Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 1. Психология безопасности как социально-системное явление



2015-11-27 1324 Обсуждений (0)
Часть 1. Психология безопасности как социально-системное явление 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Психология безопасности как направление психологической науки и практики (4 часа)

Часть 1. Психология безопасности как социально-системное явление.

1. Понятие психологической безопасности в науке. Причины постановки вопроса о психологической безопасности образовательной среды.

2. Сущность и содержание концепции психологической безопасности. Существенные признаки оптимальной для личностного развития среды: психологическая безопасность, психологическая культура образовательной среды.

3. Основные понятия в области изучения психологической безопасности в образовательной среде: «опасность», «риск», «угроза». Факторы риска в образовательной среде.

 

Часть 2. Система образования как объект и субъект безопасности

1. Понятие вида безопасности в сфере образования. Роль и место системы образования в безопасности человека и общества.

2. Категория угрозы в сфере образования. Факторы образовательной безопасности.

3. Основные аспекты проявления психологической безопасности образовательной среды: состояние образовательной среды, система межличностных отношений, система мер, направленных на предотвращение угроз для устойчивого развития личности.

Часть 3. Условия, механизмы, принципы создания психологически безопасной образовательной среды

1. Психологическая культура как важнейшее условие создания и поддержания безопасной среды.

2. Уровни психологической культуры: психологическая грамотность, психологическая компетентность, зрелая психологическая культура.

3. Компоненты психологической культуры: когнитивный, рефлексивно-перцептивный, аффективный, коммуникативный, волевой, подсистема опыта и социального взаимодействия, ценностно-смысловой.

4. Принципы моделирования психологически безопасной образовательной среды: опора на развивающее образование, принцип психологической защиты личности, помощь в формировании социально- психологической умелости.

5. Механизмы обеспечения психологически безопасной образовательной среды.

Основная литература:

1.Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: теоретические основы и технологии создания / И. А. Баева. – СПб, 2002.

2.Баева И. А. Психология безопасности: история, становление, перспективы // Национальный психологический журнал. – 2007. – № 1.

3. Барышева Т. Д. Концептуальные ориентиры в области образования: образовательная среда и личность /Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всероссийской виртуальной научно-практической конференции, 1-30 ноября 2010 г. / отв. Ред. М.Ю. Двоеглазова. – Мурманск: МГГУ, 2011. – С. 3-10.

4.Кора Н. А. Исследование факторов социально-психологической безопасности студентов в условиях образовательной среды / Н. А. Кора // Инновации в образовании. – 2011. – № 11. – С. 107-122.

5. Минаев Г. А. Образование и безопасность: учеб. пособие / Г.А. Минаев. – М.: Университетская книга: Логос, 2009.

6. Михайлов Л. А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов, Е. Л. Шевченко, Ю. В. Громов. – М. : Академия, 2010.

7. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: теория и практика / ГОУДПО (повышения квалификации) специалистов Моск. обл. "Пед. акад. последиплом. образования"; [авт.-сост. В. Ф. Пилипенко, Н. В. Ерков, А. А. Парфенов; под науч. ред. Л. Я. Олиференко]. – М. : Айрис-пресс, 2006.

8. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении : настольная книга руководителя / сост. Н. В. Андреева [и др.] ; под ред. Л. Н. Антоновой ; отв. ред. Л. Я. Олиференко, В. Ф. Пилипенко ; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования специалистов Московской обл., Пед. акад. последипломного образования. - 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2006.

9. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : практ. пособие для рук. и работников образоват. учреждений / С. В. Петров. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

10. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: рабочие материалы заместителя руководителя / сост. А. И. Котова [и др.]; под ред. Л. Н. Антоновой, Н. В. Буркова; гос. образоват. учреждение доп. проф. образования специалистов Московской обл., пед. акад. последипломного образования. – М.: Айрис- пресс, 2006.

Дополнительная литература:

1. Агнузумцян Р. В. Психологические аспекты безопасности личности / Р. В. Агнузумцян, Е. В. Мурадян // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 1.

2. Девисилов В. А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска / В. А. Девисилов // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2010. – № 11. – С. 25-29.

3. Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление / Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 4-11. 4. Лаптев Л. Г. Образование и национальная безопасность / Л. Г. Лаптев, О. А. Бельков // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 17-23.

5.Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве : материалы I Всеросс. виртуальной науч.-практ. конф., 1-30 ноября 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.), Т. В. Тучкова, И. А. Синкевич, А. В. Науменко]. – Мурманск : МГГУ, 2011.

6. Сергеев С. Ф. Постклассические модели психологической безопасности в образовательных средах / С. Ф. Сергеев // Школьные технологии. – 2012. – № 2. – С. 66-71.



2015-11-27 1324 Обсуждений (0)
Часть 1. Психология безопасности как социально-системное явление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 1. Психология безопасности как социально-системное явление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)