Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Духовная жизнь человека




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

«Духовный» означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

Духовный мир личности — это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества.

Духовный мир личности включает в себя:

Знания

Чувства

Потребности

Способности

Ценности

Веру

Переживания

Стремления

Убеждения

Цели

Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности:

Деятельность, направленная на производство и создание духовных, культурных ценностей (произведений культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.).



Деятельность, направленная на сохранение, усвоение, воспроизведение распределение, распространение созданных духовных, культурных ценностей.

Человек, живущий духовной жизнью, обладает духовностью. Человек, которому свойственна духовность, готов к самоотдаче и саморазвитию. Он черпает свои главные радости в творчестве, познании, бескорыстной любви к другим людям. Это не означает, что такой человек отказывается от обычных житейских радостей и материальных благ, но они для него не самоценны, а лишь являются условием достижения иных, духовных благ. Духовные потребности заставляют человека размышлять о мире, смысле жизни, любви, добре, справедливости и др.

Важнейшей духовной ценностью является совесть — как осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и самим собой. Совесть — это своего рода нравственный самоконтроль.

Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, жалость, потерять уважение к родителям и другие нравственные чувства.

Для людей духовно богатых характерно осознание собственного достоинства.

Человеческое достоинство — уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах.

Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Для человека, обладающего чувством собственного достоинства, характерны неподдельный интерес к другому человеку, способность разглядеть в нем лучшее и признать его положительные стороны.

 

КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМЫ

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут су­ществовать вне культуры.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возде­лывание, обработку, «культивирование» земли. Правда, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.

Понятие культуры. Культура является предметом изучения многих наук — антропологии, истории, социологии, философии. Существует также комплексная область знания — культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и различных эпох. Если учесть такое разнообразие подходов к культуре, то не покажется странным, что в современном гуманитарном знании существует очень много (один из культурологов насчитал более 200) определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.

В самом широком смысле можно сказать, что культура — это всё созданное человеком, всё, что не является природой. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворённая самим человеком, образующая собственно чело­веческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы.

Культуру также понимают:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передаётся биологическим путём;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определённого народа (например, культура Древнего Египта или Японии).

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.

Во-вторых, важна норматив­ная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7