Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Связи: интеграция социальной психологии



2015-11-27 518 Обсуждений (0)
Связи: интеграция социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




В этой главе вы прочитали о... В других главах вы найдете информацию о...
схемах и прототипах влиянии схем и прототипов на другие аспекты социального поведения, такие как социальные установки (глава 5) и предубеждение (глава 6)
потенциальных источниках ошибок в социальном, познании роли этих ошибок при первом впечатлении (глава 2) и убеждении (глава 5)
взаимодействии между эмоциями и познанием роли такого взаимодействия во многих формах социального поведения, включая предубеждение (глава 6), привлекательность (глава 7), оказание помощи (глава 9) и влияния физического окружения на социальное поведение (глава 11)

5 Зак. 121

130 Глава 3. Социальное познание: понимание социального мира

Размышления о связях

• Как отмечалось в этой главе, мы обладаем когнитивными структурами, известными как схемы, которые помогают нам интерпретировать многие социальные ситуации. Как вы думаете, играют ли такие структуры роль в интимных отношениях (см. главу 7)? Верите ли вы, что мы обладаем достаточно четкими' структурами, прогнозирующими, например, что отношения должны со временем изменяться и даже когда такие изменения должны происходить? Если так, как выглядят эти структуры?

• Предположим, что однажды вы познакомились с женщиной, которая показалась вам самой храброй, самой одержимой приключениями из всех людей, которых вы когда-либо встречали; казалось, она не боится рисковать и поистине готова совершить любой мыслимый и немыслимый поступок. Затем, к своему большому удивлению, вы узнаете, что эта женщина является профессором английской литературы. Опираясь на то, что вы теперь знаете о социальном познании, как вы будете оперировать этой информацией? Повлияет ли это на ваше первое впечатление о новой знакомой? (См. главу 2.)

• Предположим, вы помогаете человеку, нуждающемуся в такой помощи (см. главу 9), и, поступая так, вы улучшаете свое настроение. Повлияет ли теперь это «легкое опьянение от доброты» на ваше впечатление об этом человеке? Что вы можете сказать о своем будущем поведении по отношению к этому человеку?

Выводы и обзор

Схемы и их влияние

Социальное познаниеподразумевает процессы, благодаря которым мы замечаем, интерпретируем, запоминаем и позднее используем информацию о социальном мире.

Схемы— это ментальные структуры, содержащие информацию, связанную с особенными чертами, ситуациями или событиями. Они формируются в результате опыта и, сформировавшись, оказывают сильное влияние на многие аспекты социального познания, включая внимание, кодирование и воспроизведение социальной информации.

Прототипы— это ментальные модели типичных качеств, свойственных членам некоторой группы или категории. Сформировавшись, они также оказывают сильное влияние на социальное познание.

Выводы и обзор 131

Эвристика: разум выбирает кратчайшие пути

Поскольку наши способности обрабатывать социальную информацию ограничены, мы часто используем для этого кратчайшие пути. Эвристика— это ментальные правила, позволяющие нам выработать быстрые решения или суждения о сложных социальных стимулах. В соответствии с эвристикой репрезентативности,чем больше человек похож на типичного представителя рассматриваемой группы, тем больше вероятность, что он действительно принадлежит к этой группе. Другой важный тип эвристики — доступность,согласно которой чем быстрее информация извлекается из памяти, тем более важной или частотной мы ее считаем. Эффект ложного консенсуса— наша тенденция предполагать, что другие больше похожи на нас, чем это есть на самом деле, — также частично основывается на эвристике доступности. Эффект запалавключает в себя процедуры, которые увеличивают доступность определенной информации для сознания. Инициировать этот процесс могут и внешние условия, но во многих случаях мы сами создаем воспламеняющие стимулына основе своих умозаключений о других людях.

Потенциальные источники ошибок

Мы не являемся совершенными механизмами обработки информации. Напротив, на социальное познание оказывают влияние различные тенденции и склонности, снижающие его точность. Мы часто переходим от рациональногомышления к интуитивному.Мы склонны уделять больше внимания информации, которая не согласуется с нашими ожиданиями, чем информации, согласующейся с ними. Мы также лучше замечаем и выделяем негативную социальную информацию — эффект автоматической бдительности.Слишком глубокие размышления об определенной проблеме могут иногда оказаться контрпродуктивными и привести к уменьшению, а не увеличению точности. Наконец, мы часто оказываемся вовлеченными в размышленияо неслучившемся, представляя себе, «что могло бы быть», а это в свою очередь может повлиять на наши суждения о событиях, которые на самом деле произошли. Помимо этого, нам свойственно больше сожалеть о действиях, которых мы не совершили, чем о совершенных действиях, имевших негативные результаты.

Взаимодействие эмоций и познания

Мы предложили вашему вниманию противоположные точки зрения на природу эмоций. Согласно нейропсихологической точке зрения,

эмоции основываются на эволюционно примитивной мозговой сие-

132 Глава 3. Социальное познание: понимание социального мира

теме, функционирующей как некий тип ранней системы предупреждения, позволяющей людям быстро реагировать на опасные ситуации. Согласно двухфакторной теорииШехтера, ключевым моментом является когнитивный ярлык, который мы прикрепляем к физиологическому возбуждению.

Было обнаружено, что эмоциональные состояния влияют на память, творческие способности и многие формы социальных суждений, включая оценку кандидатов при приеме на работу. Недавно полученные результаты указывают, что изменения в настроении часто сказываются на изменениях в социальных суждениях. Эмоции, которые мы испытываем, определяются, по крайней мере частично, ярлыками, которые мы прикрепляем к возбуждающим событиям, и наши эмоциональные реакции на вызывающие действия других в определенной мере зависят от нашей интерпретации причин, стоящих за этими действиями. Если мы ожидаем, что какой-то стимул или событие нам понравится или не понравится, наши эмоциональные реакции на него скорей всего совпадут с нашими ожиданиями.

Модель воздействия эмоцийобъясняет, как наше эмоциональное состояние влияет на познание. В соответствии с этой моделью, такие влияния происходят из-за того, что эмоция вызывает связанные с ней ассоциации, воспоминания и мысли, а еще потому, что мы используем наши эмоциональные состояния как основу для создания умозаключений о социальных стимулах. Модель также предполагает, что эмоция оказывает более сильное воздействие на процесс познания тогда, когда мы вовлечены в глубокие, основательные размышления.

Социальное разнообразие: доверие как когнитивное смещение

Доверие можно рассматривать как форму смещения, свойственного социальному познанию — тенденцию приписывать другим более благородные намерения и мотивы, чем можно предположить на основе имеющейся информации. Недавние исследования показывают, что, вопреки распространенному мнению, американцы в действительности являются более доверчивыми людьми, чем японцы. Этот феномен, по-видимому, основывается на том, что в японской культуре предсказуемость в социальном взаимодействии происходит в первую очередь из уверенности, что люди будут поступать в соответствии с требованиями долговременных, традиционных социальных отношений. Такие отношения не являются частью американской культуры, из чего и проистекает культурный феномен большего акцента на доверии.

Ключевые термины 1 33

Ключевые термины

автоматическая бдительность 108

внимание 98

гипотеза ответной реакции выражения лица 123

двухфакторная теория эмоций 121

закон активизации когнитивной структуры 104

информационная перегрузка 100

кодирование 98

модель внушения аффекта 127

нейропсихологический 121

ошибка уровня представленности 102

плюралистическое неведение 104

прототипы 96

размышление о неслучившемся 110

социальное познание 94

теория когнитивного и опытного «Я» 115

эвристика 100

эвристика доступности 102

эффект автоматического запала 105

эффект запала 104

эффект ложного консенсуса 103

эффект ложной уникальности 104

«я»

• Кто вы? Если вы вдруг вступите в радиоконтакт с существами с другой планеты и они зададут вам такой вопрос, что вы скажете в течение последующих тридцати секунд? Кто вы?

• Подумайте о каком-нибудь приятном событии в вашей жизни. Может быть, о дне, когда вы впервые влюбились, когда вы неожиданно получили «5» на экзамене, когда вы купили свою первую машину, или о чем-нибудь еще. Как вы себя чувствовали? Как реагировали на людей, которых встречали? Смотрели ли в будущее с оптимизмом? Теперь подумайте об очень неприятном событии в вашей жизни и проанализируйте все те же вопросы, касающиеся ваших чувств, реакций и оптимизма. Предполагаем, вы по-разному реагировали на эти события - почему?

• Можете ли вы вспомнить, сколько вам было лет, когда вы впервые осознали, что люди делятся на мальчиков и девочек, мужчин и женщин? Даже если вы не можете точно вспомнить, когда это произошло, что вы думали о представителях другого пола, когда были маленькими, и что вы думаете сейчас? Чем отличаются друг от друга мужчины и женщины?

Очень рано каждый из нас начинает задаваться вопросом, кто же мы такие? Мы вырабатываем собственную социальную идентификацию,или самоопределение, которое включает в себя наше представление о себе, нашу самооценку (например, Higgins, 1996). Для каждого человека понятие личности включает в себя уникальные аспекты, например имя и концепцию собственного «Я», а также аспекты, общие для

Я: компоненты личности 135

всех людей. Общие категории включают пол и социальные отношения (например, женщина, мужчина, дочь, сын, разведенный человек); профессию или призвание (например, студент, музыкант, психолог, продавец, атлет); политическую или идеологическую принадлежность (феминистка, защитник окружающей среды, демократ, республиканец); отличительные черты, к которым, по крайней мере некоторые, люди относятся с неприязнью (например, бездомный бродяга, чересчур толстый человек, гомосексуалист, наркоман); этническую или религиозную принадлежность (например, католик, южанин, латиноамериканец, еврей, афроамериканец; см. Brewer & Gardner, 1996; Deaux et al,1995).

Эти различные категории тесно связаны с миром межличностных отношений, они определяют, чем мы похожи или не похожи на других людей. Отметим, что изменение социального окружения человека вынуждает его в какой-то мере подстраиваться под новые обстоятельства. Например, когда латиноамериканские студенты поступают в англо-американский университет, один из возможных путей действия для них — влиться в латиноамериканскую группу, усиливая тем самым самоопределение в этом аспекте. Противоположная реакция — меньше идентифицироваться с латиноамериканской культурой и искать другие связи; это также распространенный способ справиться с новой ситуацией (Ethier & Deaux, 1994).

В данной главе мы сосредоточим свое внимание лишь на двух основных компонентах социальной личности. Во-первых, мы опишем некоторые ключевые элементы «Я», включая концепцию «Я», самоуважение, самофокусировку, самоконтроль и самоэффективность. Во-вторых, мы проанализируем понятие пол,уделяя особенное внимание социальным определителям половой принадлежности, роли полов и анализируя, как эти характеристики влияют на поведение.



2015-11-27 518 Обсуждений (0)
Связи: интеграция социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Связи: интеграция социальной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)