Практически управление любой фирмой имеет два режима работы:
1) стратегическое управление;
2) оперативное управление.
Их сопоставление позволяет сделать выводы, что они во многом различаются и даже противоположны (табл. 6.4.1). Таким образом, даже в рамках одной фирмы требуются разные стили организационного поведения. Крайними являются следующие:
• производственный;
• предпринимательский.
Производственный стиль ориентирован на минимизацию отклонений от традиционного поведения. Предпринимательский — на непрерывное изменение достигнутого состояния.
Таблица 6.4.1 Основные характеристики режимов управления
Характеристика
| Оперативное управление
| Стратегическое управление
|
Культура фирменного поведения
| Ориентирована на произ водство (маркетинг), успех определяется агрессивностью в конкуренции и эффективностью в производстве
| Ориентирована на стратегию (гибкость), успех определяется изобретательностью, созданием новых возможностей, предвидением
|
Характеристики управляющего лица
| Умение получить прибыль, достичь поставлен ной цели, контролировать подчиненных
| Предпринимательство, новаторство, благожелательное лидирование в коллек тиве
|
Основные методы управления
| Долгосрочное планирование, контроль
| Стратегическое планирование, управление и кон троль
|
Типовые структуры управления
| Линейно-функциональные, дивизиональные
| Матричные, множествен ные
|
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
Продолжение табл. 6.4.1
Характеристика
| Оперативное управление
| Стратегическое управление
|
Динамичность структуры управления
| Стабильная
| Динамичная
|
Характер власти
| Децентрализована, сосредоточена в производстве и маркетинге
| Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР
|
Различия в организационном облике фирм, преимущественно придерживающихся этих крайних стилей, характеризуются табл. 6.4.2.
Таблица 6.4.2 Сравнение производственного и предпринимательского стилей
Стиль Характеристики
| Производственный
| Предпринимательский
|
Цели
| Оптимизация прибыльности
| Оптимизация потенциала прибыльности
|
Пути достижения цели
| Экстраполяция прошлых подходов
| Взаимодействие возможностей получения прибы ли и качеств управления
|
Ограничения
| По окружающей среде и внутренним возможностям
| По способности изменить окружающую среду, создать требуемые специализации, воспринять способы поведения
|
Система стимулирования
| За стабильную эффективность и прошлую деятельность
| За творчество и инициативу
|
Информация
| Внутренняя: результаты дея тельности
Внешняя: глобальные возможности
| Внутренняя: возможности
Внешняя: долгосрочные возможности
|
Стиль руково детва
| Популярность, обеспечение единства подходов
| Допущение риска, умение вдохновить на восприятие изменений
|
Оргструктура
| Стабильная или расширяющая ся, экономия на масштабах производства, слабая увязка разных видов деятельности
| Гибкая, по проблемам, жесткая увязка видов деятельности
|
Подходы к решению управленческих проблем
| Реакция на возникшую про блему, использование прошлого опыта с минимумом откло нений от статус-кво, рассмотрение одной подходящей альтернативы
| Активный поиск возмож ностей, предвидение проблем, большие отклонения от статус-кво, поиск лучшей из многих альтернатив
|
Отношение к риску
| Минимизация риска, соответствие прошлому опыту
| Сознательный риск, баланс совокупности рискованных вариантов
|
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
Как уже указывалось, не только преимущественный тип деятель ности определяет организационный стиль поведения, но и многие другие факторы, которые реализуются в реакции фирмы на изменения во внешней среде (под реакцией понимается качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы). Различают четыре основные реакции:
• производственную;
• конкурентную;
• инновационную;
• предпринимательскую.
Их основные характеристики приведены в табл. 6.4.3.
Таблица 6.4.3 Характеристики основных реакций фирмы
Типы реакций
Характеристики
| Производственная
| Конкурентная
| Инновационная
| Предпринимательская
|
Характерные черты управ ления
| Минимально необходимое общее руководство. Распределение конкретных обязанностей. Финансовый контроль. Основное внимание производству
| Балансировка
маркетинга и
производства.
Гибкие роли в
управлении.
Долгосрочное
планирование
| Нововведение в управлении. Система управления по проектам. Быстрые реакции на измене ния
| Прогнозирование изменений.
Стратегический портфель заказов. Стратегическое планирование потенциала. Своевременная реакция на изменения
|
Цели фирмы
| Минимум затрат
| Обеспечение оптимальной прибыли
| Обеспечение краткосрочно го потенциала
| Обеспечение
долгосрочного
потенциала
|
Цели НИОКР
| Снижение себестоимости. Повышение надежности
| Улучшение товарного вида. Модернизация продукции
| Разработка новой продукции
| Создание новых технологий для новой продукции
|
Поведение в конкуренции
| Реакция на це новую конкуренцию
| Агрессивная стратегия сбьь та
| Стратегия рас ширения рын ков и внедре ние новой продукции
| Разработка новых концепций маркетинга.
Поиск новых рынков для новых товаров
|
Системы
премирова
ния
| За снижение себестоимости
| За повышение рентабельности
| За новаторство
| За предпринимательство
|
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
Продолжение табл. 6.4.3
Типы реакций
Характеристики
| Производственная
| Конкурентная
| Инновационная
| Предпринимательская
|
Типичный индекс нестабильности
| 1-2
| 2-3
| 3-4
| 4-5
|
Рекомендуемая структура управления
| Линейно-функциональная
| Дивизиональ-ная
| Матричная
| Множествен ная
|