Методы разрешения противоречий
Методы разрешения противоречий: o во времени и пространстве; o в структуре; o в воздействиях; o в отношениях.
Творческие методы решения проблем[1] Интересно сравнить предложенную УСЭ и рекомендации Г.Магерамова[2] по общим принципам построения алгоритма творческого процесса. Ведь УСЭ представляет собой наиболее общий, универсальный подход к преобразованию систем. Небольшое еретическое отступление. С принятием УСЭ процесс преобразования систем перестает быть творческим! Ведь мы заранее, пусть не в деталях, но знаем, что ждет систему, к которой мы обращаемся. Согласно Г.Магерамову, первый принцип создания алгоритма: сбор необходимого массива информации. Чем больше этот массив и чем разнохарактернее содержащаяся в нем информация, тем фундаментальнее могут быть исследования и тем действеннее будет полученный алгоритм. Ну, здесь полное удовлетворение принципу. Схема эволюции сделана на основе: · анализа материалов по ТРИЗ-ЗРТС; · обработки информационного фонда, собранного и организованного в виде картотеки, по научно-технической, экономической, политической, педагогической, философской и др. тематике; · опыта использования ТРИЗ-ЗРТС для изучения и совершенствования технических и нетехнических (организация производства, структуры управления, педагогика, защита информации) систем. По второму и третьему принципам Г.Магерамова: дифференциация массива информации и определение фактора особенности есть интересное отличие. Поскольку создавалась Универсальная Схема Эволюции, то произведена "интеграция" информации, выявлены наиболее общие черты развития, присущие всем без исключения системам. Здесь не противопоставление двух подходов, а их взаимодополнение. Получается работа по системному оператору: · Г.Магерамов идет в подсистему, рассматривая конкретные пути и детали преобразования систем; · А.Захаров идет в надсистему, рассматривая наиболее общие законы преобразования систем. По четвертому принципу:выявление и формализация структуры творческого процесса- полное совпадение. Универсальная Схема Эволюции обладает: · внутренней непротиворечивостью - последовательность блоков образует несколько контуров, составленных из причинно-следственных цепочек · полнотой - набор блоков достаточен для представления полного цикла совершенствования систем · универсальностью - последовательность блоков отражает эволюцию любых систем (объектов) Природы. Пятый и шестой принципы:обеспечение инструментальной информацией и наличие примеров применениятоже реализованы. Дано подробное описание УСЭ (разъяснение смысла и наполнение этапов преобразования систем), а в качестве примеров применения УСЭ сделаны работы: 1. Универсальная Схема и эволюция систем уровней "Природа - Общество - Производство - Техника". 2. Универсальная Схема эволюции систем и неалгоритмические Методы активизации творческого мышления. 3. Универсальная Схема эволюции систем и инструменты ТРИЗ: · Таблица выбора приемов разрешения технических противоречий · Система стандартов на решение изобретательских задач · Алгоритм решения изобретательских задач · Цепочка противоречий АП→?→?→ТП→ФП 4. Универсальная Схема Эволюции и развитие системы знаний - науки, теории, парадигмы. 5. Универсальная Схема Эволюции и Закон повышения проводимости в ТС. 6. Универсальная Схема Эволюции как инструмент совершенствования существующих и создания новых инструментов ТРИЗ. Основные стадии творческого процесса решения проблем[3]. 1. Анализ окружающей среды. Быть способным распознать проблему и возможности жизненно важно для успеха. Распознание проблемы. 2. Выявление (идентификация) проблем. На выходе этой стадии - набор критериев решения для оценки различных вариантов. Принятие допущений. 3. Генерирование альтернатив. Генерирование альтернатив включает перечисление известных вариантов (рациональный акт) и генерирование дополнительных вариантов (рациональный и интуитивный акты). 4. Выбор из альтернатив. Систематическая оценка альтернатив по ранее установленным критериям. 5. Внедрение. Расчет деталей, прогноз и преодоление препятствий. См. комментарий к разделу "Методы проектирования": содержание пунктов там и здесь совпадает практически дословно. Тут и выявление проблемы, и установление критериев приемлемости решения, и генерирование альтернативных решений, и выбор из альтернатив - наиболее подходящего решения. И снова подчеркнем - другого и быть не может, это отражение универсальности эволюции систем! Майкл Левен, бывший Президент сети отелей Days Inn: "Творчество необходимо для выживания в сегодняшнем окружении. Нововведения - вот ключ к выживанию."[4]
Одним из известнейших исследователей теории познания Карлом Поппером была предложена следующая схема для описания процесса решения проблем[5]: P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2, где P1 – исходная проблема, ТТ – пробные теории, ЕЕ – устранение ошибок (error elimination), Р2 – новые проблемы.
[1] Универсальная Схема Эволюции А.Захаров http://www.metodolog.ru/00522/00522.html [2] Магерамов Г. Об общих принципах построения алгоритма творческого процесса. ОЛМИ, 1973.http://www.trizminsk.org/r/tt/980301.htm [3] Higgins, James M. 101 способ творческого решения проблем: справочник по поиску новых идей для бизнеса. The New Management Publishing Company, 1994, [4] Higgins, James M. 101 способ творческого решения проблем: справочник по поиску новых идей для бизнеса. The New Management Publishing Company, 1994 [5] Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с. 57-74. [ http://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/philosophy/popper.html ]
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |