Итоговый тестовый контроль для допуска к кандидатскому экзамену
1. Цель науки – это: □ прогнозирование на основе обобщения эмпирического опыта; □ изучение закономерностей устройства мира; □ определение законов изменения и развития объектов; □ формирование картины мира. 2. Научное знание формируется, в первую очередь, на основе: □ знания – интуиции; □ знания – информации; □ знания – умения; □ знания – оценки. 3. Философия науки как самостоятельная дисциплина формируется в: □ XVIII веке □ XIX веке □ первой половине XX века □ второй половине XX века 4. Предметом современной философии науки не является: □ научная рациональность □ этика науки □ синтез гуманитарного и естественнонаучного знания □ социология науки 5. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это: □ системность; □ обоснованность; □ верифицируемость; □ фальсифицируемость 6. Наука – это: □ компонент духовной культуры; □ элемент материально-предметного освоения мира; □ элемент практического преобразования мира; □ результат обыденного, житейского знания. 7. Главная особенность науки – это ее: □ зависимость от личности исследователя; □ объективность; □ регулирование со стороны идеологического руководства; □ подчиненное религиозным догмам положение. 8. Паранаучное знание – это знание: □ спекуляция вокруг популярных теорий □ не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом □ новые отрасли знания, еще не получившие общетеоретического статуса □ знание, связанное с религией 9. Антинаучное знание – это знание: □ опирающееся на методы насилия и принуждения □ сознательно искажающее представления о действительности □ обыденное знание □ мифологическое знание 10. Признаки научных знаний: □ проверяемость □ опровергаемость □ универсальность □ согласованность 11. Обыденное знание отличается от научного тем, что: □ не предполагает доказательности □ не апеллирует к научным текстам □ не может вывести закономерности □ не имеет систематизированного характера 12. Объективность научного знания означает: □ независимость знания от человека – субъекта вообще □ независимость от личности исследователя-субъекта □ абсолютность – незыблемость знаний □ независимость знания от метода получения 13. Научное знание не возможно: □ в условиях бесписьменной культуры □ при господстве религии в культуре □ на уровне сбора эмпирического материала □ при наличии мифологического мышления 14. Не является признаком эмпирического исследования: □ сбор фактов □ рациональная обработка данных □ систематизация наблюдаемых данных □ внутринаучная рефлексия □ классификация экспериментальных данных 15. Мифологическое сознание имеет сходство с научным: □ по масштабу осмысления реальности □ в терминологическом плане □ в способах построения картины мира □ в способах доказательства 16. Особого рода предложения (высказывания), фиксирующие эмпирическое знание об объекте, – □ гипотеза □ теория □ проблема □ факт. 17. К критериям научности не относится: □ рефлексивность □ системность □ образность □ объективность 18. Для отдельного исследователя в науке необходимо наличие: □ освоенного запаса знаний других авторов □ воображения □ научного звания □ включенности в коллектив исследователей 19. Форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве: □ факт □ идея □ аксиома □ гипотеза □ теория 20. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется: □ эмпиризм; □ сциентизм; □ социоцентризм; □ герменевтика 21. Логически организованная система научных знаний, которая дает целостное и всестороннее описание объекта, – □ научная программа □ теория □ метод □ парадигма. 22. Модель, образец постановки и решения проблем, принятые научным сообществом, – □ теория; □ парадигма; □ метод; □ натурфилософия. 23. Что, по Т. Куну, представляет собой парадигма в науке? □ особенность подхода к решению научных проблем □ мыслительный алгоритм, характерный для конкретной эпохи □ обязательное условие научной деятельности □ механизм формирования научных сообществ 24. Для философии наука не является источником: □ методов познания и исследования □ эмпирических данных □ понятий □ новых проблем 25. Для науки философия не является: □ основанием решения этических вопросов □ методологической базой □ идеологической установкой □ источником представлений о наиболее общих закономерностях бытия и мышления 26. Какое высказывание наиболее точно выражает отношение философии к науке? □ философия – вообще не наука. □ философия – всеобщая наука □ философия – может быть научной □ философия – одна из специальных наук 27. Язык науки отличается от языка философии: □ большей точностью □ большим разнообразием □ снижение полисемантизма □ более высокий уровень саморефлексии ученого 28. Роль философии в научном познании связана с: □ уточнением абстрактных понятий □ разработкой методологии познания □ утверждением альтернативного способа мировосприятия □ разработкой умозрительных схем 29. Не входит в круг проблем философии науки: □ исследование особенностей эмпирического и теоретического уровней научного познания □ проблема становления развитой научной теории □ исследование идеалов и норм исследования □ анализ индекса цитирования 30. Научный подход необходим в дизайне и архитектуре: □ для решения этических вопросов □ для самоопределения автора □ для понимания идеологии проекта □ для достоверности всех процедур 31. Научной основой современного дизайн-проектирования не является: □ математика □ социология □ сайентология □ антропология 32. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется: □ концепцией; □ теорией; □ идеей; □ гипотезой. 33. Междисциплинарными называются исследования: □ одного явления несколькими дисциплин притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию; □ проводимые с привлечением знаний и сведений из других областей науки; □ предполагающие сотрудничество представителей различных дисциплин на единой методологической основе; □ эклектически соединяющие в себе подходы и методы различных наук. 34. Решающим фактором возникновения философии является: □ формирование новых способностей человека □ городской образ жизни □ появление государства □ недостаточность мифологического объяснения мира 35. Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними, называется: □ категорией □ понятием □ термином □ знанием 36. Гипотеза необходима для: □ обеспечения целостности научного исследования □ выполнения процедур анализа и синтеза □ обеспечения объективности научного исследования □ сохранения авторского подхода 37. Метод познания – это: □ приемы абстрагирования. □ совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. □ система знаний о материи □ мировоззренческие установки исследовательской деятельности 38. К эмпирическим научным методам относится: □ анализ; □ наблюдение; □ дедукция; □ измерение; □ предметное моделирование 39. К теоретическим научным методам относится: □ эксперимент; □ синтез; □ индукция; □ идеализация; □ группировка/систематизация фактов 40. Научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки, называется □ верификация; □ фальсифицируемость; □ дедукция; □ фальсификация 41. Способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, называется: □ методика; □ деятельность; □ алгоритм; □ методология 42. Идеальная модель в науке – это: □ система параметров научного и философского исследования □ модель предмета изучения, предполагающая абстрагирование от его частных свойств □ макет или схема изучаемого предмета □ совокупность будущих характеристик изучаемого предмета 43. Соединение ранее выделенных частей предмета или явления в единое целое: □ синтез; □ анализ; □ моделирование; □ объединение 44. К основным функциям науки не относится: □ мировоззренческая □ описательная □ культурная □ функция производительной силы 45. Для научного знания всех эпох характерна: □ кумулятивность □ аналитичность □ стремление к дифференциации □ практическая применяемость 46. Решающим условием перехода от мифо-поэтического к научному сознанию является: □ развитие ремесла □ преодоление «логики мифа» □ развитие абстрактного мышления □ рост самосознания человека 47. Классическая парадигма науки предполагает: □ различные критерии истинности для естественных и гуманитарных наук; □ дифференциацию знания; □ объективность научных теорий; □ единые критерии истинности для всех научных дисциплин. 48. Классическая научная парадигма привела в дизайне и архитектуре к: □ функционализму □ идее целерациональности формы □ идее поливариантности проектных решений □ ориентации на коммерческую успешность 49. Постнеклассическая парадигма науки предполагает: □ абсолютность научных теорий; □ отсутствие единого критерия истины; □ практическое применение научных теорий; □ необходимость подтверждать научную гипотезу фактами. 50. Слово «дискурс» обозначает: □ литературный жанр; □ социально обусловленную организацию системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется; □ неадекватное отражение реальности; □ символическое соотношение слов и вещей. 51. В Древнем Египте наукой занимались в основном: □ правители □ жрецы □ ремесленники □ торговцы 52. Знание Ближнего Востока на ранних этапах исторического развития нельзя называть научным в полной мере, поскольку: □ это индуктивные знания □ здесь велика роль рецептов и догм □ здесь велика социальная детерминированность познавательного процесса □ это практически-ориентированные знания 53. Античность можно считать колыбелью научного знания, поскольку: □ здесь произошло разделение физического и интеллектуального труда □ реализована идея доказательности знания □ наука признана социально-значимой □ развивается гуманитарное, естественнонаучное и математическое знание 54. Согласно Аристотелю философия: □ есть наука о первоначалах всего существующего; □ изучает первоначала государственной жизни и человеческой души в отличие от физики, изучающей первоначала природы; □ является самой бесполезной наукой; □ это наука, имеющая первостепенное практическое значение. 55. К чертам средневековой науки не относится: □ эмпиризм □ рационализм □ символизм □ иерархичность 56. В качестве высшего критерия истины в средние века принимается: □ опыт; □ знание; □ вера; □ здравый смысл. 57. Структура научной работы не включает в себя в качестве обязательного элемента: □ выводы □ аннотация □ эпиграф □ указание на степень разработанности проблемы 58. Основой научной работы по теории архитектуры или дизайна является: □ сбор данных □ систематизация эмпирического материала □ определение назначения проекта □ прогноз функционирования изделия или объекта 59. К чертам современной науки об архитектуре и дизайне не относится: □ эмпиризм □ рационализм □ символизм □ иерархичность 60. В качестве критерия истины в научном исследовании современный теоретик архитектуры и дизайна принимает: □ опыт; □ знание; □ вера; □ здравый смысл 61. Согласно О. Конту, задача позитивной науки заключается в том чтобы: □ изучать первопричины и первоначала; □ открывать объективные закономерности объективно существующий явлений и процессов; □ открывать связи между явлениями, знание о которых необходимо практикам; □ обобщать устойчивые связи между явлениями 62. В. Дильтей считал, что в «науках о духе» недопустимо объяснять изучаемые явления, поскольку: □ гуманитарное знание не является научным; □ поведение людей определяется свободой воли; □ «науки о духе» изучают внешний опыт сквозь призму субъективности; □ понять мотивы поведения другого человека невозможно. 