Методическое и материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ
Методическая разработка практических занятий для студентов Практическое занятие № Тема: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСПЕПСИЯ. ХРОНИЧЕСКИЙ ГАСТРИТ. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ» ЦелИ занятия - Научиться распознавать различные типы ХГ, функциональной диспепсии. - Научиться составлять план обследования больных с ХГ, функциональной диспепсией. - Научиться составлять план лечения больных с ХГ, функциональной диспепсией. - Научиться распознавать симптомы ЯБ в зависимости от локализации язвы, заподозрить у больного осложнения ЯБ и оказать врачебную помощь. - Научиться проводить дифференциальный диагноз с синдромосходными заболеваниями (синдром функциональной диспепсии, ГЭРБ, симптоматические язвы, панкреатит, рак желудка). - Научиться составлять план лечения больных с ЯБ, ассоциированной и неассоциированной с НР, комплекс профилактических мероприятий.
БАЗИСНЫЕ ЗНАНИЯ 1. Анатомическое строение и нормальную физиология желудка. Характеристику основных функций желудка (секреторную, моторно-эвакуаторную инкреторную, резервуарную, всасывательную). Особенности строения и секреторной функции в различных отделах желудка. Нервную и гуморальную регуляцию работы желудка. 2. Патоморфологические и патофизиологические изменения при хроническом гастрите: дисбаланс факторов агрессии и факторов защиты; воспалительную инфильтрацию; нарушение процессов клеточной регенерации; секреции, моторики желудка; развитие атрофии и клеточной метаплазии. 3. Факторы риска развития гастрита (роль наследственных факторов, характера и режима питания, курения, хронического стресса, воздействия химических и лекарственных средств). 4. Патофизиологическое значение и механизм повреждающего действия Helicobacter pylori. 5. Основные клинические проявления гастрита в зависимости от состояния секреции и изменения слизистой (неатрофические, атрофические), локализации гастрита. 6. Типы желудочной секреции. Методы оценки желудочной секреции, их диагностические возможности и ограничения (аспирационно-зондовый метод, интрагастральная рН-метрия). Основные инструментальные методы исследования желудка (эндоскопия с биопсией, рентгеноскопия). Методы выявления Helicobacter pylori. 7. Общую фармакологическую характеристику препаратов: блокаторов желудочной секреции (ингибиторы протоновой помпы, Н2-гистаминоблокаторы, М-холинолитики), всасывающихся и невсасывающихся антацидов; препаратов с местным защитным действием (де-нол), цитопротекторов, репарантов, стимуляторов желудочной секреции, ферментов, прокинетиков. 8. Методически правильно проводить внешний осмотра больного хроническим гастритом: оценивать трофологический статус, состояние кожных покровов и слизистых, состояние полости рта, осуществлять осмотр, перкуссию и пальпацию живота, определение нижней границы желудка, симптома Менделя, поражения соседних органов ЖКТ 9. Дать оценку исследования желудочной секреции (основные показатели: базальная и стимулированная рН в теле желудка), оценить заключения эндоскопического и рентгеноскопического исследования желудка.
Вышеуказанные вопросы изучены ранее на следующих теоретических кафедрах: – Кафедра нормальной анатомии Привес М.Г. Анатомия человека.-Спб: СПБМАПО, 2004.-720 с. – Кафедра нормальной физиологии Нормальная физиология человека: Учебник.-М., Медицина, 2005.-928 с. – Кафедра патологической анатомии Патологическая анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М. Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с. – Кафедра патологической физиологии Адо А.Д. Патологическая физиология.-М.: Триада, 2001.-574 с. – Кафедра пропедевтики внутренних болезней Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней.-М.: Медицина, 2002.-592 с. – Кафедра фармакологии Харкевич Д.А. Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.
Продолжительность занятия и место его проведения - Место занятия – учебная комната кафедры и палата терапевтического отделения. - Время занятия – с 9:00 до 12:15.
методическое и материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ - Схемы, таблицы, рисунки, слайды по теме практического занятия. - Больные с ХГ (функциональной диспепсией), ЯБ, история болезни, амбулаторная карта. - Типовые задачи. - Тестовые задания. - Методическая разработка практических занятий для студентов. - Методическое пособие «Болезни органов пищеварения». - Методическое пособие «Фармакотерапия внутренних болезней и их осложнений».
Хронометраж практического занятия: 30 мин. – текущий контроль – написание контрольных вопросов, тестов, решение типовых задач. 20 мин. – курация больных, микрокурация. 10 мин. – перерыв 1 час – клинический разбор больного с хроническим гастритом (функциональной диспепсией) и опрос студентов по заданной теме на примере курируемого больного (этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, осложнения, обследование, лечение). 15 мин. – перерыв 1 час – клинический разбор больного с язвенной болезнью и опрос студентов по заданной теме на примере курируемого больного (этиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, осложнения, обследование, лечение). содержание ТЕМЫ «СИНДРОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСПЕПСИИ. ХРОНИЧЕСКИЙ ГАСТРИТ. язвенная болезнь». Основные вопросы темы: 1. Определение ХГ. 2. Классификация хронических гастритов (Хьюстон, 1994) 3. Этиология и патогенез ХГ типа А, В и С. 4. Основные диагностические критерии ХГ в зависимости от состояния секреции и степени выраженности атрофии: клинические, инструментальные. Клинические и инструментальные различия ХГ при типах А, В и С. 5. Дифференциальный диагноз при хроническом гастрите с функциональными расстройствами, язвенной болезнью, хроническим панкреатитом, раком желудка. 6. План обследования пациента с ХГ. 7. Принципы лечения ХГ, отличия подходов в зависимости от типа, выраженности атрофии. 8. Осложнения ХГ, исходы, профилактика и диспансеризация больных ХГ.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |