Особое внимание в «Науке о безопасности жизнедеятельности» уделено системному подходу к изучению проблем безопасности и формированию «культуры безопасности»
Примечание. Под «культурой безопасности» понимают идеологию безопасного мышления, т.е. ценностные ориентации, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Реальное представление о глобальных проблемах безопасности должно стать фундаментом современной культуры безопасности, формирование и внедрение которой послужит преобразованию мировоззрения людей, Основные положения, цели, задачи и практическое значение Науки безопасность жизнедеятельности. Примечание. Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать. Наука важнейший социальный и гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Выделяют: -общественные и гуманитарные науки; -естественные науки; Технические науки. Характеризуется единством: - года появления основополагающих публикаций; - фундаментальных трудов; - институтов исследования и обучения; - национальных, региональных и международных научных сообществ. Базовой основой науки являются научные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Как Наука безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая многообразие общих опасностей угрожающих человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Поскольку она самым непосредственным образом связана с человеком и его деятельностью, имеет ярко выраженный социальный (общественный) характер и относится к классу «общественных и гуманитарных наук». Объект изучения «Науки безопасность жизнедеятельности» - комплекс общих (в том числе и глобальных) опасностей, угрожающих человеку в системе «человек – среда обитания». а также меры по их предупреждению. Предметом «Науки безопасность жизнедеятельности» - является безопасность человека как биосциального объекта во всем многообразии опасностей и угроз, в динамично изменяющихся условиях среды обитания, а также созданных им самим, как субъектом безопасности. Главной целью «Науки безопасность жизнедеятельности» - является выявление закономерностей безопасного развития человека, изучение, классификация и систематизация многообразия опасностей и угроз жизнедеятельности человека и общества, а также выработка соответствующих мер по их предупреждению. Основополагающая формула «Науки безопасность жизнедеятельности - является предупреждение и упреждение (предсказание, прогноз, опережение) потенциальной Опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса Взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и Результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность или группа Опасностей. Исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как научной теории, во-вторых, как научной дисциплины, в-третьих, как профессиональной деятельности. Научная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - область научно-практической деятельности и базовая форма организации «Науки о безопасности жизнедеятельности». Она объединяет на предметно содержательном уровне области научного знания об общих закономерностях возникновения опасностей, их свойствах, последствиях их влияния на организм человека, основы защиты здоровья и жизни человека, а также среды его обитания. Научная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» разрабатывает и реализует общие принципы и методы безопасности человека. Изучает средства защиты и способы их применения, с целью создания и поддержания здоровых и безопасных условий жизнедеятельности. Примечание. Научная дисциплина (от лат. disciplina - учение), базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания, сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии. Представление о н.д. используется как максимальная аналитическая единица исследования науки Объект изучения «Научной дисциплины БЖД» - система безопасности «человек – среда обитания». Предметом изучения «Научной дисциплины БЖД» - являются принципы и методы защиты человека в системе безопасности «человек – среда обитания», а также средства защиты и способы их применения. Главной целью «Научной дисциплины БЖД» - является не только защита человека от негативных воздействий антропогенного и природного происхождения на основе общих принципов и методов безопасности. Но, что более важно, главной целью является формирование культуры безопасности и воспитание личности безопасного типа мышления и поведения. «Научная дисциплина БЖД» интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: -воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания; -общие закономерности реакций на них у человека; -общие принципы и методы безопасности; -единая методология, а именно количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. Видение решения проблемы БЖД, с точки зрения «Научной дисциплины БЖД» состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности. Основные положения научной дисциплины БЖД:
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |