Обоснование приоритетных направлений развития производственной инфраструктуры региона
Главным инструментом, позволяющим решать проблемы развития инфраструктурных секторов экономики, должна стать региональная инвестиционная политика, имеющая своей целью создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих нормальное их функционирование. Так, целью региональной инвестиционной политики в газовом комплексе является реализация основных направлений общей стратегии социально-экономического развития области, построение взаимовыгодных отношений организаций отрасли с потребителями всех секторов экономики. К основным направлениям региональной политики относятся: структурно-экономические (производственные), финансово-экономические, правовые и организационные. Структурно-экономическое (производственное) направлениедолжно способствовать формированию круга потребителей газа в регионе и созданию условий их надежного газообеспечения. Финансово-экономическое направление объединяет задачи, связанные с созданием в регионе благоприятных финансовых и экономических условий деятельности организаций газовой отрасли. К ним относятся: l удовлетворение платежеспособного спроса на природный газ; l совершенствование финансово-экономических взаимоотношений с ОАО «Газпром» и предприятиями газовой отрасли, включая обеспечение своевременной и полной оплаты поставок природного газа, а также погашение задолженностей за поставленный газ; l при невозможности денежных платежей обеспечение поставок организациям газовой отрасли продукции, изготавливаемой в регионе, в счет оплаты за поставленный газ по ценам, применяемым при денежных расчетах; l совершенствование формирования бюджетов территорий по оплате электро- и теплоэнергии и природного газа в пределах установленных лимитов; l эффективная организация финансовых потоков и их банковского обслуживания; l оптимизация финансово-экономических взаимоотношений организаций газовой отрасли и других секторов экономики региона. Правовое направление региональной политики предполагает создание необходимого правового обеспечения на федеральном и региональном уровнях: - разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию политики в области газоснабжения региона; - правовое обеспечение деятельности по газификации Владимирской области; - разработка нормативного обеспечения энергобезопасности региона; - разработка отдельных соглашений по конкретным программам и видам деятельности газовой отрасли в регионе. Организационное направление региональной политики включает следующие задачи: - обеспечение контроля органов государственной власти области за выполнением заключенных соглашений с организациями газовой отрасли о взаимном сотрудничестве и договоров, заключаемых в их развитие; - взаимодействие организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность с организациями газовой отрасли; - выработка совместных мер по соблюдению правил охраны объектов газоснабжения, в том числе запрещающих вмешательство неуполномоченных физических и юридических лиц в работу этих объектов; - работа со средствами массовой информации; - загрузка существующих газопроводов-отводов, расширение газовых сетей, увеличение сбыта газа; - реализация региональных программ по использованию газа в качестве моторного топлива; - определение источников финансирования работ по газификации и способов привлечения финансовых ресурсов; - создание и отработка инвестиционного механизма, обеспечивающего устойчивое развитие региональных сетей и систем снабжения потребителей природным и сжиженным газом при оптимальном соотношении различных источников финансирования; - формирование системы государственной поддержки развития газификации – участие в создании правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития газификации региона; - реализация государственной политики в области сбережения газа и повышения эффективности его использования – внедрение высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования для строительства и эксплуатации систем газоснабжения; - повышение эффективности инвестиций в газификацию и совершенствование действующей системы ценообразования с учетом современных рыночных условий и наличия незагруженных мощностей при транспортировке газа; - использование комплекса научных, проектных, производственных, организационных и финансовых мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие области за счет более полного обеспечения ее природным газом. Прямые выгоды от реализации основных направлений газификации региона предполагают: общее оздоровление экономической обстановки в области, создание условий для экономического подъема малых депрессивных городов и сельских районов; увеличение привлекательности периферийных территорий области для хозяйственного развития; улучшение экологической обстановки и качества жизни населения.[65] Основные направления газификации области: - продолжение строительства газопроводов высокого давления и газопроводов-отводов к ранее не газифицированным территориям районов; - развитие сети газопроводов низкого давления с целью дальнейшей газификации жилищного фонда и снятия социальной напряженности; - решение проблем теплоснабжения городов и населенных пунктов путем реконструкции котельных и перевода их на использование природного газа в качестве основного вида топлива; - газоснабжение промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Для эффективной реализации этих задач необходимо: - обеспечить дальнейшее развитие сетей газоснабжения на территории области преимущественно от уже построенных газовых объектов, в том числе газопроводов-отводов и ГРС, разводящих газовых сетей высокого давления; - осуществлять строительство газопроводов с учетом максимальной их загрузки при дальнейшей эксплуатации и минимизации последующих эксплуатационных затрат газовых распределительных организаций (ГРО); - при оптимальных затратах на строительство газовых объектов получать максимальную социальную эффективность; - осуществлять развитие сетей газоснабжения в наименее газифицированных территориях области, в том числе продолжить газификацию сельских населенных пунктов. Перспективы увеличения газообеспеченности потребителей Владимирской области связаны, прежде всего, с реализацией проектов, осуществляемых в рамках Программы газификации Владимирской области совместно с ОАО «Газпром». В перечень проектов, согласованных в данный момент, входят строительство нового газопровода Петровск-Грязовец, а также ускоренная модернизация газопровода, идущего на Гусь-Хрустальный и Курлово. Прогнозируемый объем газопотребления без учета мер по оптимизации расходов газа и снижению непроизводственных потерь составит в 2020 году 3731 млн. куб. м. Меры по оптимизации расходов газа и снижению непроизводственных потерь могут дать эффект экономии 7-8%. Тогда с учетом этих мероприятий прогнозируемый объем газопотребления составит 3500 млн. куб. м. Потенциал дальнейшего развития газификации Владимирской области определяется возможностями решения текущих проблем: · увеличение лимитов потребления областью природного газа путем переговоров руководства области и ОАО «Газпром». Снятие проблемы с лимитами газа в 2010г. вследствие либерализации рынка газа в РФ; · мониторинг газопроводов и газораспределительных станций, достигающих своей максимально пропускной способности вследствие высокой степени износа с приоритетной заменой газового оборудования на данных участках (за счет специальной надбавки к тарифу ОАО «Владимироблгаз» на транспортировку природного газа); · участие в программе ОАО «Газпром» «Газификация регионов Российской Федерации (строительство межпоселковых газопроводов)». · обеспечение участия в федеральных целевых программах (строительство распределительных газопроводов); · обеспечение расширения газотранспортной сети за счет специальной надбавки к тарифу ОАО «Владимироблгаз» на транспортировку природного газа; · целенаправленная работа над синхронизацией работ ОАО «Газпром» по строительству межпоселковых сетей и работ, выполняемых регионом по строительству внутрипоселковых и домовых газопроводов, а также подготовке потребителей к приему газа (в том числе решение вопросов финансовой поддержки малоимущих слоев населения при газификации жилья); · газификация малых населенных пунктов сжиженным природным и углеводородным газом. Газоснабжение потребителей области – это сложный комплекс взаимосвязанных организационных, технических и финансовых задач. Новые современные подходы к их решению в условиях рыночного хозяйствования позволят повысить эффективность функционирования и развития газовой отрасли региона, ликвидировать многие социально-экономические проблемы. Перечень слабых и сильных сторон системы газификации и газоснабжения Владимирской области, а также ее возможностей и угроз, уже имеющих место или только зарождающихся в ее окружении, представлен в таблице 14. Сильные (S) и слабые (W) стороны системы газификации и газоснабжения Владимирской области, возможности (O) и угрозы (T) ее развития Таблица 14
На базе проведенного SWOT-анализа можно построить матрицы решений для дальнейшего развития инфраструктурного потенциала газификации и газоснабжения Владимирской области (таблица 15). Обоснование приоритетных направлений развития системы газификации и газоснабжения Владимирской области на базе SWOT-анализа Таблица 15
- повышение эффективности использования существующей газотранспортной системы региона; - внедрение новых технологий с использованием сжиженного углеводородного и природного газов; - применение энергосберегающих технологий и оборудования; Для решения проблем, сдерживающих развитие газификации области и привлечение дополнительных инвестиций, необходимо: - разработать новую, научно обоснованную Генеральную схему газификации области. Это позволит произвести оценку существующего и ожидаемого газопотребления на перспективу в увязке со Среднесрочным планом социально-экономического развития области и значительно облегчит включение объектов газификации области в инвестиционную программу ОАО «Газпром»; - построить газопроводы-отводы и ГРС на юг Ковровского района, север округа Муром и г. Александров, завершить строительство газопровода-отвода в п. Красный Богатырь Судогодского района. Последовательность работ по дальнейшей газификации Владимирской области более детально систематизирована в приложении № 15. Предстоит активизировать деятельность по привлечению и использованию внебюджетных инвестиций. Они составляют основную долю в инвестиционном процессе. Внебюджетные инвестиции различаются по источникам поступления и имеют свои специфические особенности. Основными источниками притока внебюджетных средств в газовый комплекс региона являются: средства предприятий области, банков и финансовых компаний; естественных монополий (ОАО «Газпром»), крупных российских промышленных и других компаний, иностранные инвестиции; средства фондовых рынков и населения. Основными механизмами стимулирования использования заемных и собственных средств предприятий на инвестиционные цели являются: возмещение разницы процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных субсидий, налоговых льгот по налогу на прибыль,[66] налогу на имущество,[67] и др. Финансовые и страховые компании, банки и другие кредитные организации также являются перспективными источниками финансирования, с которыми необходимо строить системную работу. В области сложилась положительная динамика кредитования. Объемы кредитов, предоставленных предприятиям ТЭК, отражены в таблице 16:[68] Объемы кредитов в газовый комплекс региона Таблица 16
Банковские инвестиции в экономику области необходимы и возможны, однако, для их привлечения требуется выполнение следующих условий: · залог имущества получателей инвестиций; · положительный баланс предприятия; · грамотное руководство предприятием, в первую очередь его финансовыми потоками и постоянный контроль со стороны инвестора. Еще одна возможность привлечения дополнительных средств инвесторов для развития газового комплекса – выпуск в обращение ценных бумаг. В основе такого рода программ лежат, как правило, векселя или, если компания достаточно широко известна – выпуск акций. В настоящее время существуют акции ОАО «Владимироблгаз», а ООО «Владимиррегионгаз» имеет возможность рассчитываться векселями за поставленный природный газ. Для реализации этих программ необходимы определенные условия, например, степень развития рыночной инфраструктуры, наличие надежных участников рынка, обеспечивающих хранение и обращение ценных бумаг. К сожалению, в настоящее время профессиональных участников рынка ценных бумаг во Владимирской области явно недостаточно. Аналогичные задачи предстоит решать и в сфере электроэнергетики. Важнейшей задачей органов государственной власти Владимирской области является разработка и реализация мер в области развития энергосбережения, создание условий для повышения энергетической безопасности региона, значительное снижение коэффициента износа основных фондов инженерных сетей на основе: 1. Увеличения темпов модернизации и строительства наиболее важных инфраструктурных объектов с использованием средств регионального бюджета; 2. Лоббирования приоритетных инфраструктурных проектов на федеральном уровне для вхождения их в федеральные отраслевые программы; 3. Формирования системы взаимодействия между различными собственниками в энергетике; 4. Дальнейшего совершенствования законодательных основ для привлечения инвестиций в развитие энергетических объектов региона; 5. Выстраивания в энергетике системы взаимоотношений с бизнесом для обеспечения потребности развития экономики (промышленность, логистика, сельское хозяйство, туризм и рекреация) и социальной сферы. Это подтверждает SWOT-анализ электроэнергетики региона (таблица 17). SWOT-анализ электроэнергетики регионаТаблица 17
Продолжение таблицы 17
Продолжение таблицы 17
Окончание таблицы 17
Исходя из SWOT — анализа стратегическими целями развития электроэнергетики во Владимирской области можно определить: - обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей Владимирской области; - повышение энергетической обеспеченности области; - формирование электросетевой инфраструктуры, соответствующей темпам социально-экономического развития региона; - создание инвестиционных условий для дальнейшего развития электроэнергетики области. Более подробно стратегические направления развития данного инфраструктурного сектора систематизированы в приложении № 16. В связи с этим основной задачей, которую необходимо решать органам государственной власти области для достижения данных целей – это координация и поддержка реализации инвестиционных программ ОАО «ТГК-6», филиала «Владимирэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Владимирская энергосбытовая компания». Предстоит также обеспечить повышение эффективности использования электроэнергии и надежности энергоснабжения в рамках реализации областной целевой программы «Энергосбережение и повышение надежности энергоснабжения в топливно-энергетическом комплексе Владимирской области на 2006–2010 годы». В связи с этим органам государственной власти следует определить источники и механизмы финансирования проектов модернизации электроэнергетики из бюджетов всех уровней и сделать бюджетное финансирование более целевым и эффективным. Предстоит обеспечить формирование муниципальных программ развития электроэнергетики, инвестиционных проектов крупного бизнеса в сфере электроэнергетики, формирование механизма их согласования с федеральными отраслевыми инициативами в рамках единой энергетической стратегии Владимирской области. К сожалению, только часть обоснованных инициатив находится в стадии реализации. Так, постановлением Губернатора области «О перспективах развития электроэнергетического комплекса Владимирской области на период до 2015 года» утвержден Перспективный план развития электроэнергетической отрасли Владимирской области, который определяет цели и пути развития электроэнергетики области как основы роста экономики и решения социальных задач. Наиболее важными мероприятиями инвестиционной программы являются: 1. реконструкция ПС-110 кВ «Гороховец» с заменой силового трансформатора 25 МВА на 40 МВА, что обеспечит увеличение мощности подстанции «Гороховец» на 15 МВА и позволит повысить надежность электроснабжения г. Гороховец и создаст возможность подключения новых потребителей; 2. реконструкция ПС-110 кВ «Западная» в г. Владимире с выполнением работ по расширению распределительного устройства с установкой пяти ячеек, что обеспечит повышение надежности электроснабжения юго-западного района г. Владимира; 3. реконструкция ПС-110 кВ «Городская» в г. Покров Петушинского района с установкой силового трансформатора мощностью 16 МВА, что обеспечит повышение надежности электроснабжения данного района и создаст возможность подключения новых потребителей; 4. реконструкция линий электропередач общей протяженностью более 60 км. Реализация намеченных мероприятий будет способствовать надежному энергоснабжению потребителей области за счет развития электросетевой и энергогенерирующей инфраструктуры в соответствии с требуемой динамикой развития экономики и социальной сферы региона. Делая обобщающие выводы по материалам настоящей главы, следует подчеркнуть, что несмотря на хорошую динамику инвестиций в основной капитал, во Владимирской области накопилось много проблем организационного, правового и экономического характера по комплексному развитию региона. Одной из важнейших является проблема недофинансирования многих важнейших проектов из-за слабой проработки модели интегрирования финансовых ресурсов на модернизацию социально-экономической сферы. Поэтому данным вопросам следует посвятить специальный раздел в настоящем исследовании.
|
2015-11-27 | 1012 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Обоснование приоритетных направлений развития производственной инфраструктуры региона |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы