Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Групповые формы методической работы



2015-11-27 4388 Обсуждений (0)
Групповые формы методической работы 5.00 из 5.00 5 оценок




Методическая работа — это часть системы непрерывного образования воспитателей. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

В детском саду используются групповые; формы методической работы: семинары, семинары-практикумы, коллективные просмотры педагогического процесса, консультации и др.

Семинары — это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения. На-пример, решая вопрос о переходе на другую программу воспитания и обучения детей, полезно прежде провести семинар, который позволит глубже познакомиться с методологией, сущностью, научно-методическим обеспечением данной программы. В таком случае семинар может работать в режиме творческой группы. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их ко-личество, частота проведения зависят от конкретной темы. Руководителем семинара может быть заведующий, старший воспитатель, специалисты детского сада, школы, опытный воспитатель или воспитатель, прослушавший семинар по данной теме в рамках повышения квалификации, либо обучающийся в вузе. Возможно приглашение для проведения семинара в детском саду пре-47

 

подавателей вуза, педагогического колледжа, научных работников и др. Руководитель семинара вместе со старшим воспитателем продумывают его программу, план работы. Обычно предусматривается постоянный состав участников семинара, но план может быть составлен таким образом, что на некоторые занятия полезно прийти воспитателям, например, младших и средних групп, а на другие — старших. Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного детского сада, ну и, конечно, руководители могут порекомендовать некоторым воспитателям посетить отдельные занятия. Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в методическом кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос детей группы, подготовить сообщение по научной литературе и т.д. Предварительная подготовка предоставляет возможность руководителю семинара проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и др. Семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.

В практике детского сада используются также семинары-практикумы, направленные на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Руководителями этой формы методи-ческой работы могут быть люди, хорошо владеющие необходимыми навыками. Так, инструктор по физкультуре может руководить семинаром-практикумом по развитию движений, организации подвижных игр, проведению физкультминуток и т.д., специалист по изодеятельности — занятиями по лепке, обучению разной технике аппликации, рисования, конструированию из природного материала и др., музыкальный руководитель — может помочь в совершенстве овладеть навыками пения, танцевальных движений и т.д. Среди сотрудников детского сада или даже среди родителей детей найдется специалист, владеющий художественным словом, рукоделием (вязание, бисероплетение, макраме, изготовление игрушек), умеющий оформлять и содержать аквариум, террариум и т.д. Все это и следует сделать содержанием семинара-практикума. Рекомендуется объявлять как минимум две темы, чтобы воспитатели могли выбрать, какие занятия посетить.

Работа семинаров-практикумов всегда имеет какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей, участники могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи. Возможно, будет организован КВН, где одна из команд будет представлена воспитателями — участниками семинара-практикума, а другая теми, кто его не посещал, и будут подобраны задания, позволяющие продемонстрировать преимущества практической подготовки тех, кто прошел обучение и т.д. Итогом работы могут быть также наглядные материалы, подготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию (например, этапы обучения рисованию, использование разной техники аппликации, конструирования из бумаги и т.д.), которыми могут воспользоваться все педагоги.

Коллективный просмотр педагогического процесса — одна из самых эффективных форм методической работы. В каждом детском саду есть педагоги, которые могут поделиться с коллегами опытом организации работы с детьми. Следует различать «открытые занятия» и «коллективные просмотры». В первом случае это демонстрация уровня профессионализма педагогов, и они часто используются как одна из форм проведения аттестации, а в другом — показ конкретных,» наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса для ознакомления и обучения им других воспитателей. Для просмотра выбираются не только занятия, но и другие виды деятельности (игра, труд и др.), а также отдельные режимные моменты (утренняя гимнастика, организация прогулки, подъем детей после дневного сна и т.д.).

Коллективные просмотры организуются не чаще одного раза в три месяца. На них присутствуют свободные от работы педагоги, те, которым рекомендуют руководители детского сада. Для того чтобы в данной форме методической работы смогли участвовать воспитатели, работающие в первую и вторую смену, предусматривается второй показ той же деятельности с другим содержанием, но с использованием тех же методов и приемов, которые де-монстрировались ранее. Как правило, к показу привлекаются наиболее опытные воспитатели, но 48

 

не надо пренебрегать и педагогическим опытом молодых специалистов, которые могут продемонстрировать нестандартные подходы к проведению режимных моментов, прогулки, занятий и других видов деятельности, чему в последние годы много внимания уделяется во время практики в средних и высших педагогических учебных заведениях. Серьезное внимание уделяется подготовке воспитателей к показу и просмотру. Обязательно составляется конспект или план проводимой формы работы. Старший воспитатель консультирует педагога, помогая наиболее выигрышно представить именно те методы, приемы, ради которых организуется просмотр части педагогического процесса. Тщательно продумываются все необходимое оборудование, наглядные материалы, просчитывается время и т.д. Иногда полезно привлечь и других воспитателей к обсуждению конспекта. Это позволяет научить прогнозировать конкретный результат деятельности, увидеть установление взаимосвязи воспитательных, обучающих задач, пробудить творчество педагогов, а затем определить, насколько запланиро-ванное удалось реализовать в реальном времени. Старший воспитатель обязательно готовит вопросы для наблюдения, их каждый участник получает перед коллективным просмотром. Это может быть общий для всех воспитателей вопросник, направленный на анализ конкретного вида деятельности, содержащий положения, на которых предусматривается заострить внимание воспитателей. Но можно продумать вопросы специально для каждого воспитателя с целью помочь им увидеть решение трудных для них проблем.

Необходимо продумать размещение участников просмотра, которые не должны нарушать естественного хода педагогического процесса, и, по возможности, не располагаться перед глазами детей и воспитателя. Безусловно, не допускаются опоздания участников просмотра и задержка демонстрируемого отрезка педагогического процесса.

Важно правильно организовать обсуждение коллективного просмотра:

♦ первое слово предоставляется воспитателю, показывающему свою работу, он знакомит с целью, программными задачами вида деятельности, проводит самоанализ;

♦ участникам коллективного просмотра предлагается задать вопросы воспитателю, который дает необходимые пояснения;

♦ старший воспитатель организует обсуждение увиденного всеми участниками (а так как заранее были даны конкретные вопросы, то всем будет, что сказать): обращает внимание на то, что любое высказывание должно начинаться с положительного момента, замечания делаются в конструктивной форме, т.е. должны содержать рекомендации, советы по совершенствованию педагогической деятельности и должны быть высказаны корректно, как правило, в форме пожелания («Не лучше ли было...», «Хорошо бы...», «Было бы эффективнее...» и т.д.);

♦ воспитатель отвечает на высказанные замечания, объясняет причины своих действий, педагогических приемов и т.д.;

♦ итог обсуждению подводит старший воспитатель, обращает внимание на использование удачных методов, приемов, дает конкретные рекомендации участникам просмотра, что из увиденного можно внедрить в практику их работы.

 

Наиболее распространены консультации — такая форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. обеспечить активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Это возможно при использовании активных методов работы. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда старший воспитатель не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми младшего или старшего возраста, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний. Рассказав воспитателям о методике оценки детских рисунков, реально предоставить возможность на консультации провести ее по специально подобранным образцам и т.д.

Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее проведенной консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому ее содержание или развернутый план с указанием использованной литературы надо изложить в письменном варианте, который можно 49

 

использовать и в последующей работе.

При организации групповых форм методической работы не надо гнаться за количеством участников: 3—4 человека — это нормальная группа для работы семинара, семинара-практикума, консультации, да и для организации коллективного просмотра. Гораздо важнее, чтобы каждая форма работы принесла конкретную пользу, а полученные знания, умения нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.



2015-11-27 4388 Обсуждений (0)
Групповые формы методической работы 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Групповые формы методической работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)