Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально(-профессиональная) структура сферы образования



2015-11-23 1090 Обсуждений (0)
Социально(-профессиональная) структура сферы образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В понимании этого вопроса можно выделить два подхода. Согласно первому из них, группы выделяются в соответствии с их местом в сфере образования, с естественным разделением труда в учебном процессе: базисные группы – учащиеся и обучающие и примыкающие к ним третья группа, которая поддерживает, обслуживает как учебный процесс, так и всю инфраструктуру сферы образования.

Согласно второго подхода, структура сферы образования соотносится с социальной структурой общества в целом. В связи с этим преподавателей и примыкающих к ним научных сотрудников, методистов, НТР, управленцев относят к интеллигенции.

Позиции (социальные) учащихся определяются либо как самостоятельной (особой группы), либо в зависимости от семейного положения, происхождения родителей, предшествующей или будущей профессии.

Представляется, что занятых в сфере образования необходимо (и можно) классифицировать в зависимости от выделяемых в социальной структуре вообще групп и слоев.

Важно выяснение тенденций изменения социальной структуры сферы образования.

1. Вовлечение в сферу образования все более широких групп общества (с учетом непрерывности образования и вовлечения в эту сферу детей более младшего возраста).

2. Значительный рост в сфере образования не только учащихся, но и обучающих. Однако в этом закономерном процессе могут быть исключения, связанные с кризисным состоянием общества, демографической ситуацией в стране.

В то же время соотношение между преподавателями и учащимися (с учетом возрастания технических средств обучения, социальной политики) государства также может меняться.

3. Увеличение доли обслуживающего сферу образования персонала, что обусловливается, в частности, фактором в той или иной мере самообслуживания учащихся.

4. Постепенное сближение (в условиях нормального развития общества) социальной структуры общества и социальной структуры обучающихся. Хотя и ныне по-прежнему имеют место факты, свидетельствующие о влиянии классовой, социальной, расовой, этнической принадлежности на возможность получения образования представителями названных групп и общностей. Сказываются также и половые различия.1

Эти факторы сказываются также на социальной мобильности, на карьере получивших образование.

Одним словом, в определенных общественно-политических условиях образование, его качество вряд ли обеспечивают социальное равенство.

5. Рост взаимообмена (в нормальных условиях) специалистами сферы образования и других сфер производственно-трудовой деятельности (переход их зависит от ситуации в обществе).

6. Проявляет себя тенденция разнообразия социально-ролевых позиций учащихся в плане учебно-предметной специализации (форм образования, методов обучения), в выборе ценностных ориентаций.

Заключительная часть темы может быть посвящена обсуждению подготавливаемой и в определенной мере осуществляемой в нашей стране реформы образования: изменениям в управлении образованием, структуре, в учебном процессе, сроках обучения, приемных экзаменов и т.д.

Эти вопросы адресуются студентам-заочникам для самостоятельной проработки с последующим их обсуждением на занятиях с участием преподавателей.

 

Вопросы для повторения

1. Как Вы понимаете объект и предмет социологии образования.

Учебные и практические задания

1. Дайте характеристику образованию как социальному институту, функциям образования в современном мире и значению его для функционирования других социальных институтов.

2. Покажите вклад отечественных и зарубежных ученых в разработке социологии образования.

3. Сравните различные модели образования (экстенсивную, продуктивную и интенсивную). Какая из них является приоритетной и почему?

4. Попробуйте провести социологический опрос в группе (потоке) для выявления мотивации поступления в вуз на вашу специальность, степени заинтересованности студентов в учебе (могут быть и другие цели). Проанализируйте итоги, попробуйте выявить их связь с ходом учебного процесса (успеваемостью в группе и др.).

5. Объясните суть и необходимость процесса гуманизации и гуманитаризации образования; выявите сходство и различие понятий.

6. Дайте характеристику реформы образования в нашей стране (изменений в управлении образованием, структуре, в учебном процессе и т.д.).

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Аллак Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. - М., 1993.

2. Гаврилюк В.В. Социология образования: Учебное пособие. – Томск, 2003.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.

4. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М., 2003.

5. Жуков В.И. Университетское образование: История, социология, политика. – М., 2003.

6. Нечаев В.Я. Социология образования. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

7. Ракитов А.И. Наука, образование и технология в России: Научно-аналитический обзор. - М.: Изд-во РАН, 1996.

8. Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ). Монография. – М., 2004.

9. Социологическая энциклопедия. Т. 1,2. – М., 2003.

10. Социология образования перед новыми проблемами. – Москва – Омск, 2003.

11. Социология: Энциклопедия. – Минск, 2003.

12. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». – М., 2003.

13. Тощенко Ж.Т. Социология образования // Социология: Общий курс. - М.: Прометей, 1998, с. 329-348.

14. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристъ, 1997.

 


1 Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: Издательство МГУ, 1992, с. 355.

2 См.: Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994, с. 241.

1 См.: Материалы к занятиям по социологии. Вып. 3. – М.: ГАСБУ, 1994.

1 См.: Нечаев В.Я. Указ. соч., с. 61-62.

1 См.: Нечаев В.Я. Указ. соч., с. 107-108.

 

 

1 См.: Нечаев В.Я. Указ. соч., с. 110-111.

2 См.: Материалы к занятиям по социологии. Вып. 3. – М.: ГАСБУ, 1994.

1 В нашей стране они действуют и в системе государственных не государственных (коммерческих) вузов. Степень централизации образования в разных странах различна (см.: Смелзер Н. Указ. соч., с. 442-443).

2 См. Педагогика. 1983.

1 См. Спелзер Н. Социология/Пер. с англ. – М.: 1994, 441-442 стр. и др.

 



2015-11-23 1090 Обсуждений (0)
Социально(-профессиональная) структура сферы образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально(-профессиональная) структура сферы образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1090)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)