Тема 1.3. Общение дошкольников со сверстниками
Задание для самостоятельной работы № 10: Анализ результатов диагностики коммуникативных навыков детей (метод социометрии, тестирование). Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А). Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников. Материал: рисунок корабля Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы: · Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? · Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу? Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Критерии и оценка результатов: · популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла); · предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла); · изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл); · отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
Пример протокола социометрии
Примечание: дети, у которых больше всего плюсов - звезды, плюсы и минусы предпочитаемые, не получившие оценок –изолированные, одни минусы отвергаемые Содержание задания: представить протокол социометрии (матрица выборов)и описание анализа итогов обследования детей по всей группе Схема анализа: опишите количество популярных, предпочитаемых, изолированных, отвергаемых детей. Опишите возможные причины, рекомендации , приемы и средства воспитателю по организации работы с детьми изолированными и отвергаемыми. «Картинки» (Калинина Р.Р). Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации; Материал: сюжетные картинки Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации: · Группа детей не принимает своего сверстника в игру. · Девочка сломала у другой девочки её куклу. · Мальчик взял без спроса игрушку девочки. · Мальчик рушит постройку из кубиков у детей. Примечание :картинки могут быть подобные, но представляющие конфликтную ситуацию для детей Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа. Критерии и оценка результатов: В качестве критерия в оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию: · избегание конфликтной ситуации; · агрессивная реакция при разрешении конфликтной ситуации; · вербальная реакция на конфликтную ситуацию; · продуктивный способ разрешения конфликтной ситуации. В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество баллов.
Примеркарта регистрации показателей наблюдения.
Пояснение: В протоколе 1,2,3,4 это номера предъявленных картинок Таким образом, из таблицы видно на какие картинки, у каждого ребенка какой способ реагирования Содержание задания: представить карту регистрации (см. выше) и ее анализ. Схема анализа:количество детей, с какими способами реагирования преобладает. Опишите возможные причины, рекомендации воспитателю по организации работы с детьми с агрессивной реакцией на конфликтную ситуацию. Основные источники: 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с. 2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. 3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с. 4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с. Задание для самостоятельной работы № 11: Подбор игр на развитие компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций: - умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по заданному вопросу, - знание особенностей развития общения детей дошкольного возраста, -знание приемов и средств по развитию навыков общения детей. Описать 4 упражнения (игры), способствующие развитию компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника Содержание задания: cоставить конспект по следующей схеме: 1. название упражнения (игры). 2. цель. 3. инструкция. 4. источник (литература) Задание письменное. Используйте все доступные источники информации. При оценке учитывается умение студентов находить и анализировать информацию по изученной проблеме . Основные источники: 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с. 2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. 3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с. 4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с. Задание для самостоятельной работы № 12:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9303)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |