Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Главная цель социального воспитания – формирование личности человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина



2015-11-27 383 Обсуждений (0)
Главная цель социального воспитания – формирование личности человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок




Субъекты социального воспитания – это социальные институты, оказывающее на личность воспитывающее влияние. К субъектам социального воспитания относятся семья, школа, учебный коллектив, дружеская микрогруппа, средства массовой информации и коммуникации (газеты, журналы, ТВ, Интернет), правоохранительные органы, учреждения здравоохранения, различные общественно-политические и производственно-коммерческие организации.

Чем шире у человека круг интересов, увлечений, тем большее количество субъектов оказывает на него воспитывающее влияние. Субъектами воспитания могут становиться учреждения дополнительного образования (например: музыкальная школа, школа искусств, спортивная школа), культурно-просветительские учреждения (музей, библиотека, дом культуры), различные детские и молодёжные организации и движения и т.д.

 

Подготовка к жизни молодого поколения придаёт особую актуальность развитию индивидуальности учащихся, выявлению и развитию их способностей, профориентации и профотбору, самообразованию школьников, формированию идеалов и ценностных ориентаций в системе общественных отношений и др. Решение этих задач наиболее эффективно, если школьное образование тесно связано с семейным и общественным воспитанием. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности школы является организация взаимодействия социальных институтов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования и культурно-просветительских учреждений, общественных организаций, местных органов власти и охраны правопорядка, а также трудовых коллективов предприятий, находящихся вблизи школы.

Цель взаимодействия социальных институтов заключается в объединении усилий всех социальных институтов для наиболее эффективного воспитания, в создании единой воспитывающей среды в школе, в семьях учащихся, в микрорайоне, где они проживают.

Среди социальных институтов воспитания школа играет особую роль, поскольку основная нагрузка по осуществлению взаимодействия социальных институтов воспитания возлагается на педагогический коллектив как общность людей, профессионально занимающихся образованием подрастающего поколения.

Взаимодействие школы с социальным окружением может принимать различные формы и охватывать различные направления социального воспитания. Особое внимание во взаимодействии школы с социальным окружением уделяется работе с семьями учащихся.

Важным направлением установления контактов с общественностью является взаимодействие школы с представителями местной власти, с депутатами и чиновниками, которые могут участвовать в осуществлении учебно-воспитательного процесса, а также способствовать решению различных вопросов, связанных с организацией и финансированием работы.

Воспитательная работа, осуществляемая школой во взаимодействии с культурно-просветительскими учреждениями, может быть направлена на дополнительное образование (работа кружков, студий на базе ДК, домов творчества, библиотек и др., проведение в школе занятий работниками этих учреждений), а также на организацию культурного досуга учащихся. Цели организации культурного досуга и внешкольного воспитания учащихся может служить также сотрудничество школы с общественными организациями.

Производственные коллективы целесообразно привлечь к профориентации, к организации производственной практики учащихся, а также – совместно с Центром занятости население – в трудоустройстве школьников на время каникул.

Взаимодействие школы с педагогическими учебными заведениями может иметь форму прохождения студентами в школе педагогической практики, их временного трудоустройства (например, в качестве воспитателей, вожатых на период летних каникул).

Взаимодействие с медицинскими учреждениями необходимо для своевременного проведения медицинских осмотров учащихся и работников школы, для медицинского просвещения, профилактики заболеваний и вредных для здоровья привычек, в том числе представляющих особую опасность: алкоголизма, наркомании.

Сотрудничество школы с работниками ГАИ (ГИБДД), милиции, пожарного надзора способствует наиболее эффективной профилактике правонарушений, усвоению учащимися правовых норм, правил дорожного движения и пожарной безопасности. Важную роль в патриотическом воспитании и подготовке юношей к службе в армии играет взаимодействие школы с военным комиссариатом.

Взаимодействие школы с жилищно-коммунальным хозяйством может быть направлено на организацию ремонта школьных зданий, на создание спортивно-игровых площадок в микрорайоне школы. Наконец, школа может и должна взаимодействовать с другими школами: проводить совместные дела, соревноваться, обмениваться опытом.

 

Школа осуществляет не только непосредственное воспитание детей, но и педагогическое управление семейным воспитанием:

- расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение родителей;

- контролирует и направляет семейное воспитание;

- организует и направляет помощь семье со стороны общественности, производственно-коммерческих структур, органов власти и охраны правопорядка;

- координирует деятельность общественности, направленную на оказание поддержки семьям учащихся.

Система работы школы с семьями учащихся должна отвечать следующим требованиям:

1) целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива при работе с семьёй;

2) постоянная работа педагогов над повышением своей квалификации, педагогической культуры в области семейного воспитания;

3) единые требования педагогического коллектива к работе с семьями, осуществляемой классными руководителями и учителями школы;

4) формирование активной, действенной родительской организации, поддерживающей требования и интересы школы.

Рассмотрим некоторые формы сотрудничества педагогов, детей и их родителей.

1. Классное собрание, на котором обсуждаются проблемы, отражающие интересы детей и родителей. Собрание может быть как родительским (на нём присутствуют только родители учащихся), так и общим, когда в нём участвуют и родители, и дети. Собрание может иметь форму конференции, диспута, включать игровые и занимательные элементы. На собрании обязательно ведётся протокол, в конце принимается решение, которое также вносится в протокол. Каждое следующее собрание обычно начинается с информации о том, как выполнено решение предыдущего собрания.

2. Формы познавательной деятельности:

- общественные смотры знаний, которые готовятся и проводятся совместно с родителями (родители могут участвовать в оформлении, подготовке призов, оценке результатов, награждении);

- творческие отчёты по предметам, например, в виде предметного вечера;

- открытые уроки, на которые приглашены родители (конечно, такие уроки потом должны обсуждаться, анализироваться совместно с родителями);

- праздники знаний и мастерства, в которых свои знания, умения, увлечения представляют как дети, так и родители (например, каждая семья, оформляет стол, стенгазету, готовит интересный рассказ о своих увлечениях и т. д.);

- турниры знатоков (тематические или по разным темам) могут проходить между командой родителей и командой детей, либо между смешанными семейными командами (в первом случае необходимо подобрать вопросы и задания для турнира таким образом, чтобы они были посильны как для родителей, так и для детей).

3. Формы трудовой деятельности: оформление и оборудование учебного кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, микрорайона и т. д.

4. Формы досуга:

- совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, экскурсии;

- совместная подготовка к школьным конкурсам;

- совместное участие детей и родителей в художественной самодеятельности;

- совместный просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, телепередач;

- домашние клубы выходного дня: родители организуют деятельность группы детей вне школы: подготовку к школьному мероприятию, обучение специальным умениям, встречи с интересными людьми, общение «по душам» и т.д.;

- родительские школы по интересам: родителями проводятся занятия для небольших групп детей (в школе или на дому) – кружковая работа, осуществляемая родителями.

Одним из важнейших субъектов социального воспитания является ученический коллектив.

Коллектив – это группа людей, объединенных общественно значимой единой для всех целью, совместной деятельностью по достижению поставленной цели, имеющая органы самоуправления и строящая жизнь на основе деловых и эмоционально-психологических отношений.

В психолого-педагогической литературе выявлены следующие признаки коллектива: организационное единство группы, направленность групповой деятельности, подготовленность к групповой деятельности, психологическое единство, психологическая коммуникативность.

Важнейшими признаками коллектива являются сплочённость, общая организация дея­тельности, высокая личная от­ветственность за результаты совместных усилий. Педагогически эффективный ученический коллектив, кроме названных признаков, обладает и другими очень важными особенностями, отражающими внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Педагогическое управление ученическим коллективом – это управление процессом его развития, использование возможностей коллектива для воспитания школьников.

Основная идея, отражающая современный, личностно-ориентированный подход к работе с ученическим коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для педагога не самоцелью, а средством воспитания каждого ребёнка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности. Интеграция ребёнка в коллектив сверстников является необходимым условием развития социально важных качеств личности. Коллектив как высшая стадия развития социальной группы выступает субъектом воспитания, поскольку может оказывать воздействие на любого члена коллектива. Иначе говоря, становится возможным целенаправленно использовать его в целях инди­видуального развития каждого отдельного ученика. Поэтому в воспитательном процессе так важно формировать педагогически эффективный коллектив. Педагогическое воздействие на коллектив делает его объектом воспитания: воспитывая ученический коллектив, педагог тем самым усиливает эффективность воспитания каждого ребёнка.

Развитие коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации. В результате разрешения противоречий возникают некоторые объективные условия (сформи­ровавшееся общественное мнение, общая доброжелательная атмосфера, развитие чувства «мы – коллектив» и др.) для раз­вития и проявления творческой индивидуальности, активно используются знания и опыт каждого ребенка в жизнедея­тельности коллектива, что очень ценно для обоих субъектов взаимодействия: как индивида, так и коллектива.

Билет № 28

ВОПРОС1 Общие условия производства предварительного расследования.

Место производства предварительного расследования

По общему правилу предварительное расследование произво­дится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступ­ления (административно-территориальная единица, на территории кото­рой произошло преступление).

Если характер или место совершения преступления ставят сле­дователя перед необходимостью проведения следственных и розыскных действий вне обслуживаемой им территории, следователь вправе произвести их лично в другом районе, городе или же поручить производство тех или иных следственных действий другому следователю или органу дознания. Поручение дается в письменной форме. Следователь или орган дознания обязаны выполнить поруче­ние в срок не позднее 10 суток со дня получения документа.

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору для направления по подследственности.

Соединение уголовных дел.

В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае, если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.

При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

Выделение уголовного дела.

Дознаватель, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:

1) отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, когда:

¾ лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

¾ подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

¾ место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

¾ временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняе­мого, удостоверенное медицинским заключением, препят­ствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях;

2) несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;

3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Также основанием для выделения уголовного дела яв­ляется большой объем уголовного дела или множественность его эпизодов.

Выделение уголовного дела производится по постановлению следователя или дознавателя.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, долж­ны содержаться подлинники процессуальных документов, имею­щих значение для данного уголовного дела, или в крайнем случае копии, заверенные следователем или дознавателем.

Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное произ­водство, допускаются в качестве доказательств по данному уго­ловному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

Выделение в отдельное производство материалов уголов­ного дела.

В случае если в ходе предварительного расследования стано­вится известно о совершении преступления, не связанного с рас­следуемым преступлением, следователь или дознаватель должен вынести постановление о выделении из уголовного дела материа­лов, содержащих сведения о новом преступлении, и направлении их соответственно руководителю следственного органа или прокурору для принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК РФ.

Материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допус­каются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Начало производства предварительного расследования

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

Производство неотложных следственных действий.

Неотложные следственные действия — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступле­ния, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Срок производ­ства неотложных следственных действий — не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Восстановление уголовных дел.

Восстановление утраченного уголовного дела либо его материалов производится по постановлению руководителя следственного органа, начальника органа дознания, а в случае утраты уголовного дела или материалов в ходе судебного производства - по решению суда, направляемому руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для исполнения.

Восстановление уголовного дела производится по сохранившимся копиям материалов уголовного дела, которые могут быть признаны доказательствами в порядке УПК и путем проведения процессуальных действий.

Обязательность рассмотрения ходатайства.

Следователь или дознаватель обязан рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство. Оставление ходатайства или необоснованный отказ в его удовлетворении является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

Следователь (дознава­тель) вправе полностью или частично отказать в удовлетворении ходатайства, о чем должно быть вынесено постановление.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества

Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.

Следователь, дознаватель принимает меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу.

О принятых мерах следователь или дознаватель уведомляет подозреваемого или обвиняемого.

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования

Следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.

Подследственность органов предварительного следствия.

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, кроме тех, которые отнесены к компетенции органов дознания. Предварительное следствие производится следователями различных структур исхо­дя из признаков подследственности.

Следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ расследуются уголовные дела по наиболее опасным преступлениям против личности, общественной безопасности и общественного порядка, правосудия и порядка управления. А также все преступления против конституционных прав граждан, против военной службы, против мира и безопасности человечества (п. «а» ч. 2 ст. 151 УПК РФ). По признаку персональной подследственности к их компетенции также относятся уголовные де­ла о преступлениях, совершенных депутатами законодательных органов РФ и ее субъектов, судьями, Уполномоченным по правам челове­ка РФ, прокурором, следователем, должностными лицами органов ФСБ, Службы внешней разведки РФ и др.).

Следователями органов ФСБ расследуются уголовные дела о преступлениях против общест­венной безопасности, основ конституционного строя и безопас­ности государства, порядка управления, мира и безопасности человечества, указанных в ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Следователями органов внутренних дел РФ расследуются уголовные дела о преступлениях против здоровья, половой неприкосновенности, семьи и несовершеннолетних, собственности, экономической деятельности и другим преступлениям, указан­ным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Следователями органов по контролю за оборотом нарко­тических средств и психотропных веществ расследуются уго­ловные дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, указанных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

Правила производства предварительного следствия

Срок предварительного следствия

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем иного специализированного следственного органа, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Производство следственных действий

Для установления определенных обстоятельств уголовного дела следователь вправе производить следственные действия, круг кото­рых определен законом.

Следственные действия производятся только после возбужде­ния уголовного дела. Исключение допускается лишь в случае необходимости безотлагательно произвести осмотр места проис­шествия, осмотр трупа и освидетельствование. Основанием для производства следственного действия является постановление следователя или решение суда. Следо­ватель производит следственное действие сам либо дает пись­менное поручение органу дознания.

Производство следственных действий допускается только в дневное время, т.е. с 6 до 22 ч по местному времени, кроме случаев, когда производство следственного действия не терпит отлагательства.

В зависимости от характера следственного действия к учас­тию в нем могут привлекаться различные участники процесса: подозреваемый, обвиняемый или потерпевший, специалист, су­дебный медицинский эксперт или врач, переводчик, понятые.

Всем лицам, привлекаемым к участию в следственных дей­ствиях, должны быть разъяснены их права, ответственность и по­рядок производства следственного действия.

При производстве следственного действия для обнаружения, фиксации или изъятия следов преступления и вещественных до­казательств могут применяться технические средства и способы. В ходе следственного действия ведется протокол.

Приостановление и возобновление предварительного следствия

Приостановление предварительного следствия — это вре­менный перерыв в производстве предварительного следствия, вы­званный невозможностью проведения следственных и иных процес­суальных действий в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

УПК предусматривает несколько оснований для приостановления предварительного следствия.

1. Не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого.

2. Подозреваемый или обвиняемый скрывается от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам.

3. Место нахождения подозреваемого или обвиняемого из­вестно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует.

4. Временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняе­мого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

По первым двум основаниям предварительное следствие мо­жет быть приостановлено только по истечении его срока, о чем сле­дователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору. Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняе­мых, а основания для приостановления относятся не ко всем обви­няемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняе­мых. По другим основаниям предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока, как только проявится невозможность участия подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле, или поступит медицинское заключение о временном тяжелом заболевании, которое препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. Но в любом случае до приостанов­ления предварительного следствия следователь должен выполнить все следственные действия, производство которых возможно в от­сутствие подозреваемого или обвиняемого, и принять меры по уста­новлению лица, совершившего преступление, и его розыску.

После вынесения постановления о приостановлении предвари­тельного следствия следователь должен направить соответствую­щее уведомление потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, ответчику или их представителям, разъяснить им порядок обжалования данного ре­шения.

Производство предварительного следствия следственной группой

В случае особой сложности или большого объема уголовного де­ла производство предварительного следствия по этому делу может быть поручено следственной группе. Состав, следственной группы определяется руководителем следственного органа.

В состав следственной группы могут входить не только следователи, к участию в группе могут привлекаться долж­ностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Состав группы объявляется подозреваемому или обвиняемому, о чем делается запись в материалах уголовного дела. Из числа следо­вателей, входящих в группу, назначается руководитель следствен­ной группы, в обязанности которого входит организация работы группы, принятие процессуальных решений и обеспечение выполне­ния поручений руководителя следственного органа участниками группы.

Привлечение в качестве обвиняемого.

С момента вынесения следователем постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого лицо наделяется статусом обвиняемого.

Основанием для вынесения указанного постановления является наличие достаточных данных о том, что лицо совершило деяние, со­держащее признаки преступления.

Обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 су­ток со дня вынесения постановления о привлечении его в качест­ве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле.

Следователь извещает обвиняемого о дне предъявления об­винения и одновременно разъясняет ему право самостоятельно пригласить защитника либо ходатайствовать об обеспечении учас­тия защитника следователем.

Следователь, удостоверившись в личности обвиняемого, объявляет ему и его защитнику, если он участвует в уголовном деле, постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. При этом следователь разъясняет обвиняемому сущест­во предъявленного обвинения, а также его права, что удостоверяется подписями обвиняе­мого, его защитника и следователя на постановлении с указанием даты и времени предъявления обвинения.

В случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода при условии обеспечения следователем участия защитника.

В случае отказа обвиняемого подписать постановление следователь делает в нем соответствующую запись.

Следователь вручает обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

Копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого направляется прокурору.

Допрос обвиняемого должен быть проведен немедленно после предъявления ему обвинения. Перед допро­сом обвиняемый может встречаться со своим защитником.

Порядок производства допроса обвиняемого должен подчи­няться общим правилам проведения допроса.

Подследственность органов дознания.

Дознание — это форма предварительного расследования, предусмотренная законом для расследования уголовных дел, по кото­рым необязательно производство предварительного следствия.

Дознание производится по уголовным делам о преступлениях не­большой или средней тяжести, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, возможно производство дозна­ния и по другим преступлениям небольшой или средней тяжести по письменному указанию прокурора.

Дознаватели пограничных органов ФСБ производят дознание по уголовным делам о престу­плениях, объектом которых являются общественные отношения в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, водных животных и растений.

Дознаватели органов службы судебных приставов Минис­терства юстиции РФ осуществляют дознание по уголовным делам о некоторых преступлениях против правосудия: воспрепятствование осуществлению правосудия и производ­ству предварительного расследования; неуважение к суду; неисполнение приговора, решения суда или иного судеб­ного акта и др.

Дознаватели таможенных органов РФ осуществляют дознание по уголовным делам о таких преступлениях, как контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей.

Дознаватели органов Государственной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам о преступле­ниях, связанных с нарушением правил пожарной безопасности или неосторожным обращением с огнем.

Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных депутатами законодательных органов РФ и ее субъектов, судьями, Уполномочен­ным по правам человека РФ, прокурором, следователем, должностными лицами органов ФСБ, Службы внешней разведки РФ и др.

Дознаватели или следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и пси­хотропных веществ.

Дознаватели или следователи органов внутренних дел РФ осуществляют дознание по всем осталь­ным уголовным делам, по которым согласно ч. 3 ст. 150 УПК РФ расследование производится в форме дознания.

Особенности производства предварительного расследования в форме дознания

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела дознаватель должен принять его к производству. Об этом он указыва­ет в постановлении о возбуждении уголовного дела, а если он принимает уже возбужденное уголовное дело, то вы­носит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору. В тот же день о принятом решении со­общается заявителю, а также лицу, в от­ношении которого возбуждено уголовное дело.

Однако прежде чем принимать решение о принятии дела к свое­му производству, дознаватель должен убедиться, что данное уго­ловное дело ему подследственно и нет обстоятельств, препятствующих его участию в производстве по данному делу. Если дело дознавателю неподследственно, он должен направить его по подследственности. А при наличии обстоятельств, устраняющих дознавателя от участия в судопроизводстве, он подлежит отводу. Решение об отводе дознавателя принимает прокурор.

Определенные особенности установлены уголовно-процессуаль­ным законом для дознавателя при избрании им меры пресечения в виде заключения под стражу. При избрании её дознаватель должен:

— с согласия прокурора возбудить перед судом ходатайство о заключении подозреваемого под стражу;

— представить судье постановление о возбуждении ходатайства о заключении подозреваемого под стражу и материалы, под­тверждающие обоснованность данного ходатайства, не позд­нее чем за 8 ч до истечения срока задержания;

— закончить дознание и составить обвинительный акт не позднее 10 суток с момента заключения подозреваемого под стражу в случае, если такая мера пресечения была избрана.

Если в силу объективных причин невозможно составить обви­нительное заключение, подозреваемому должно быть предъявле­но обвинение, ли­бо данная мера пресечения отменяется.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным п<



2015-11-27 383 Обсуждений (0)
Главная цель социального воспитания – формирование личности человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Главная цель социального воспитания – формирование личности человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)