Структура личности в аналитической психологии К. Юнга. Индивидуальная психология Альфреда Адлера
1) К. Г. Юнг - шведский психиатр, основоположник аналитической психологии Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии. Либидо – не сексуальная энергия и влечения, а психическая энергия человека; интенсивность психической деятельности человека Структура Психики по Юнгу: 1) Личное сознательное 2) Личное бессознательное 3) Коллективное сознательное 4) Коллективное бессознательное (то, что передается от поколения к поколению и составляет архетипы поведения человека)
Архетип – закодированная программа поведения; определяет деятельность человека и общества + мировоззрение Архетипы (от греч. arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик). Архетипы коллективного бессознательного, взятые в аспекте исходных форм, а не дальнейших конкретных выражений, Юнг соотносил с инстинктивным поведением животных. Как он писал, „архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого–нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием“. Виды: анима, анимус, отец, мать, трикстер, puer и puella. При этом они объединяются в несколько групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst). Подробнее о некоторых: Анима(у мужчины) или Анимус (у женщины) - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека. Самость представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это “архетип порядка и целостности личности”. Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, Самость и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании.
2) Индивидуальная психология- теория личности Альфреда Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям. Работы А. Адлера: «О первичном характере», «О подходе к бессознательному»
Критикует Фрейда: вместо сексуального инстинкта доминирует стремление к власти. Если человек не может реализовать этот инстинкт, то складывается комплекс неполноценности
Социальное чувство – направлено на преодоление комплекса неполноценности
· Поведение человека обуславливается социальными факторами, социальным окружением · На характер человека влияет среда, образ жизни · Действие и деятельность человека нельзя рассматривать в отрыве от социальногй среды, в которой он сущестует и развивается
Основные компоненты теории Адлера: 1)чувство неполноценности- ощущение и переживание своей неспособности, некачественности о сравнению с другими людьми. Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста 2)компенсация-механизм преодоления недостатков. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Так же выделяют два противоположных процесса- это сверхкомпенсация и “уход в болезнь” 3)”творческое Я” представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности и даже создавать собственный стиль жизни 4)жизненный стиль-уникальный способ, выбранный каждым для следования своей жизненной цели 5)фиктивный финализм- все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые детерминируют наше поведение; мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя достичь. Положения бихевиоризма Д. Уотсона. Основные понятия теории бихевиоризма Бехивиоризм - направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX–XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания» (см. интроспективная психология), особенно в решении проблем мышления и мотивации. Предмет изучения- поведение Начало бихевиоризму положила статья Уотсона “Психология как ее видит бехевиорист”. Позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллектуальную или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования- объективное наблюдение. Задача психологии- предсказывать и контролировать поведение человека. Предмет бихевиоризма- поведение человека от рождения до смерти. Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов и реакций. Главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул — реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы — будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, то есть к любому приобретению знаний, умений, навыков — не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R). Основные понятия: Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |