Модель эффективной системы управления
После установления предпочтительной структуры управления фирмой стоит задача «наполнения» этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить эффективное выполнение задач управления фирмой. Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования к нему: • выполнение определенной цели; • совместимость с другими составными частями; • возможность использования в разных сочетаниях. Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три среза: 1) по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный); 2) по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима); 3) по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор). В результате получается некоторая структурная решетка размерностью 3x3x3, каждый узел которой — совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно существуют). В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их реализации связаны с: • реконструкцией функции (инновационная деятельность); • выбором режима (инфраструктурная деятельность); • защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность). Соответственно инновационная деятельность может быть связана с промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность — со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность только с исходными и замыкающими полезными результата Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента ми. В структурных модулях и системе можно выделить два типа входов — материальный и информационный и один тип выхода. Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимо стью от одного фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 6.4.7): У, — привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности фирмы; У2 — реализация тиража продукции (услуг); У3 — синтез образцов изделий, услуг; У4 — обеспечение процесса создания тиража продукта; Z — общее руководство фирмой. Таблица 6.4.7 Соответствие структурных блоков и характера решений На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности фирм. В общем случае такой контур представлен на рис. 6.4.1. Эта схема отражает организационно-экономические условия пре образования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия ре- И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент шений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и обла сти ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализован. Следующая задача модульного проектирования — установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 6.4.8.). Таким образом, в блоке У, выделяются две группы структурных модулей: первая (У1Р У12, У13) — привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий для них, вторая группа (У , У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды. В блоке У2 — три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации). В блоке У3 выделено две группы модулей: первая (У31, У32, У33) — формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, вторая (У^) — изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его). В блоке У4 выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43 отвечают за рас пределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы. По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т. е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений. Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента. Алгоритм анализа состоит в следующем: 1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент 2. Оценивается «представительность» каждой группы в соответственно нормативно выделенном блоке структуры. 3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления. 4. Дополняется список функций управления. При синтезе модуль нормативной структуры — основа установле ния идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре. Резюме Вопросы эффективных структур бизнеса существенно важны для успешного бизнеса и эффективного менеджмента. Поскольку бизнес — цель функционирования организации, то и бизнес-процессы являются основополагающими для структуризации. Организационная структура является проекцией бизнес-процессов, а штатная структура определяется структурированием бизнес-процессов до уровня рабочего места. Структура системы управления — надстройка над указанными структурами и должна соответствовать принципам эффективного менеджмента. Контрольные вопросы 1. Какие структурные компоненты организации вы знаете? Насколько они взаимосвязаны? 2. Что является первичным в системе бизнес — организация? А в соотношении бизнес-процессы — организационная структура? 3. Каковы требования к структуре управления организацией? 4. Каковы критерии классификации организационных структур управления? 5. Каким образом оптимизация организационной структуры изменяет эффективность предприятия? 6. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации. 7. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их. 8. Назовите особенности формирования матричной структуры управления. Опишите их преимущества и недостатки. 9. Какие задачи решаются в процессе проектирования оргструктур управления? 10. Опишите требования и принципы, положенные в основу проектирования орг Тесты 1. Бизнес-моделирование — это: а) моделирование управленческих процессов на базе информационных техно б) моделирование производственных процессов; в) моделирование предпринимательской деятельности. 2. Бизнес-операция — это: а) преобразование бизнеса; Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента б) совокупность действий, составляющих один завершенный цикл бизнес-дея в) специальное предпринимательское действие, характеризующееся повышен 3. Бизнес-процесс — это: а) процессы предпринимательской деятельности (в отличие от управленче б) структурированная, логически замкнутая (начало — процесс — результат) в) характеристика предпринимательских (коммерческих) видов деятельности в 4. Входом бизнес-процесса является: а) необходимые ресурсы; б) указание руководства; в) бизнес-процесс может не иметь входа. 5. Клиент процесса — это: а) потребитель результата процесса; б) основной исполнитель процесса; в) руководитель предприятия. 6. Совершенствование бизнес процессов осуществляется: а) специальными внешними специалистами-консультантами; б) самим исполнителем (исполнителями) процесса в рамках повседневной дея в) командой по совершенствованию процессов, состоящей из сотрудников и 7. Организационная структура является результатом: а) кадрового планирования; б) стратегий и целей деятельности организации; в) оптимизации структуры функциональных и управленческих связей при осу 8. Проектирование организационной структуры — это: а) создание новой организации; б) формирование штатного расписания в рамках управления персоналом; в) процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организа 9. Стратегическая единица бизнеса — это: а) подразделение организации, занимающееся выработкой стратегических пла б) структурное подразделение организации, отвечающее за деятельность в в) подразделение, которое предполагается развивать в первую очередь для ре 10. Организационное моделирование — это: а) моделирование деятельности организации; б) модель распределения полномочий и ответственности; в) способ моделирования бизнес-процессов в организации. Анализ ситуаций 1. Бизнес-процессы оформления и исполнения Приказав организации. Бизнес-процессы формирования и прохождения Приказа по основной деятельности на предприятии включают следующие операции: • Подготовка и оформление проекта Приказа:— подготовка проекта Приказа; И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент — оформление проекта Приказа. • Подписание проекта Приказа: — согласование проекта Приказа; — передача проекта Приказа в службу управления делами; — проверка правильности оформления проекта Приказа; — корректировка проекта Приказа; — проставление реквизита; — подписание проекта Приказа. • Регистрация Приказа: — регистрация Приказа; — проставление реквизита. • Исполнениеи контроль исполнения Приказа: — размножение Приказа; — заверение размноженных копий Приказа; — рассылка Приказа (копий) исполнителям; — постановка Приказа на контроль; — проверка своевременного получения Приказа (копий) исполнителями; — исполнение Приказа; — проверка и регулирование исполнения Приказа; — доклад Руководителю предприятия о выполнении Приказа; — согласование изменения сроков и порядка исполнения Приказа; — изменение сроков и порядка исполнения Приказа; — завершение исполнения Приказа. • Перенос исполненного Приказа вдело: — возврат исполненного Приказа в службу управления делами; — запись об исполнении Приказа; — снятие исполненного Приказа с контроля и подшивка его в дело. Вопросы для анализа: 1. Все ли операции учтены в указанном перечне? Сравните данный перечень с ч принятой в Вашей организации практикой. 2. Нарисуйте схему последовательности формирования и исполненеия приказа с учетом возможных разветвлений процесса и корректировок.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (855)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |