Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)



2015-11-23 269 Обсуждений (0)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 0.00 из 5.00 0 оценок




ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Цели и задачи дисциплины (модуля) «Социальная психология»

Целью освоения дисциплины является изучение закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных общественных условиях.

Основными задачами дисциплины (модуля)являются:

· охарактеризовать особенности функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

· познакомить студентов с социально-психологическими характеристиками личности и своеобразием ее социализации в различных общностях и условиях.

Процесс изучения дисциплины (модуля) «Социальная психология» направлен на формирование следующих компетенций:

Процесс изучения дисциплины (модуля) «Социальная психология» направлен на формирование следующих компетенций:

профессиональных компетенций (ПК):

- способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19).

В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

Знать:

  • функции социальной психологии как науки и практики;
  • знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах;
  • основные социально-психологические характеристики больших социальных групп и движений;
  • специфику межгрупповых отношений;
  • факторы формирования личности в процессе социализации;
  • основные закономерности и формы регуляции социального поведения;

Уметь:

  • владеть навыками анализа психологических ситуаций, возникающих в социальной жизни людей, уметь находить адекватные способы их решения;
  • оперировать понятиями и концепциями социальной психологии при объяснении ситуаций взаимодействия людей;

Владеть:

· инструментарием, методами организации и проведения социально- психологических исследований.

Предшествующими дисциплинами (модулями), на которых непосредственно базируется дисциплина, являются: «Психология», «Социология», «Риторика», «Деловые коммуникации», «Основы управления персоналом» и др.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВО

 

Дисциплина (модуль) относится к дисциплинам раздела Б1.Б.21.

Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с литературой и нормативными документами. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине (модулю) являются практические занятия, которые проводятся в виде дискуссий, группового проектного обучения и др. По дисциплине осуществляется текущий контроль и итоговая аттестация в форме зачета.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 3 зачётных единицы (108 часов).

Распределение трудоемкости дисциплины (модуля) по видам работ

Вид учебной работы Трудоемкость, часов
Общая трудоемкость по учебному плану
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ)
Самостоятельная работа (СР),в том числе:
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумами т.д.)
Вид контроля: зачет  

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Структура дисциплины (модуля)

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий, формы текущего контроля и промежуточной аттестации

№ Раздела (темы) Наименование разделов (тем) Количество часов Форма* текущего контроля
Всего Аудиторная работа Внеауд. работа СР (КСР)
Л ПЗ ЛПЗ
               
История и современность социальной психологии как науки   О, Д
Социально-психологические особенности групп.   О, Д
Общение и социально взаимодействие РК, Д
Социально-психологические аспекты личности   РК
  Всего  
  Подготовка и сдача зачета           зачет
  Итого:  
                 

 

*Формы текущего контроля: опрос (О), диспут (Д), рубежный контроль (РК) и др.

Содержание лекций

№ Раздела (темы) Название разделов (тем) Содержание (дидактические единицы) Кол-во часов
История и современность социальной психологии как науки Пограничный характер социально-психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
Социально-психологические особенности групп. Понятие «малая группа». Количественный и качественный состав малой группы. Групповые структуры: вертикальные и горизонтальные. Групповые процессы: образование малых групп, лидерство в группе, сплоченность группы, нормативное влияние большинства и меньшинства на личность. Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика и т. д. историческое изменение понятия «массовое поведение». Значение исследования психологии неорганизованных групп на современном этапе.  
Общение и социально взаимодействие Общение как специфический вид деятельности. Интерактивный, перцептивный и информационный аспекты общения. Социально-психологические закономерности и эффекты. Коммуникативные барьеры. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы взаимодействия. Экспериментальные схемы взаимодействия. Теории «динамического взаимодействия». Решение проблемы взаимодействия в «символическом интеракционизме». Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии. Структура конфликта. Виды конфликта. Контроль над конфликтными ситуациями.    
Социально-психологические аспекты личности Подходы к пониманию личности в социальной психологии. Социализация личности: характеристика этапов, институты социализации. Социально-психологические параметры анализа личности: социальная адаптация, социальная идентификация, социально-значимые качества личности, социальная адекватность личности.
  ИТОГО

Содержание практических и лабораторно-практических занятий

 

№ Раздела (темы) Содержание (дидактические единицы) Кол-во часов
Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Истоки данных идей в античной философии и философии Нового времени. Место социально-психологической проблематики в историко-эволюционной социологии XIX века. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания самостоятельных социально-психологических теорий (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, Г. Тард, С. Сигле и Г. Лебон, МакДугл). Теоретическая и методологическая ограниченность первых социально-психологических теорий.
Исследование межгрупповых отношений в отечественной и социальной психологии. Межгрупповые отношения в обществе на макроуровне, мезоуровне и микроуровне социальной жизни. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Интегративные межгрупповые феномены: групповая аффилициация, групповая открытость и межгрупповая референтность. Внушение или суггестия как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритичном восприятии информации. Понятийный аппарат для описания социальной суггестии. Феномен контр-суггестии. Внушение и убеждение. Подражание. Теория подражания Г. Тарда. Роль подражания в историческом развитии человеческого общества и в онтогенезе. Относительное значение заражения, внушения и подражания.
Диагностика поведения в конфликте. Особенности организационных конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов. Роль руководителя в разрешении конфликта.
Понятие социального поведения и его регуляторов. Социальная установка: понятие структура, функции, формирование, изменение социальных установок, влияние аттитюдов на поведение, влияние поведения на аттитюды. Иерархическая структура социальных диспозиций.
  Итого:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Требования к самостоятельной работе по дисциплине (модулю)включают: указание трудоемкости; виды самостоятельной работы студентов; технологическую карту самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология» составляет 72 часа.

 

 

Вопросы для самостоятельного изучения

№ Раздела (темы) Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1. Прикладные социально психологические исследования (здравоохранение, образование, бизнес и др.). 2. Основные теоретические концепции социальной психологии в настоящее время.
1. Проблема размера малой группы. 2. Типологии малых групп. 3. Подходы к определению лидерства и руководства в малой группе. 4. Проблемы формирования группы. 5. Факторы, определяющие сплоченность группы. 6. Стихийные группы и массовидные явления: толпа, масса, публика. 7. Способы воздействия в стихийных группах. 8. Экспериментальные исследования в зарубежной и отечественной социальной психологии (Шериф, А. Тэшфел, С. Московиси, Агеев, Донцов и др.). 9. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Интегративные межгрупповые феномены: групповая аффилициация, групповая открытость и межгрупповая референтность.
1. Типы взаимодействия. 2. Экспериментальные схемы взаимодействия. 3. Теории «динамического взаимодействия». 4. Решение проблемы взаимодействия в «символическом интеракционизме». 5. Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии
1. Личность как социальная характеристика индивида. 2. Механизмы социального влияния на личность. 3. Теории личности в зарубежной психологии.
  Итого:

6.2. Вопросы для самопроверки и литература

№ Раздела (темы) Вопросы для самопроверки Список литературы
1. История развития социальной психологии. 2. Объект и предмет социальной психологии. 3. Методы социальной психологии как науки. 4. Развитие социальной психологии в отечественной науке. 5. Развитие социальной психологии за рубежом. Основная литература: №№ 1, 2, 4 Дополнительная литература: №№ 1, 3, 7, 9. Интернет ресурсы, справочные системы: www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека
1. Понятие «малой группы». 2. Размеры малой группы. 3. Типы малых групп. 4. Основные направления исследования малых групп 5. Групповые структуры. 6. Групповые процессы. 7. Виды больших групп. 8. Социально-психологические характеристики нации (эноса) 9. Социально-психологические характеристики профессиональной группы. 10. Социально-психологические характеристики социальные классы и слои. 11. Социальные движения. Основная литература: №№ 1, 2, 5 Дополнительная литература: №№ 1, 3, 5, 7, 8, 9. Интернет ресурсы, справочные системы: Интернет ресурсы, справочные системы: www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека
1. Понятие общения и его функций. 2. 3 аспекта общения. 3. Коммуникативные барьеры. 4. Социально-психологические эффекты общения и взаимодействия. 5. Конфликт и его причины. 6. Фазы конфликта. 7. Способы разрешения конфликта. Основная литература: №№ 3, 4 Дополнительная литература: №№ 4, 5, 7, 8-10. Интернет ресурсы, справочные системы: www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека
1. Подходы к пониманию личности. Структура личности. 2. Социальное поведение личности. 3. Социально-важные качества личности. .     Основная литература: №№ 3, 4 Дополнительная литература: №№ 2, 6, 8-10. Интернет ресурсы, справочные системы: www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека

Виды самостоятельной работы:

- составления компендиума;

- подготовка дискуссии (круглого стола) по заданной теме;

- индивидуальное кейсовое задание

- обзор интернет-сайтов и разработка каталога интернет-ресурсов по заданной теме;

- обзор периодической литературы и профессиональных изданий (журналы «Проблемы теории и практики управления», «Государственная служба», «Экономический анализ: теория и практика» и др.).

 



2015-11-23 269 Обсуждений (0)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)