Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ



2015-11-27 506 Обсуждений (0)
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 
 

 


ДИАЛЕКТИКА – ЭТО

умение вести беседу (античная философия);
метод нахождения истины в диалогепутем столкно­вения противоположных суждений и обнаружения проти­воречий в мышлении (Сократ);
умение логически изо­щренно рассуждать в спорах (средневековая схоластика);
«постижение противоположностей в их единстве» (Гегель);
наука о всеобщей связи и развитии (диалектический материализм);
наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления (диалектический материализм);
философский метод.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ

Историческая форма диалектики Представители Основные идеи
1. Наивная диалектика древних; Фалес, Гераклит, Зенон Высказывает диалектические по сути идеи о текучести всего сущего (Гераклит: «Все течет, все меняется»), его противоречивости (Гераклит: «Борьба есть отец и царь всего»), соотношении единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии; Г. В. Ф. Гегель Ведущим началом развития признает принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего раз­вития, формулирует основные законы диалектики. Но как объектив­ный идеалист видит основу диалектики исключи­тельно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира
3. Материалистическая диалектика марксизма. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин Вскрыв под мистической оболочкой саморазви­тия гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: «Диалектика головы – только отражение форм движе­ния реального мира как природы, так и истории». Она отныне предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления»

 

Элементы диалектики

элементы диалектики Принципы диалектики Принцип всеобщей взаимосвязи
Принцип развития
Законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположность, противоречие
Закон взаимного перехода количественных и качественных определенностей. Категории: качество, количество, мера, скачок
Закон отрицания отрицания. Категории: деструкция, снятие, трансформация, поступательность, преемственность, отрицание, отрицание отрицания
Категории диалектики Сущность и явление, необходимость и случайность, система, структура и элемент, причина и следствие, возможность и действительность

2. Учебная литература

2.1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль III, тема 3.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

«Термин диалектика впервые приме­нил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалогепутем столкно­вения противоположных суждений и обнаружения проти­воречий в мышлении «диалектикой». …

У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но оз­начает одновременно и учение о мире истинного бытиякак сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Пла­тона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. …

В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская школа стоицизма (конец IV в. до н. э. – II в. н. э.) различа­ла в логике риторику («науку хорошо говорить при помо­щи связных рассуждений») и диалектику («науку правиль­но спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов»).

Истолкование всех предметов только «через логиче­ское рассмотрение», т. е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластиче­ской философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась, как умение логически изо­щренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание – истина, а диалектика – искусство для различения истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни, то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась со схоластической философией вообще. Тем не менее, они ценили диалектику как искусство гибкого оперирования понятиями, позволяющее обращать против оппонента его собственные доводы.

Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина связан с немецкой классической философией. Ее представи­тели – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах – широко пользовались выражением «диалектика», хотя и вкладывали в него различное содержание. Так, Кант счи­тал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, выступая как «логика видимости», поскольку порождаемые деятельностью разума противоречия (антиномии) свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину.

Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. … Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, «которая больше всего иг­норировалась в метафизике нового времени...» Здесь уместно еще раз вспомнить происхождение термина «метафизика». Греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и по­знания. Именно эти сочинения были названы метафи­зикой (т. е. «тем, что после физики»). Позднее термином «метафизика» стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеоб­разная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая «метафизику нового времени» за игнорирование диалектики, относил свое за­мечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался «метафизиком», размыш­ляющим о вековечных абстрактных первоначалах и про­блемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля уста­навливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принци­пиально новый метод философского осмысления действи­тельности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей – в отличие от древних философов – не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве»[4]. Но хотя Гегель считал, что «диалектика имеет силу во всех отдельных областях и об­разованиях природного и духовного мира», он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трак­товке данного важного тезиса. В конечном счете, Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.

Поэтому при рассмотрении диалектики в ее «рациональном» виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: «Диалектика головы – только отражение форм движе­ния реального мира как природы, так и истории»[5]. Тем самым становится необходимым различать: а) диалектику бытия (природа, общество, человек); б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод философского мышления (в противоположность метафизике)».

? О каких исторических типах диалектики идет речь в данном отрывке?



2015-11-27 506 Обсуждений (0)
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)