Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспертная форма постановка проблемы опирается как на интуицию исследователей, так и на процедуры и правилами, предусмотренные для научного решения проблем



2015-11-27 482 Обсуждений (0)
Экспертная форма постановка проблемы опирается как на интуицию исследователей, так и на процедуры и правилами, предусмотренные для научного решения проблем 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификации проблем решаемых исследователем.

Перед тем, как переходить непосредственно к определению проблем, решаемых исследователями, необходимо определить предмет исследования.

Мы будем исходить из того, что предметом исследования является проблема, на которую направлено исследование или противоречие, предложенное на разрешенье, либо задача, для отыскания неизвестного по данному.

При этом, задача, как правило, предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из уже известных.

Таким образом, можно определить проблему, как задачу, для отыскания неизвестного по данному и какне­соответствие между необходимой (желаемой) и факти­ческой ситуацией.

Можно выделить два уровня постановки проблемы.

Интуитивная форма постановки проблемы, когда после определения главного вопроса, предложенного на разрешение, дальше проблему не разукрупняют.

Экспертная форма постановка проблемы опирается как на интуицию исследователей, так и на процедуры и правилами, предусмотренные для научного решения проблем.

Грамотная постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий:

1) формулирование проблемы, состоящее из вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадиктации (фиксации того противоречия, которое лег­ло в основу проблемы), финитизации (предположитель­ного описания ожидаемого результата);

2) построение проблемы, представленное операциями стратификации («расщепление» проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирова­ние и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему), локализации (ограниче­ние поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);

3) оценка проблемы, характеризующаяся такими дей­ствиями специалиста, как кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.п.), инвентаризация (про­верка наличных возможностей и предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотноше­ния известного и неизвестного в той информации, кото­рую требуется использовать для решения проблемы), уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой), квалификация (отнесение пробле­мы к определенному типу);

4) обоснование, представляющее собой последователь­ную реализацию процедур экспозиции (установление цен­ностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами), актуализации (приве­дение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, получен­ных на стадии актуализации и компрометации);

5) обозначение, состоящее из экспликации (разъясне­ния) понятий, перекодировки (перевод проблемы на иной научной или обыденный языки), интимизации понятий (словесная нюансировка — малозаметный переход — вы­ражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы)*29.

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности про­цедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться и параллельно с другими [например, стратификация (раз­деление) с вариантификацией (заменой одного вопроса на другой)], некоторые — по мере развертывания всех проце­дур и операций проблемы [например, экспликация (разъяс­нение) понятий или уподобление]. Все процедуры можно представить в виде сети, которая, будучи наложена на неизвестную (или частично неизвестную) область, позволяет упорядочить наши представления об этой области, ее гра­ницах, методах и средствах ее постижения и т.д.)*13

 

Проблемы можно классифицировать по различным группам:

o по степени их структуризации;

o на фундаментальные и прикладные;

o на общие и частные;

o на теоретические и эмпирические

o эвристические в диспетчерские

o объекта управления, субъекта управления и взаимодействие субъекта и объекта.

 

Можно провести условную классификацию задач по степени структуризации.

Первая группа, это хорошо структурированные задачи, в этом случаемы имеем известную задачу без выбора или почти без выбора, или задача, где в решении требуется внести небольшие изменения известного решения или выбрать из нескольких известных решений одно. В этих задачах, проблемы количественно сформулированы в числах и символах и для решения такого типа проблем требуется до ста попыток.

Вторая группа, это неструктурированные проблемы, в решении известное решение меняется сильно или известная задача, не известная в данной сфере. Как правило это качественно выра­женные проблемы, содержащие лишь описание структурных, денежных и информационных ресурсов, без количе­ственные зависимости между ними. Для решения таких задач требуется провести до одного миллиона опытов или проверить до одного миллиона возможных рушений.

И наконец, самая сложная группа задач, слабо структурированные. В этом случае мы имеем ситуации при которых известное решение меняется полностью или неизвестная задача решается неизвестными способами, либо изменяются все задачи и система, куда входила задача, либо неизвестным способом решается неизвестная задача. Проблемы такого уровня можно решить, перебрав, по крайней мере, миллион вариантов.

 

Для решения хорошо структуризованных проблем ис­пользуется

модели принятия решений на основе теории управления

 

 

методология исследования операций. Она состоит в применении математических моделей и методов {линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, тео­рии игр и т.д.) для отыскания оптимальной стратегии управления целенаправленными действиями. Основная проблема применения методов исследования операций состоит в том, чтобы правильно подобрать типовую или разработать новую математическую модель, собрать необходимые исходные данные и убедиться путем анализа исходных предпосылок и результатов математическо­го расчета, что эта модель отражает существо решаемой задачи.

В неструктуризованных проблемах традиционным является эвристический метод, который состоит в том, что опытный специалист собирает максимум различных све­дений о решаемой проблеме, вживается в нее и на основе интуиции и суждений вносит предложения о целесообразных мероприятиях.

При таком подходе отсутствует какая-либо упорядоченная логическая процедура отыскания решения, и специа­лист, выдвигающий определенные предложения, не может сколько-нибудь четко изложить способ, на основе которо­го он от совокупности разрозненных исходных сведений пришел к окончательным рекомендациям. При решении проблемы такой специалист полагается на имеющийся собственный опыт, на опыт своих коллег, на профессиональ­ную подготовленность, на изучение аналогичных проблем методом ситуаций, но не на четко сформулированную методику.

К слабо структуризованным проблемам, для решения которых предназначен системный анализ, относится боль­шинство наиболее важных экономических, технических, политических и военно-стратегических задач крупного мас­штаба(13).

Типичными проблемами такого рода являются те, ко­торые:

а) намечены для решения в будущем;

б) сталкиваются с широким набором альтернатив;

в) зависят от текущей неполноты технологических до­стижений;

г) требуют больших вложений капитала и содержат элементы риска;

д) внутренне сложны вследствие комбинирования ресурсов, необходимых для их решения;

е) для которых не полностью определены требования стоимости или времени.

Выбор основной проблемы организации, ограничивающей эффективное ее функционирование и развитие, всестороннее исследование и анализ проблемы — это интуиция и профессионализм менеджера и руководителя организации.

Можно выделить следующие проблемы, которые требуют проведения исследования систем управлений:

o неправильное функционирование или развитие системы управления;

o ограниченность финансовых ресурсов для функционирования и развития системы;

o повышенная неопределенность внешней среды и наличие чрезмерных рисков.

 

Для решения проблем третьего класса применяются эвристические методы. (В Древней Греции это система обучения путем наводящих вопросов). (13)

 



2015-11-27 482 Обсуждений (0)
Экспертная форма постановка проблемы опирается как на интуицию исследователей, так и на процедуры и правилами, предусмотренные для научного решения проблем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспертная форма постановка проблемы опирается как на интуицию исследователей, так и на процедуры и правилами, предусмотренные для научного решения проблем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)