Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Двенадцатая директива – «не чувствуй себя хорошо»



2015-11-27 664 Обсуждений (0)
Двенадцатая директива – «не чувствуй себя хорошо» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. «Несмотря на то, что у моего сына (дочери) мало времени, он(а) все успевает».

2. «Несмотря на то, что у него(нее) была высокая температура, он(а) выучил(а) все стихотворение».

3. «Несмотря на то, что он(а) много пропустил(а) занятий, он(а) получает высокие отметки».

Эта директива передается родителями, говорящими в присутствии ребенка: «несмотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную на 5» или «хоть он у меня и слабенький, но сам вскопал целую грядку».

Родительский мотив – желание развить в ребенке чувство своей значимости.

Человек, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия. Такой человек всегда будет обозначать свои качества, возвышающие его над остальными.

Всем известны сотрудники, которые на работе постоянно жалуются на головную боль, а когда им предлагают идти домой, упрямо остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл этого поведения такой – «вам должно быть стыдно: ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы».

Последствия такого поведения могут быть печальными, ведь эти люди не симулируют болезнь, а используют реальное заболевание для получения психологической выгоды. В результате их состояние, естественно, ухудшается. Постепенно история жизни таких людей трансформируется в историю болезни.

В этом случае следует задуматься: «а стоит ли игра свеч?». Ведь самое ценное в жизни человека – здоровье. И даже самым близким мы нужны здоровыми и радостными.


Урок бабочки. Притча.

 

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Не так ли и мы, как тот прохожий в притче, хотим помочь своим детям, а на деле «вбиваем» им в голову собственные комплексы, сформированные во многом директивами, полученными от наших родителей (а теми – от своих), не понимая, что лишаем их свободы набрать сил (опыта), «расправить свои крылышки» и… полететь?


Таблица негативных установок и их последствий

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Установка Фразы, создающие установку Последствия
«Не живи» «Не живи своей жизнью, живи моей» «Если бы ты не родился, мама бы стала известной актрисой…» «Уйди с глаз моих…» «Встань в угол, и чтоб я тебя не видела» «Сколько же трудностей мы перенесли, когда ты родился…» «Эх, чтоб тебя…» Стремление к саморазрушению, в том числе к зависимостям. Нежелание слушать родителей: «Если не услышу, то можно жить…»
«Не чувствуй» Не прислушивайся к сигналам своего тела и души: - Чего дрожишь, не холодно же. - Не плачь. - Ешь. Я лучше знаю, что ты хочешь Черствость, в том числе по отношению к родителям. Ожирение. Запущенные болезни
«Не будь ребенком» «Пора тебе быть самостоятельнее…» «Быстрее расти – будешь мне помогать…» «Ведешь себя как маленький…» Неумение вести себя спонтанно
«Не расти» «Побудь немножко маленьким» «Эх, не расти…» Несамостоятельность в принятии решений. Передоверяет свою жизнь родителям
«Не думай» «Не твоего ума дело!» «Не умничай» «Больше дела – меньше слов» «Не думай об этом…» «Это не твои проблемы…» Принижает мыслительные способности ребенка. Во взрослой жизни действует необдуманно, не позволяя себе подумать
«Не достигай успеха» «Высоко взлетишь – больно будет падать» Взрослый человек не может завершить начатое. Лопаются важные проекты, в которые он вкладывается. Заболевает в самый ответственный момент. Бессознательное запрещает ему высовываться
«Не будь лидером» «Не высовывайся», «Не лезь на рожон» Взрослый человек не может сделать карьеру, потому что боится любой ответственности и самостоятельности в принятии решений
«Не доверяй» «Не верь кому попало» «Нельзя быть таким доверчивым» «Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» Во взрослом возрасте трудности в эмоциональных и сексуальных отношениях. Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги
«Не делай» «Не катайся на роликах», «Не трогай кошку – поцарапает» «Не лезь туда – упадешь» «Сначала спроси у старших…» Неумение самостоятельно принимать решения. Трудности в начале каждого дела. Страх провала
«Не будь самим собой» «Будь похожим на…» «А вот Танечка/Петечка лучше рисуют» «А какая хорошенькая девочка из тебя бы получилась…» Для таких людей чужое всегда лучше своего. Зависть. Несамостоятельность. Комплексы неполноценности и превосходства
«Не чувствуй себя хорошо» Похвалы во время болезни за незначительные поступки Болезнь – хорошо, потому что позволяет чувствовать себя хорошим
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!» «Эх, трудная штука – жизнь» Безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм
«Никого не бойся» «Никому не уступай, всем давай сдачу!» Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности
«Не ори» «Не кричи», «Не шуми» Эмоциональный застой. Неумение выражать эмоции, в том числе неудовлетворенность. Неумение защищаться, бороться

 


Приложение 19

Бэби-блюз

Некоторые женщины на 2-4 дни после родов испытывают состояние острой грусти, необъяснимой тоски, усталости, желание расплакаться и ничего не делать – все это симптомы так называемого «бэби-блюза». Продолжается он в среднем дня два и часто проходит сам по себе уже к возвращению домой. «Бэби-блюз» стоит отличать от постродовой депрессии, которая встречается довольно редко.

«Бэби-блюзы» связаны со многими факторами, как физиологическими (резкое изменение уровня гормонов: после родов «гормональная фабрика» плаценты прекращает свою работу, и у женщины резко падает уровень эстрогена, прогестерона и эндорфинов, что провоцирует «сбой» в настроении), так и психологическими, поскольку молодая мама сталкивается со множеством новых проблем, впечатлений и эмоций и невольно боится «не справиться» со своими новыми обязанностями.

Для многих, особенно родивших своего первенца, женщин, этот период связан с переходом к настоящей «взрослой» жизни. Только-только она была «сама по себе», дочкой своих родителей, а теперь и уже навсегда она мама и должна нести ответственность за это маленькое чудо, которое к тому же, может быть, оказалось совсем не таким розовеньким и хорошеньким, каким она его себе рисовала в мечтах во время беременности. Да, жизнь изменилась, и ностальгия по прежней «легкости» вполне нормальна в эти дни. Очень скоро она почувствует новые радости, новые эмоции, которые с лихвой «перевесят» все те хлопоты и неприятности, так отягощавшие первые дни после родов.

Не стоит ожидать и мгновенного появления «всепоглощающей материнской любви» – женщина сильно устала после родов, и организм приспосабливается к новым условиям.

Что делать? Как преодолеть состояние «бэби-блюзов» и тем более послеродовой депрессии? Вот несколько рекомендаций.

1. Не прячьте в себе это настроение, не пытайтесь его «подавить»: напротив, рассказывайте о своих печалях и заботах, делитесь с близкими, соседками по палате, медсестрой – такое состояние будет понятно и знакомо многим. Психологи рекомендуют «проговаривать» свои проблемы, и чем больше раз вы это сделаете, тем легче станет на душе.

2. Помощь мужа. Вспомните, какой он у вас замечательный; даже если он делает что-то не так, чем-то вас безмерно раздражает, представьте себе, что этот самый близкий вам человек тоже испытывает шок от возложенной на него ответственности и трудностей. Если вам надо отдохнуть – нужно попросить о помощи.

3. Не бойтесь прибегнуть к совету профессионала – ваш лечащий врач, гинеколог, акушерка и тем более психолог наверняка в курсе таких проблем и смогут вам помочь.

4. Не дожидайтесь, когда усталость и грусть-тоска возьмут над вами верх: нет ничего зазорного, попросить помощи у бабушек-дедушек, а возможно, и прибегнуть к услугам няни. Усталость только усиливает состояние паники и бессилия. Отдыхайте, старайтесь достаточно спать и сбалансировано питаться. Все войдет в свою колею; обнимая своего малыша, вы снова обретете уверенность в себе и душевный покой.

5. Усталое бледное лицо, круги под глазами, грустный взгляд – такое отражение в зеркале не придаст бодрости никому, и уж конечно, женщине в период «бэби-блюзов». Витаминная маска, тональный крем, немного косметики – и жизнь обретет больше красок.

6. Не забывайте об еще одном вашем союзнике. Это магний. Магний играет особенно важную роль в сглаживании стресса, уменьшении состояния усталости. Ешьте побольше бананов, шпината, гречневой крупы, орехов, семечек и шоколада. Немного черного шоколада вам не помешает, если, конечно, при грудном вскармливании у вашего малыша нет на него аллергии.

7. Двигайтесь! Движение – это жизнь.


Приложение 20

Базовые факторы полноценного развития ребенка после рождения[41]

 

Мир матери – это первое, что ребенок встречает в этой жизни. От того, будет ли этот мир равнодушен к малышу, тревожен или спокоен, дружелюбен и ласков, зависит, как сложатся дальнейшие отношения матери и ребенка, будет ли малыш чувствовать себя в жизни защищенным или одиноким, будет ли он уверен в себе и насколько.

Для реализации врожденных потенциальных возможностей, заложенных в ребенке, необходимы соответствующие окружающие условия. При отсутствии благоприятных условий самые богатые задатки не получат возможности проявиться. У малыша в этот период уже есть так называемые базовые психологические потребности, которые требуют удовлетворения: потребность в безопасности (защищенности), привязанности (первичная привязанность к матери, эмоциональная связь), впечатлениях (стимулах для развития), комфорте (надлежащем уходе).

 

Психологические аспекты грудного вскармливания

Следующие за родами 1,5 суток не менее важны для матери и ребенка, чем само рождение. Они считаются сенситивным периодом для развития взаимосвязи мать-дитя и предполагают непрерывный контакт, насыщенный достаточно интенсивной деятельностью матери: бдительным вниманием, обеспечением физического комфорта и поддержанием благополучного эмоционального состояния ребенка за счет самого присутствия мамы, ее «чувственного мира».

Для полноценного развития ребенка чрезвычайно большое значение имеет грудное вскармливание: это контакт с мамой, привычные запахи и вкусы, телесный комфорт, удовлетворение рефлекса сосания, чувство безопасности, источник пищи и жизни, становление всех функций организма, становление и развитие иммунной, нервной и эндокринной систем.

Меньше всего первые кормления связаны с удовлетворением пищевой потребности. Небольшое количество молозива необходимо главным образом для поддержания иммунной системы ребенка. Чувства, испытываемые матерью при кормлении ребенка грудью, передаются ему гормонально, через телесный контакт, сердцебиение, взгляд, интонацию голоса. Ни один даже самый лучший заменитель молока не несет в себе информацию о любви и нежности.

Грудное вскармливание – это продолжение связи, которая во время беременности осуществлялась между матерью и младенцем через пуповину. Молоко матери имеет вкус, подобный вкусу околоплодных вод, которые плод заглатывал с 16-й недели внутриутробного развития. Секрет, выделяемый железами околососкового кружка материнской груди, имеет запах, подобный запаху околоплодной жидкости. Поскольку малыш сохраняет внутриутробную привычку очень часто сосать (свой палец) и помнит вкус плодных вод, частое прикладывание к груди позволяет ему сохранить и применить эти привычки в другом качестве. Кроме этого, во время грудного кормления его все время окружают запахи матери, что является для новорожденного гарантом надежности. К 6-му дню неонатальной жизни дети узнают запах молока своей матери и предпочитают его запаху молока другой женщины.

Помимо источника пищи и привычных ощущений грудное вскармливание является основой и истоком взаимоотношений младенца с объектами внешнего мира. Первый объект, с которым после появления на свет новорожденный вступает в контакт, – это материнская грудь. Первое прикладывание новорожденного к груди матери – это начало взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому самое важное в кормлении – это не только кормление, но и контакт матери и ребенка что называется «кожа к коже».

Очень важно, чтобы ребенок прикладывался к груди, как только захочет, и сосал столько времени, сколько он хочет, т.е. предпочтительно кормление по требованию. Прикладывание к груди является полноценным средством для компенсации стрессов ребенка. Если малыш расплакался от боли или страха, мать дает ему грудь, и он очень скоро успокаивается, забыв о своем горе.

За счет грудного вскармливания дети реализуют и потребность в сосании. Помимо этого малыши сосут свои пальчики и кулачки. Это невинное детское занятие часто считается дурной привычкой, которую необходимо искоренить. Сосание рук – это внутриутробная привычка младенца, которая постепенно угасает за счет продолжительных и частых прикладываний к материнской груди. Преувеличенное сосание рук встречается у детей при неудовлетворенности кормлением грудью и плохом уходе. Если базовые нужды ребенка не удовлетворяются или удовлетворяются неполно, то он пытается активным сосанием достичь ощущения комфорта и таким образом компенсировать свои негативные переживания.

