, но и к их постоянному совершенствованию, развитию творческого потенциала обучаемого.

Та или иная нормативная модель образования представляет своего рода социальный заказ, который общество предъявляет к системе образования в целом или ее конкретным формам, подсистемам. Примером такой модели может служить квалификационная характеристика специалиста. Она предусматривает такие показатели, как знания, понимание, содержание и состав умений, навыков, владениями методами и технологиями данной профессии, а также духовно-нравственные характеристики специалиста (см.: Государственные Стандарты общего и высшего профессионального образования).

Государственные Стандарты профессионального образования предусматривают органическое сочетание знаний и умений по гуманитарным, социально-экономическим, математическим и естественно-научным дисциплинам.

С этим связана проблема соотношения универсальной и специальной подготовки, имеющая как бы два аспекта.

Первый касается органического сочетания гуманитарной, естественно-научной и математической подготовки, с одной стороны, и профессиональной (гуманитарной и т.д.) – с другой стороны.

Второй аспект затрагивает проблему широкой профессиональной подготовки в одной области (например, социальной работы) и специализации в ней1.

Важнейшей проблемой в мире является необходимость типологизации моделей образования с учетом уровня способностей и социокультурного развития учащихся.

С одной стороны, как свидетельствует статистика, 3% детей в мире рождаются умственно неполноценными, а еще у 10% наблюдаются пограничные формы умственной недостаточности. С другой стороны, по данным тестовых исследований в США и других странах, около 10-15% детей обладает повышенной одаренностью1.

Существующие различия в уровне жизни разных слоев населения также (как бы) свидетельствуют о вреде усредненного образования.

Но, с другой стороны, разные стартовые возможности детей в сфере образования противоречат принципам справедливости, запрещению изначально неравенства разных категорий молодого поколения.

 



2015-11-23 5235 Обсуждений (0)
Объект и предмет социологии образования 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Объект и предмет социологии образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)