Актуальные проблемы профориентации при взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных школ
Соколова Наталья Александровна, Горшкова Татьяна Николаевна, Иванова Наталья В современном обществе как никогда остро стоит вопрос о профессиональном самоопределении школьников. Дефицит квалифицированных кадров, технических специалистов среднего звена и специалистов рабочих профессий – это настоящее нашего рынка труда. Помочь в этом вопросе, призвана профессиональная ориентация. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Правительством был утвержден список из 93 технологических специальностей начального и среднего профессионального образования. В список вошли специальности приоритетных направлений развития экономики, которых было определено пять: энергоэффективность, ядерные, космические и компьютерные технологии, фармацевтика. Что же необходимо сделать, чтобы мотивировать школьников идти в учреждения профессионального образования? Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется он на всех этапах жизни человека, но в связи с рассматриваемой нами проблемой нас интересуют учащиеся с 5 по 9 класс. Условно их можно разделить на 2 группы. 1 группа. 5 - 7 класс – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, приобретение познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях. Для этого необходимо включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности. Очень важно сформировать начальные представления о многообразии мира профессий. 2 группа.8 - 9классы – формирование у школьников личностного смысла выбора направления образования, представления о реальных возможностях. Этому этапу соответствует проектирование получения образования в учреждении среднего профессионального образования (и возможной последующей ориентацией на продолжение образования в ВУЗе). В своей работе специалисты ГБОУ ДОД ЦТТ «Старт+» Невского района Санкт–Петербурга используют информационно-справочные, просветительские методы: - видеопрофессиограммы; - радиопередачи о профессиях; - видеофильмы об успешных людях получивших образование в ГБПОУ; - целевое обучение в ГБПОУ и ВУЗе. - экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; - встречи со специалистами по различным профессиям; - конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности. Начинать работу по профориентации обучающихся необходимо не в старших классах, а в самом начале школьной деятельности ребенка. Ведь зачастую школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда в городе, не готова к конкуренции при трудоустройстве. Конечно, необходимо иметь возможность получения актуальных сведений о тенденциях на рынке труда и давать эту информацию школьникам. Хочется привлекать к сотрудничеству различные государственные ведомства, конкретные организации и предприятия, чтобы учащиеся имели возможность попробовать себя в различных видах будущей профессиональной деятельности, на конкретно организованных рабочих местах. Но это будет возможно, когда руководители предприятий будут заинтересованы в таком виде сотрудничества. Большое значение имеет формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, а значит необходимо создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений района. Главное развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. В нашем центре открыто много объединений различной направленности, школьники привлекаются к разнообразной коллективной творческой деятельности. В объединениях технической направленности имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной деятельности ребенок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, исследователя, учится создавать технический продукт и представлять его пользователям. Участие в разного рода массовых мероприятиях позволяет сформировать положительную эмоциональную установку воспитанников на выбор профессии. Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в положении дел на современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Большую помощь ребенку могло бы оказать создание индивидуального маршрута перспективного профессионального самоопределения, реализация которого может быть возложена на учреждения дополнительного образования детей как личностно-ориентированной гибкой, открытой системы. Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его обучающийся состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения. Как говорится труд — основа всей жизни человека. А вот какова будет эта основа у маленького человечка, зависит от того, как мы – взрослые – сможем подготовить его к одному из самых главных решений его жизни – выбору профессии.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1342)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |