Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения
В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень «lection» — чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала в вузе. В их аргументах есть значительная мотивированность, над чем преподавателям следует задуматься. Каковы же доводы противников лекции? 1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше. 2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям. 3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало. 4. Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения. Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала, оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения - семинаром, практическим и лабораторным занятием, самостоятельной подготовкой обучающихся. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций, о которых более подробно будет идти разговор во втором подразделе главы. Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном процессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, такие ситуации возникают: ♦ при отсутствии учебников по новым, только формирующимся учебным курсам: лекция является основным источником информации; ♦ если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще ♦ в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно ♦ когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мне- ♦ лекция ничем не может быть заменена, когда особенно необходи- Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели лекции, ее основные функции. Дидактические и воспитательные цели лекции: ♦ дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные зна- ♦ обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совмес- ♦ воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь Основными функциями лекциивыступают познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая. Познавательная функция лекции выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят слушателей со всей системой изучаемых в вузе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех смыслах их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей обучающихся и их реакции. Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, на современном уровне. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто передать сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обоснованным выводам, всем стилем лекции учить их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска - именно это характеризует развивающую функцию и создает условия для активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе ее восприятия. Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту. Воспитательный эффект в процессе лекции имеют и такие аспекты, как авторитет преподавателя, отношение аудитории к его личности, преподаваемой им дисциплине. Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить. Анализ функций, присущих лекции, показывает ее ведущую роль в числе других форм и методов обучения, так как она дает обучающимся исходные научные знания. Требования к современной вузовской лекции. Лекция —логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни. / С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна: ♦ иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изла- ♦ иметь твердый теоретический и методический стержень, важную ♦ иметь законченный характер освещения определенной темы (про- ♦ быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное ♦ быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их ♦ обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов ♦ находиться на современном уровне развития науки и техники, со- ♦ отражать методическую обработку материала (выделение главных ♦ быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудио
♦ излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех ♦ быть доступной для восприятия данной аудиторией. Кроме научного содержания, большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала обучающимися, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения. Главное в лекции — это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки — сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии обучающихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание. Лекция призвана вызывать у слушателей размышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли, побуждать к действию, быть школой научного мышления. Рассмотрим структуру вузовской лекции. Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру- Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения. Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным. Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции. Количество вопросов в лекции - как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем. Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции. Кратко остановимся на них. Вводная лекция - один из наиболее важных и сложных видов лекции при чтении систематических курсов. От правильного ее построения и преподнесения во многом зависит успех усвоения всего курса. Содержание вводной лекции должно включать: ♦ определение учебной дисциплины; ♦ краткую историческую справку о развитии этой отрасли знаний и ♦ цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обуче- ♦ основные проблемы (понятия и определения) науки; ♦ методы изучения учебной дисциплины, распределение времени по ♦ основную и дополнительную учебную и методическую литературу; ♦ особенности самостоятельной работы слушателей над учебной дис- ♦ отчетность по курсу. Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки. В соответствии с этим содержание заключительной лекции, как правило, включает: ♦ общий обзор пройденного курса, основные выводы и обобщения; ♦ освещение современного состояния основных проблем данной об- ♦ трактовку главных линий дальнейшего развития науки, указание Установочную лекцию читают слушателям заочного обучения на сборах как начало самостоятельного изучения определенного курса в период между сессиями. Как правило, такие лекции носят обзорный характер, не включают полного и систематического изложения материала программы. Установочную лекцию отличает большая концентрация учебного материала, различного рода информации, значительное количество проблем, отсылка к множеству источников. Раскроем особенности подготовки и проведения традиционной лекции в высшем учебном заведении. Подготовка лекции- это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить. Главнейшее требование при подготовке к лекции - это поставить проблему, и сделать это правильно. Толковая, квалифицированная лекция отличается от аморфной, эклектичной тем, что в ней есть твердый теоретический стержень, генеральная линия мысли. Умение найти руководящую нить, основную идею в каждой лекции, несомненно, имеет решающее значение. Формы и методы работы над темой во многом зависят от сложности темы, памяти лектора, сложившихся привычек и опыта, от конкретных особенностей аудитории, в которой приходится выступать. Порядок подготовки преподавателя к ближайшему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация. При разработке замысла занятия преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой. Основное внимание при подготовке лекции должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла. Разумеется, каждое занятие - результат педагогического творчества преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность. Разработав план и композицию лекции, преподаватель приступает к обдумыванию и выбору методов изложения материала и приемов доказательств, наиболее целесообразных в лекции. В его распоря- Заканчивая подготовку к занятию, преподаватель должен еще раз про- Следующим в работе преподавателя является этап оформлениялек- I Оформление лекции кажется задачей простой, но вместе с тем и са- Содержательная часть лекции разрабатывается и выполняется с различной степенью полноты и детализации. Объем двухчасовой лекции должен Полный текст — наиболее совершенная форма представления лекции. План-конспект лекции используют преподаватели, как говорят, уже Краткий план лекции в отличие от плана-конспекта содержит только jобязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие лекции курса несколько лет. Существует мнение, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь хотя бы какими-то записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству преподавателей приходится пользоваться опорным материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет. Этап подготовки преподавателяк чтению лекции. При подготовке лекции методически правильно сначала записать полный текст и основательно его проштудировать, затем на его основе создать рабочий конспект, в который можно заглядывать для того, чтобы не сбиться и всегда иметь перед глазами необходимую опору. Заметим, что пользоваться полным текстом на лекции чрезвычайно сложно, из-за обилия второстепенных слов его надо читать, а значит, почти не смотреть в аудиторию. В конспекте же можно оставить лишь ключевые слова, главные мысли, цифры, облегчая себе их применение путем подчеркивания и выделения. Надо научиться пользоваться текстом так, чтобы не оказаться у него в плену. Кроме непосредственной подготовки для успеха лекции важное значение имеет психологический настрой. Поэтому не менее чем за час до начала лекции рекомендуется прекратить другую работу и думать только о лекции, в известной мере начинать «волноваться». Считается, что лучше чего-то не успеть, недосказать, чем «недоволноваться», не найти своего отношения к рассматриваемой проблеме, говорить равнодушно, без увлечения. Словом, чтобы овладеть аудиторией, надо прежде всего владеть собой. В лекции, как и в любом публичном выступлении, самое трудное— начало.Первые слова, обращенные к слушателям, должны привлечь их внимание, создать определенный настрой. Поэтому «с чего начать?» и «как начать?» — вопросы, которые волнуют любого лектора. Как известно, в широком плане учебная-лекция начинается с объявления темы, которое формирует первое представление о содержании лекции. Лучше, если название будет кратким и выражать суть темы, сразу будет привлекать внимание слушателей и повышать их познавательную активность. Вводная часть (объявление темы, плана и цели занятия) должна занимать не более 5—7 минут. Темп изложения, как правило, выше темпа передачи основного содержания, что заставляет обучающихся психологически собраться и сосредоточиться. Следующий этап лекции - этап изложения ее содержания. Переходу к изложению первого вопроса, как правило, предшествует пауза. Эта психологическая пауза для того, чтобы слушатели осознали и прочувствовали важность и значимость изучаемой темы и приготовились к восприятию материала. Важную роль в успехе лекции играет речь лектора.Она должна быть Одним из самых распространенных способов подчеркивания оп- Богатство устной речи, ее интонационные возможности, которые В ходе изложения учебного материала преподаватель ни на минуту не Важно научиться быстро выявлять отвлекающихся слушателей, уста- Если причина отвлечения — в недостатках изложения материала, по- 1вторите в более доступной форме самые сложные его части, приведите к ним иллюстрации, предложите обучающимся ответить на вопросы по этим частям материала, приведите доступное для них сравнение. А если причина в индивидуальных особенностях обучающегося, то старайтесь, не прерывая изложения, организовать его внимание: остановите на нем взгляд, привлеките интонацией голоса, задайте вопрос по излагаемому материалу, повторите его отдельные положения в другой форме и т.п. Излагая материал, старайтесь сами не отвлекаться. Прерывайте изложение только в том случае, если требуют того важные обстоятельства, необходимость; сделайте по этому поводу ремарку. Постоянно соотносите содержание материала с отведенным для него лимитом времени. Заканчивая лекцию, не следует задерживать слушателей ни на минуту. Правильное распределение материала по времени и своевременное окончание — свидетельство мастерства лектора. Лекция должна быть построена и изложена так, чтобы после нее слушатель стремился расширить и углубить свои знания путем изучения учебников и другой литературы. Популяризация литературы, относящейся к излагаемому предмету, -одна из важнейших обязанностей преподавателя. При этом можно формально указать литературу, а можно и этот элемент обучения сделать глубоко поучительным. Преподаватель в лекции должен указывать книги и журнальные статьи, подсказывать вопросы для углубленного изучения курса и научных исследований, всячески развивать и поощрять инициативу и любознательность слушателей, приучая их к самостоятельному творчеству. В современных условиях для достижения большего эффекта лекции немалое значение имеет применениесредств наглядности.Непосредственное восприятие предмета или его изображения является первоначальным и наиболее простым способом познания. Опыт свидетельствует, что мел, доска и иллюстрации сегодня все еще являются той основой, на которой строится лекционный этап обучения в вузе. Эти средства позволяют образно и наглядно представить слушателям самую важную часть учебного материала, в определенной степени облегчая его восприятие. Более того, классная доска на лекции выступает как первое и основное средство наглядности, незаменимое пока никакими другими. Однако писать на доске — искусство, и чтобы стать мастером, нужно этим искусством овладеть, для чего важно: ♦ запись на доске производить последовательно: сверху вниз, сначала ♦ писать разборчиво, знаками среднего размера и не слишком быстро; ♦ не загораживать собой написанное на доске; ♦ занимать последовательно область доски формулами и чертежами, ♦ написанное стирать только после того, как вся площадь использована и можно вернуться на первую часть доски, оставляя нестертой вторую и третью части; ♦ особенно тщательно надо выполнять поясняющие рисунки и чертежи. Не всегда можно рассчитывать на опытность и находчивость при размещении записи на доске, а потому лучше всего заранее подумать об этом. Ничто так угнетающе не действует на слушателей, как бессистемная запись на доске. При выполнении чертежей преподаватель должен по возможности стоять боком к доске и к аудитории, показывая слушателям, как строится чертеж. Важнее всего для слушателя следить за построением рисунка. Одновременно с выполнением записи лектор дает необходимые пояснения. Поэтому ошибаются те преподаватели, которые при выполнении чертежей на доске молчат и стоят спиной к аудитории, закрывая чертеж от слушателей, в стремлении к его точности и красоте. Лучше, если чертеж будет не только красив, но и понятен. Важным средством повышения наглядности лекции является использование не только аудиальных (воспринимаемых на слух), но и визуальных (воспринимаемых зрительно) наглядных материалов. Повышение эффективности усвоения материала происходит за счет активизации одновременно нескольких рецепторов. И оно особенно значительно, когда наглядность демонстрируется с помощью технических и компьютерных средств. Это позволяет преподносить материал крупным, планом и в динамике. Плакаты, модели, диафильмы и другие наглядные пособия должны При использовании плакатов на лекции следует учитывать ряд выработанных практикой рекомендаций: ♦ плакат вывешивать (открывать для обозрения) желательно в тот момент, когда идет изложение материала, непосредственно связанной» ♦ на двухчасовой лекции целесообразно использовать не более 4—6 плакатов, при этом их распределение по времени в ходе лекции должно быть по возможности равномерным; ♦ использованные плакаты какое-то время остаются вывешенными, так как в них может возникнуть потребность либо у лектора, либо у слушателей. Снимать их следует в тот момент, когда надобность в них миновала. Диафильмы, диапозитивы и другие аудиовизуальные и компьютерные средства должны соответствовать основному замыслу лекции. Объем материала, выносимого на один кадр, не может быть большим. Он должен быть простым и доходчивым: одна несложная схема или диаграмма, один небольшой ряд цифр, не более 7-10 строк текста, и т.п. Всегда надо помнить, что лучше использовать на лекции на один кадр больше, чем, уменьшив количество кадров, сделать их трудночитаемыми и лишить наглядности. Простота и доходчивость каждого кадра - важнейшее качество диафильма. Современные средства оперативной полиграфии, имеющиеся сейчас в каждом вузе,, позволяют часть иллюстративного материала выдавать обучающимся в виде раздаточного материала для вклеивания в рабочие тетради. Такой материал облегчает труд и экономит время преподавателя и слушателей (соответственно при чтении и конспектировании лекций), так как отпадает необходимость в создании ряда рисунков, а их обсуждение ведется с использованием этого материала. Кроме того, раздаточный материал облегчает самоподготовку обучающихся, исключает ошибки в конспектирований лекции, возникающие часто при зарисовке учебного материала с доски, особенно при чтении лекций на больших потоках. В числе средств наглядности, используемых в лекции, особое место занимают средства словесно-образной наглядности. Основное средство лектора — слово, основной метод воздействия — убеждение. Но чтобы убедить слушателей, надо овладеть их вниманием, а овладеть им можно, только воздействуя на чувства и сознание. Невыразительный язык может сделать речь неубедительной, скучной. Таким образом, важным средством словесной наглядности педагога является выразительная, образная речь с использованием таких методических приемов, как сравнение, риторические вопросы, персонификации, метафоры, аллегории, ирония, гипербола, а также афоризмы, пословицы, поговорки. В создании словесно-образной наглядности большая роль принадлежит интонации, мимике и жестам. По мнению американского психолога Ф. Сьюда, при разговоре людей значимость слов составляет лишь 7%, интонация говорящего — 38%, а на жесты и мимику приходится 55%. Одно движение или выражение лица иногда могут полностью изменить смысл произнесенных слов. Владеть средствами выразительности лектору просто необходимо. Порядок и темп изложения учебного материала должны способствовать студентам в конспектировании лекции. Специалисты в области дидактики приходят к мнению, что ведение конспекта обязательно для всех обучающихся, так как при этом они активно, а не созерцательно, изучают материал. Научить слушателей вести конспект — задача преподавателя. У каждого слушателя в итоге вырабатывается своя манера конспектировать, и каждый понимает, что лучще всего иметь свой конспект, а не читать другие. Слушателям необходимо рекомендовать оставлять в конспекте мес- Для обеспечения необходимой полноты и скорости конспектирования Заключительная часть лекцииимеет следующую структуру: ♦ лектор напоминает тему и цель занятия; ♦ излагает опорные точки по материалу первого вопроса и в качестве ♦ аналогично делается заключение по всем вопросам занятия; ♦ лектор подводит краткий итог всей темы и отвечает на вопросы. Фактически заключительная часть становится конспективным изложением материала всего занятия, в ней особое внимание обращается на логическую увязку материала и выделение опорных точек (ключевых понятий), Я В ходе лекции нужно все время помнить, что показатель активности Преподаватель должен всячески развивать активность слушателей на Во всех случаях отсутствие вопросов - сигнал тревожный, свидетель- В конце непременно должно остаться время для вопросов. Вопросы, Я получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать Я и изучать. Мало дать на вопрос обстоятельный и обоснованный ответ, после лекции надо подумать над тем, почему задан такой вопрос и уже потом внести необходимые изменения и дополнения в лекцию. Работа после лекции. Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует ее сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как ее приняла аудитория. Он помнит, какие ее части и разделы слушались с интересом, в каких местах вниман<
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |