ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Цели и задачи дисциплины (модуля) «Социальная психология»
Целью освоения дисциплины является изучение закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных общественных условиях.
Основными задачами дисциплины (модуля)являются:
· охарактеризовать особенности функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;
· познакомить студентов с социально-психологическими характеристиками личности и своеобразием ее социализации в различных общностях и условиях.
Процесс изучения дисциплины (модуля) «Социальная психология» направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины (модуля) «Социальная психология» направлен на формирование следующих компетенций:
профессиональных компетенций (ПК):
- способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
Знать:
- функции социальной психологии как науки и практики;
- знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах;
- основные социально-психологические характеристики больших социальных групп и движений;
- специфику межгрупповых отношений;
- факторы формирования личности в процессе социализации;
- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;
Уметь:
- владеть навыками анализа психологических ситуаций, возникающих в социальной жизни людей, уметь находить адекватные способы их решения;
- оперировать понятиями и концепциями социальной психологии при объяснении ситуаций взаимодействия людей;
Владеть:
· инструментарием, методами организации и проведения социально- психологических исследований.
Предшествующими дисциплинами (модулями), на которых непосредственно базируется дисциплина, являются: «Психология», «Социология», «Риторика», «Деловые коммуникации», «Основы управления персоналом» и др.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина (модуль) относится к дисциплинам раздела Б1.Б.21.
Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с литературой и нормативными документами. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине (модулю) являются практические занятия, которые проводятся в виде дискуссий, группового проектного обучения и др. По дисциплине осуществляется текущий контроль и итоговая аттестация в форме зачета.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 3 зачётных единицы (108 часов).
Распределение трудоемкости дисциплины (модуля) по видам работ
Вид учебной работы
| Трудоемкость,
часов
|
Общая трудоемкость по учебному плану
|
|
Аудиторные занятия
|
|
Лекции (Л)
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ)
|
|
Самостоятельная работа (СР),в том числе:
|
|
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумами т.д.)
|
|
Вид контроля: зачет
| |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Структура дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий, формы текущего контроля и промежуточной аттестации
№
Раздела (темы)
| Наименование разделов (тем)
| Количество часов
| Форма* текущего контроля
|
Всего
| Аудиторная
работа
| Внеауд.
работа
СР (КСР)
|
Л
| ПЗ
| ЛПЗ
|
| | |
|
|
|
|
|
| История и современность социальной психологии как науки
|
|
|
|
|
| О, Д
|
| Социально-психологические особенности групп.
|
|
|
|
|
| О, Д
|
| Общение и социально взаимодействие
|
|
|
|
|
| РК, Д
|
| Социально-психологические аспекты личности
|
|
|
|
|
| РК
|
| Всего
|
|
|
|
|
| |
| Подготовка и сдача зачета
| | | | | | зачет
|
| Итого:
|
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | |
*Формы текущего контроля: опрос (О), диспут (Д), рубежный контроль (РК) и др.
Содержание лекций
№
Раздела (темы)
| Название разделов (тем)
| Содержание (дидактические единицы)
| Кол-во часов
|
| История и современность социальной психологии как науки
| Пограничный характер социально-психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
|
|
| Социально-психологические особенности групп.
| Понятие «малая группа». Количественный и качественный состав малой группы. Групповые структуры: вертикальные и горизонтальные. Групповые процессы: образование малых групп, лидерство в группе, сплоченность группы, нормативное влияние большинства и меньшинства на личность. Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы).
Временные неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика и т. д. историческое изменение понятия «массовое поведение». Значение исследования психологии неорганизованных групп на современном этапе.
|
|
| Общение и социально взаимодействие
| Общение как специфический вид деятельности. Интерактивный, перцептивный и информационный аспекты общения. Социально-психологические закономерности и эффекты. Коммуникативные барьеры.
Взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы взаимодействия. Экспериментальные схемы взаимодействия. Теории «динамического взаимодействия». Решение проблемы взаимодействия в «символическом интеракционизме». Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии. Структура конфликта. Виды конфликта. Контроль над конфликтными ситуациями.
|
|
| Социально-психологические аспекты личности
| Подходы к пониманию личности в социальной психологии. Социализация личности: характеристика этапов, институты социализации. Социально-психологические параметры анализа личности: социальная адаптация, социальная идентификация, социально-значимые качества личности, социальная адекватность личности.
|
|
| ИТОГО
|
|
Содержание практических и лабораторно-практических занятий
№
Раздела (темы)
| Содержание (дидактические единицы)
| Кол-во часов
|
| Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Истоки данных идей в античной философии и философии Нового времени. Место социально-психологической проблематики в историко-эволюционной социологии XIX века.
Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания самостоятельных социально-психологических теорий (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, Г. Тард, С. Сигле и Г. Лебон, МакДугл). Теоретическая и методологическая ограниченность первых социально-психологических теорий.
|
|
| Исследование межгрупповых отношений в отечественной и социальной психологии. Межгрупповые отношения в обществе на макроуровне, мезоуровне и микроуровне социальной жизни. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Интегративные межгрупповые феномены: групповая аффилициация, групповая открытость и межгрупповая референтность.
Внушение или суггестия как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритичном восприятии информации. Понятийный аппарат для описания социальной суггестии. Феномен контр-суггестии. Внушение и убеждение. Подражание. Теория подражания Г. Тарда. Роль подражания в историческом развитии человеческого общества и в онтогенезе. Относительное значение заражения, внушения и подражания.
|
|
| Диагностика поведения в конфликте. Особенности организационных конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов. Роль руководителя в разрешении конфликта.
|
|
| Понятие социального поведения и его регуляторов. Социальная установка: понятие структура, функции, формирование, изменение социальных установок, влияние аттитюдов на поведение, влияние поведения на аттитюды. Иерархическая структура социальных диспозиций.
|
|
| Итого:
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Требования к самостоятельной работе по дисциплине (модулю)включают: указание трудоемкости; виды самостоятельной работы студентов; технологическую карту самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы.
Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология» составляет 72 часа.
Вопросы для самостоятельного изучения
№
Раздела (темы)
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
|
| 1. Прикладные социально психологические исследования (здравоохранение, образование, бизнес и др.).
2. Основные теоретические концепции социальной психологии в настоящее время.
|
|
| 1. Проблема размера малой группы.
2. Типологии малых групп.
3. Подходы к определению лидерства и руководства в малой группе.
4. Проблемы формирования группы.
5. Факторы, определяющие сплоченность группы.
6. Стихийные группы и массовидные явления: толпа, масса, публика.
7. Способы воздействия в стихийных группах.
8. Экспериментальные исследования в зарубежной и отечественной социальной психологии (Шериф, А. Тэшфел, С. Московиси, Агеев, Донцов и др.).
9. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Интегративные межгрупповые феномены: групповая аффилициация, групповая открытость и межгрупповая референтность.
|
|
| 1. Типы взаимодействия.
2. Экспериментальные схемы взаимодействия.
3. Теории «динамического взаимодействия».
4. Решение проблемы взаимодействия в «символическом интеракционизме».
5. Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии
|
|
| 1. Личность как социальная характеристика индивида.
2. Механизмы социального влияния на личность.
3. Теории личности в зарубежной психологии.
|
|
| Итого:
|
|
6.2. Вопросы для самопроверки и литература
№
Раздела (темы)
| Вопросы для самопроверки
| Список литературы
|
| 1. История развития социальной психологии.
2. Объект и предмет социальной психологии.
3. Методы социальной психологии как науки.
4. Развитие социальной психологии в отечественной науке.
5. Развитие социальной психологии за рубежом.
| Основная литература: №№ 1, 2, 4
Дополнительная литература: №№ 1, 3, 7, 9.
Интернет ресурсы, справочные системы:
www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека
www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека
www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека
|
| 1. Понятие «малой группы».
2. Размеры малой группы.
3. Типы малых групп.
4. Основные направления исследования малых групп
5. Групповые структуры.
6. Групповые процессы.
7. Виды больших групп.
8. Социально-психологические характеристики нации (эноса)
9. Социально-психологические характеристики профессиональной группы.
10. Социально-психологические характеристики социальные классы и слои.
11. Социальные движения.
| Основная литература: №№ 1, 2, 5
Дополнительная литература:
№№ 1, 3, 5, 7, 8, 9.
Интернет ресурсы, справочные системы:
Интернет ресурсы, справочные системы:
www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека
www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека
www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека
|
| 1. Понятие общения и его функций.
2. 3 аспекта общения.
3. Коммуникативные барьеры.
4. Социально-психологические эффекты общения и взаимодействия.
5. Конфликт и его причины.
6. Фазы конфликта.
7. Способы разрешения конфликта.
| Основная литература: №№ 3, 4
Дополнительная литература:
№№ 4, 5, 7, 8-10.
Интернет ресурсы, справочные системы:
www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека
www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека
www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека
|
| 1. Подходы к пониманию личности. Структура личности.
2. Социальное поведение личности.
3. Социально-важные качества личности.
.
| Основная литература: №№ 3, 4
Дополнительная литература:
№№ 2, 6, 8-10.
Интернет ресурсы, справочные системы:
www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека
www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека
www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека
|
Виды самостоятельной работы:
- составления компендиума;
- подготовка дискуссии (круглого стола) по заданной теме;
- индивидуальное кейсовое задание
- обзор интернет-сайтов и разработка каталога интернет-ресурсов по заданной теме;
- обзор периодической литературы и профессиональных изданий (журналы «Проблемы теории и практики управления», «Государственная служба», «Экономический анализ: теория и практика» и др.).