63. «Науки о духе» отличаются от «наук о природе»: □ тем, что изучают внутренний, а не внешний опыт; □ используют описательные методы; □ выявляют причинно-следственные связи между явлениями; □ выявляют смысл явлений в контексте жизненного мира человека. 64. Гносеология – это учение: □ о бытии □ о познании □ о воспитании □ о ценностях 65. Исторически первичным для философии является постановка проблем: □ онтологии □ гносеологии □ антропологии □ аксиологии 66. Натуроцентризм в трактовке человека означает: □ подчеркивание необходимости здорового образа жизни □ сведение всех характеристик человека к сугубо биологическим □ учение о необходимости достижения гармонии с природой □ экологическую версию социоцентризма 67. Философская категория бытия означает: □ все реально и потенциально существующее □ существование сущего □ существенные характеристики чего-либо □ сущность вещи 68. Отличие аксиологии как сферы философского знания связано с: □ особенностью ее предмета изучения □ относительно поздним происхождением □ синтетическим характером знания □ неопределенностью методов исследования 69. Индивид в философии понимается как: □ синоним понятия «субъект»; □ родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду; □ устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества; □ совокупность физических способностей отдельного человека; □ социальная «маска» 70. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование: □ биокосмология; □ социал-дарвинизм; □ космогенез; □ историософия. 71. Расположите феномены в порядке от наиболее общих (абстрактных) к конкретным: □ научно-техническая революция □ информатизация □ прогресс □ развитие □ изменение 72. Согласно Платону, идеи необходимы для: □ объяснения процессов реального мира □ понимания проектной деятельности □ объяснения роли Бога в космогенезе □ понимания сущности предметов и явлений 73. Согласно Аристотелю, для того чтобы выработать собственное представление о чем-либо, целесообразно: □ оспорить существующие представления □ обобщить все предшествующие подходы □ устроить дискуссию □ сформулировать гипотезу и доказать ее опытным путем 74. Античная эстетика говорит о тождестве: □ целесообразности и выразительности □ функциональности и красоты □ удобства и престижности □ ритма и гармонии 75. Трактовка формы у Фомы Аквинского развивает идеи: □ даосов □ Платона □ Аристотеля □ эллинистической эстетики 76. Картину мира Ренессанса можно обозначить как: □ натуроцентризм □ космоцентризм □ теоцентризм □ антропоцентризм 77. Вклад Ф. Ницше в развитие философского знания заключается в: □ отказе от метафизики □ опоре на восточные философии □ постановке проблемы ценностей □ формировании идеи Сверхчеловека 78. «Понимающая социология» М. Вебера не оперирует понятием: □ идеальный тип □ социальное действие □ моделирование □ бессознательные мотивы 79. Структурализм формируется в ходе изучения: □ экологии □ этнографии □ экономики □ теории систем 80. Понятие «бинарная оппозиция» предполагает: □ амбивалентность каждого явления культуры □ вычленение противоположных характеристик объекта □ вариативность процессов и явлений культуры □ наличие бессознательных компонентов в продуктах культуры 81. Для системного подхода первично представление о: □ элементах □ системе □ связях □ внешних детерминантах 82. Вычеркните неграмотные предложения: □ Эти категории отражаются в градостроительной структуре; □ Эмпирический опыт необходимо проверять; □ Дизайн-проект может учитывать изменяемость объекта; □ Античность сформировала представление о функциях объекта 83. Расставьте в порядке от частного к общему: □ метод □ методика □ подход □ методология 84. Информационное общество представляет собой: □ общество, в котором наука и умственный труд в целом играют решающую роль, становятся основным фактором производства; □ индустриальное общество; □ постиндустриальное общество; □ состояние гипотетического единства человечества в будущем 85. Объект и предмет исследования соотносятся как: □ объект – более узкое понятие, чем предмет □ предмет – более узкое понятие, чем объект □ предмет – причина существования объекта □ предмет зависит от человека, а объект – нет 86. Для того чтобы материал другого автора, используемый в исследовании, не считался плагиатом, необходимо: □ указывать фамилию автора □ закавычивать этот материал □ указывать источник информации □ пересказывать позицию другого автора своими словами 87. Объяснение как главная познавательная операция естественных наук, предполагает: □ раскрытие ценностно-смыслового содержания объекта □ фиксацию существующих в теории характеристик объекта □ определение причинно-следственных связей между объектами изучения □ сбор количественных данных об объекте изучения 88. Понятие «научная дисциплина» в рамках изучаемого курса адекватнее всего трактовать как: □ профессия □ определенная наука и ученые, занятые ее разработкой □ поведение ученых □ отдельное направление развития науки
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2960)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |