Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ефимова Елена Владимировна



2015-11-27 508 Обсуждений (0)
Ефимова Елена Владимировна 0.00 из 5.00 0 оценок




Преподавание предмета «Технология» проводится в нашем лицее в форме творческой проектной деятельности учащихся. Детям всегда хочется показать свой результат, хочется, чтобы на него обратили внимание. Я предлагаю нетрадиционную схему проведения итогового занятия по защите проектов в виде конкурсной игровой программы.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации должны быть созданы условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. На сегодняшний день, к сожалению, многие дети чрезмерно увлечены компьютерными играми, прослеживается тенденция к замкнутости и эгоцентризму. Все чаще можно наблюдать незаинтересованность детей в активной досуговой деятельности, низкую культуру поведения. Одной из основных задач, выдвигаемых ФГОС второго поколения, является воспитание культуры досуговой деятельности обучающихся.

Безусловно, чтобы заинтересовать ребенка его деятельность по содержанию должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Наиболее полно удовлетворяет этим требованиям такая форма организации занятия как игровая программа.

Игровая программа также как нельзя лучше позволяет решать основные задачи по воспитанию ребенка, так как игра является свободной, естественной и интересной для него формой жизни. Игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Игра - это естественный язык ребенка, среда его самовыражения, где он чувствует себя наиболее комфортно. По словам А.С. Макаренко «в детском возрасте игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело».

Каждая игра выполняет определенные функции. Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на развитие ребенка, мотивационно-потребительскую сферу, преодоление «познавательного эгоцентризма». Игры создают условия для развития организаторских умений и навыков ребят.

Мною была разработана и реализована программа новогоднего праздника «Новогодние приключения Снеговика» в формате игровой деятельности. Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник можно считать стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется коллективное творческое дело (КТД): мероприятия, игры, конкурсы, викторины и т.п.

КТД- дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Дети с большим желанием участвуют в празднике: любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

И.П. Иванов дает меткое определение праздника: «праздник - это активное отношение детей к деятельности, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Праздник – это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное в каждом из них – есть творчество, выдумка в оформлении и в самих делах».

Праздник является педагогически эффективной игровой деятельностью, так как:

1) содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту и потребностям детей;

2) праздник является итогом определенной совместной практической деятельности детей и взрослых;

3) праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, виртуальная экскурсия, КТД и другие) и является стержневым делом, вокруг которого разворачивается групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых;

4) содержание обладает гуманитарной направленностью;

5) в разработке праздника используются инновационные подходы;

6) оформление праздника является ярким и запоминающимся.

При проектировании праздника необходимо учитывать моменты подготовки (предпроектный этап, этап проектирования и подготовительный этап), проведения праздника (этап реализации) и последействия (диагностико-аналитический этап).

Предпроектный этап можно представить в виде следующей таблицы:

 

Участники программы Учащиеся 7-х классов
Изучение интересов и ценностных ориентиров Наблюдение, опрос детей
Наличие творческой группы единомышленников Учащиеся 7-х классов, учителя
Выдвижение идей Методика коллективного творческого дела (КТД): «Если делать что-то вместе – все гораздо интересней!»
Цель · пробуждение интереса к предмету технология через демонстрацию работ с помощью знаний и умений, полученных на уроках технологии, · создание условий для сплочения детского коллектива, · осмысление проблемы культуры поведения, · пробуждение интереса к педагогически целесообразным формам досуга.
Задачи · создать праздничное настроение у детей, · активизировать потребность в творческом взаимодействии и общении, · создать условия для проявления коммуникативных качеств и умения работать в команде, определять свою роль в коллективе; · показать интересные виды досуговой деятельности и создать условия для принятия предложенных форм проведения досуга, · способствовать овладению детьми поведенческими навыками на празднике, · пробудить познавательный интерес к духовному наследию, традициям празднования Нового года в современном мире и в старину.
Разработка замысла Методика КТД: «Новогодние приключения снеговика»
Форма проведения Праздник (среднесрочная программа)
Форма обратной связи Фотоотчет, самоанализ, блиц-опрос, отзывы
Место проведения Учебный класс ГБОУ лицей №95
Материально-техническая база кабинет, оборудованный компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет, с проектором, экраном, доской; компьютерные презентации; реквизит для конкурсов; новогоднее оформление класса

 

На этапе проектирования и подготовительном этапе используется методика КТД, разработанная И.П. Ивановым.

1 – предварительная работа учителя, на этом этапе я ставлю цель перед учащимися,

2 - коллективное планирование,

3 – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах,

4 – коллективное осуществление задуманного, каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила,

5 – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа: «Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?». Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение учащихся.

6 – продолжение начатого в других формах деятельности.

Этап проектирования включает в себя проработку замысла, написание сценария с учетом поставленных педагогических задач, композиционным построением и использованием выразительных средств.

Подготовительный этап предполагает совместную работу всех учащихся 5-7 –х классов над разработкой реквизита, оформления класса и подготовку проектных изделий, в том числе:

• выбор помощников, которые будут участвовать в проведении праздника,

• подобрать праздничные частушки, приметы, загадки, подготовиться их исполнять,

• изготовление елочных игрушек – шариков из тканевых помпонов,

• оформление выставки «Праздник «Новый год»,

• расстановка в классном помещении: стульев для групп учащихся, посередине – свободная площадка, стол для реквизита, стол для конкурсов,

• оформление помещения к Новому году: на стенах развешаны плакаты и рисунки, на окнах и стенах – снежинки, на столе у центральной стены – символ Нового года – нарядная елка,

• подготовка сладких призов (пряники, конфеты, сушки) для участников игр,

• взаимодействие при подготовке с другими учителями,

• создание компьютерной презентации «Новый год шагает по планете»,

• подбор видеофильма о праздновании Нового года (Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург» в рамках городской программы «Толерантность»)

• подбор музыкального оформления: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки», современные музыкальные композиции на тему «Новый год»,

• изготовление значков-снеговичков и значков- Деда мороза для награждения.

На этапе подготовки к празднику по методике КТД изготавливаются приглашения для гостей, новогодние игрушки, элементы украшения класса. Учащиеся и учителя активно участвуют в подготовке реквизита и конкурсов.

Этап реализации предполагает непосредственно само проведение итогового урока по защите творческих проектов в форме конкурсно-игровой программы «Новогодние приключения снеговика» с активным привлечением всех учащихся 7-х классов. «Снеговиками» становятся сами учащиеся. От конкурса к конкурсу «Снеговик» попадает в разные ситуации. Чтобы Снеговик «слепился», учащимся приходится оказывать помощь друг другу, проявлять инициативу и находчивость. В конце праздника подводится итог конкурса творческих проектов, а учащиеся получают в подарок маленькие значки-снеговички, сладкие призы и говорят друг-другу пожелания по кругу.

Конкурсная игровая программа в форме новогоднего праздника «Новогодние приключения снеговика» прошла апробацию в ГБОУ Лицей №95 и ГБОУ гимназия № 74.

В результате проведения занятия по защите творческих проектов в форме Новогоднего праздника были созданы условия для пробуждения интереса к предмету технология через демонстрацию работ, выполненных с помощью знаний и умений, полученных на уроках технологии, сплочения детского коллектива и принятия предложенных форм проведения досуга. Дети заинтересовались традициями празднования Нового Года и приобрели социальные знания и поведенческие навыки, а также опыт позитивного взаимоотношения и самостоятельного социального действия. Полученные умения по организации досуга (вязание, аппликация, изготовление швейных изделий, игры со словами и др.) использовались ими в дальнейшем на практике.

Вывод: игровые технологии являются на сегодняшний день наиболее действенной формой организации досуговой и учебной деятельности учащихся.

 

Список литературы:

1. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЦГЛ», 2002.

2. Закон Российской Федерации "Об образовании";

3. Закон Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 381-66 "Об общем образовании в Санкт-Петербурге".

4. Карелова И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», 2011.

5. Лавренева Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – СПб.: «Паритет», 2000.

6. Локалова М.С. Праздник в подарок. – Ярославль: Академия развития, 2000.

7. М.И. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 1997.

8. Праздник под созвездием Игры: сборник сценариев игровых программ и праздников/ Ред.-сост. И.М. Карелова. – Выпуск 2. –СПб.:Специальная литература, 2004.

9. Праздник под созвездием Игры: сборник сценариев игровых программ и праздников/ Ред.-сост. И.М. Карелова. – Выпуск 3. –СПб.:Специальная литература, 2006.

10. Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011 года N 1534

Технологическая карта урока – современная форма планирования урока



2015-11-27 508 Обсуждений (0)
Ефимова Елена Владимировна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ефимова Елена Владимировна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)