Множество вопросов, возникающих у только что родивших мам на тему грудного вскармливания, вполне разрешимы. Всегда готов помочь медицинский персонал родильного дома, а в последующем участковый врач и медсестра.

Независимо от того, кормит женщина грудью или из бутылочки, во время кормления лицо ребенка должно быть обращено к груди матери; голова и туловище ребенка должны находиться на одном уровне (на прямой линии); туловище ребенка должно быть прижато к телу матери; мать должна поддерживать ребенка снизу (если он новорожденный).

Для матери первые кормления грудью также выполняют несколько функций. Отхождение молока в процессе кормления сопровождается образованием пролактина и окситоцина, которые стимулируют сокращения матки и выработку эндорфинов, способствующих переживанию матерью удовольствия от акта кормления.

Трудно сказать, что здесь важнее. Стимуляция грудных желез помогает выработке молока, стабилизации физиологических и эмоциональных состояний, образованию психологической взаимосвязи с ребенком.

 

Потребность во впечатлениях и общении

Потребность ребенка во впечатлениях не менее важна, чем остальные базовые психологические потребности.

Стимуляция органов чувств в период новорожденности помогает им быстро развиваться для того, чтобы ребенок мог полнее и богаче ощущать окружающий мир. Чтобы развитие ребенка протекало в норме, мать должна общаться с ним, сопровождая свои действия словами, начиная с первых дней его жизни. Новорожденному ребенку необходим постоянный контакт с мамой: лицо, руки и голос матери не только успокаивают малыша, но и служат первыми стимулами для развития зрения и слуха. Важно во время бодрствования ребенка как можно больше разговаривать с ним, улыбаться ему, петь песенки.

Все в матери и ребенке приспособлено для их общения: фокусное расстояние глаз новорожденного, соответствующее расстоянию между его глазами и глазами матери во время кормления, немигающий взгляд младенца, его способность выделять лица, и не просто лица, а говорящие лица, а также его удивительная способность к имитации. Таким образом, общаясь с матерью, он подражает ей и уже на этом этапе усваивает законы общения (соотнесение мимики и интонации) и чувство сопричастности. Отклик матери кормлением не только на голод, но также на беспокойство и тревогу создают для ребенка ту атмосферу любви и защищенности, без которых невозможно полноценное развитие его интеллекта и психики. Именно у груди и на руках у матери осуществляется постепенное усложнение форм общения, углубление психологической взаимосвязи, любви и поддержки в познании. В норме малыш должен хотеть общения с матерью и требовать его доступными ему способами, т.е. кряхтением, криком.

Со второй недели жизни необходимо выкладывать ребенка на животик, при этом он учится приподнимать и поворачивать голову.

Манеж или кроватка-манеж должна быть снабжена игрушками для развития ребенка. На 3-4 неделе жизни следует подобрать несколько крупных шариков и погремушек красного, оранжевого и желтого цвета и подвесить их над кроваткой на расстоянии 40-50 см от груди малыша. Как подсказывает опыт, самые лучшие игрушки могут быть сделаны мамой из чистых, хорошо обработанных подручных материалов. Важно, чтобы они были разнообразны по форме, размеру, материалу и безопасны.

Нельзя забывать, что осязание – первый язык, доступный ребенку. Поэтому во время бодрствования ручки малыша должны быть свободными, чтобы он мог беспрепятственно прикасаться и ощущать окружающие его поверхности. А прикосновения взрослого должны нести ему сообщение: «Ты любим», «С тобой все в порядке».

 

Укачивание

Раньше считалось, что укачивание – это дурная привычка, которую не стоит поддерживать. Укачивание – это физиологическая потребность, удовлетворение которой необходимо для полноценного развития вестибулярного аппарата младенца. Во время беременности мать постоянно качала ребенка в ритм своих шагов, обеспечивая развитие его органа равновесия. После рождения малыш тоже нуждается в развитии вестибулярного аппарата. Ношение младенцев на руках и укачивание – это необходимые действия взрослых, обеспечивающие полноценное развитие нервной системы и вестибулярного аппарата ребенка. Следует отметить, что размеренное укачивание младенца на руках оказывает положительный эффект и на нервную систему матери. Ритмичные движения успокаивают и расслабляют женщину, создают у нее ощущение комфорта и улучшают сон.

К тому же ношение ребенка на руках – холдинг – необходим еще и потому, что наиболее полно обеспечивает физический контакт с матерью, а следовательно, и ежедневную физиологическую норму тактильной стимуляции кожи ребенка. Это влияет на развитие осязания.

Осуществляя холдинг или нянчась с младенцем, очень важно делать это правильно. От умения мамы держать малыша на руках, от ее ловкости и уверенности зависит его самочувствие. Держа ребенка на руках, необходимо поддерживать его голову. Это очень важно, т.к. ребенок воспринимает себя целостно, не отделяя голову, тело, ноги, руки. Эту целостность самовосприятия ребенка необходимо поддерживать и ради психического здоровья малыша. Этот навык женщина приобретает в процессе обучения и практики общения с ребенком. В своих статьях Д.Винникот неоднократно отмечал, что ребенок, которого достаточно хорошо держат на руках, отличается от ребенка, которого держат неудовлетворительно.

 

Сон новорожденного

В отличие от сна взрослого человека у новорожденного фаза глубокого медленного сна наступает не сразу после засыпания, а лишь через 20-30 минут. Кроме того, глубокий сон младенца длится не более 1 часа, а затем он вновь сменяется быстрым сном и веки малыша начинают двигаться, он меняет позу, вздрагивает, на его лице меняются гримасы – то он улыбается, то вдруг нахмурится, то всхлипнет, и его губы искривятся в гримасе скорби.

У младенцев циклы медленного сна значительно короче, а циклы быстрого поверхностного сна продолжительнее, поэтому их сон вдвое более чуток, чем у взрослых, и они быстро пробуждаются, если начинают испытывать дискомфорт. Если у малышей нарушен психоэмоциональный контакт с матерью или они испытывают неудовлетворенность окружением, они вообще с большим трудом погружаются в глубокий сон, их мозг все время находится в возбужденном состоянии. В этом случае мы можем говорить о беспокойном сне ребенка, который представляет собой непрерывный поверхностный сон.

Эти особенности сна новорожденного, его склонность к частым пробуждениям в первые месяцы жизни объясняется тем, что в это время их ночные потребности особенно остры, а сами они удовлетворять их еще не в состоянии. Например, малыш замерз, или проголодался, или срыгнул и захлебнулся, или у него что-то произошло с дыханием, или забился нос, или у него возникла необходимость в мочеиспускании, конечно, он должен быть способен быстро пробуждаться, чтобы вовремя позвать на помощь и избежать проблем. Помимо защитной функции поверхностный сон полезен для развития головного мозга ребенка.

По мере роста ребенка периоды глубокого сна удлиняются, а поверхностного – укорачиваются. Таким образом, дети погружаются в глубокий сон быстрее, а частота пробуждений становится меньше. Постепенно сон малышей становится зрелым. Родители должны знать заранее об особенностях сна новорожденных и запастись терпением. Родителям нужно быть готовыми к ночным пробуждениям, чтобы сэкономить моральные и физические силы.

Правила, позволяющие сделать сон малыша более комфортным

Помещение следует проветривать перед тем, как ребенок укладывается спать.

В помещении, где спит ребенок, не должно быть сквозняков и любого движения воздуха; малыши чувствуют себя комфортно, когда они спят в тепле и утыкаются носиком в теплую мамину грудь или подушку.

Под подушкой подразумевается либо сложенная в несколько раз плотная фланелевая пеленка, либо сшитая плоская думка, но никак не высокая перьевая подушка.

Новорожденный и грудной ребенок лучше всего засыпает под гру­дью, лежа с матерью в постели или у нее на руках, когда она слегка укачивает его, поскольку сосание и ритмичное покачивание вызывают у него успокоенность, сонливость и способствуют засыпанию.

Если малыш заснул на руках, то прежде чем перекладывать его в коляску или кровать, необходимо дождаться погружения в глубокий сон. Стадия глубокого сна наступает примерно через 20-30 минут от момента засыпания и характеризуется полным расслаблением ребенка. Матери следует набраться терпения и дождаться момента, когда ребенок заснет глубоко, а не торопиться перекладывать его.

Новорожденные во время раздельного с матерью сна любят спать спеленутыми. Это имитирует внутриматочное комфортное состояние и препятствует пробуждению во время резких движений младенца.

Во время сна ребенка не должно присутствовать громких звуков. Малыш может не реагировать на громкие звуки, поскольку в матке было гораздо более шумно, но звуки влияют на развитие его нервной системы не в лучшую сторону. Это может закончиться тем, что малыш в конце концов будет бояться громких звуков, или, напротив, будет отказываться спать в тишине.

 

Гигиена среды новорожденного

В комнате, где находится малыш, температура воздуха должна быть +20 – +22 градуса по Цельсию. Кроватка малыша должна быть хорошо проветриваемой. Пучок дневного света должен быть направлен с разных сторон (слева и справа). Если нет возможности поменять в комнате расположение кроватки, надо периодически менять положение ребенка.


Приложение 21

Архитекторы семьи[42]

С одной стороны, семья – это живой организм, развивающийся во времени. С другой, это система со своими характеристиками и функциями. И как организм, и как система, семья не является чем-то статичным. С одной стороны, она стремится к равновесию (гомеостазу), к тому, что мы называем стабильностью. С другой, семья постоянно сталкивается с изменениями, происходящими как во внешнем мире, так и внутри ее самой, которые расшатывают это равновесие. Примером изменений, на которые реагирует семейная система, может служить как глобальный банковский кризис, так и поступление ребенка в первый класс. При этом нарушение равновесия сменяется периодами стабильности. Нарушение равновесия или, говоря другими словами, кризис, может привести к тому, что семья либо реагирует на изменения и переходит на новый этап, на котором у нее возникают новые задачи, либо распадается, если члены семьи не готовы к изменениям. Для решения новых задач от членов семьи могут потребоваться новые знания, новые навыки и заключение новых договоренностей.

Разные ученые выделяют разные этапы (стадии) в жизни семьи. Е. Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1.Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

В этой и любых других моделях вы увидите, что ожидание и рождение ребенка – важнейший этап в жизни каждой семьи, который меняет ее жизнь, а соответственно и образ жизни ее членов, добавляя к их супружеским ролям новые роли – родительские. С новыми ролями возникают и новые задачи.

На первом этапе – этапе образования пар – два человека, имеющие разный стиль жизни и разные устремления, вынуждены как-то примирить их, создать мир собственной семьи со своими границами, которые с одной стороны, будут оберегать их интимное пространство, а с другой, будут определять отношения с родителями, сослуживцами, соседями и прочими людьми, не входящими в эту конкретную пару-семью. Новая пара-семья должна научиться преодолевать конфликты, которые возникают, когда два разных человека создают новое целое, – будь то вопрос о том, надо ли закрывать окно в спальне на ночь, или разногласия по поводу семейного бюджета. Выработать продуктивные способы поведения и разрешения конфликтов – важнейшая сторона этого периода.

Самим молодоженам приходится изменять правила, которые удовлетворяли каждого супруга в отдельности. И это часто может ощущаться молодыми супругами как отказ от части своей индивидуальности.

Подобный переход на новый уровень сложности отношений почти всегда болезнен для членов семьи. Именно поэтому говорят, что семейная жизнь – это непрекращающаяся работа. Однако если семье удалось выжить в столь непростых условиях, она переходит на новый уровень развития и обстановка в ней стабилизируется вплоть до грядущих изменений.

Второй этап начинается с беременностью жены и рождением первого малыша. Если представить обоих супругов в виде двух кругов, а их взаимодействие стрелками, то видно, что с появлением нового члена семьи их «линейные» взаимодействия становятся «треугольными».

И если раньше они общались только в рамках пары «муж – жена», то теперь им предстоит общаться как «муж – жена», «мать – ребенок», «отец – ребенок». Т.е. отношения усложняются, от супругов требуется овладение новыми ролями. От успешности освоения роли родителей зависит благополучие и стабильность семьи на новой стадии развития – семья с маленькими детьми.

Если супруги не успели выработать правила и способы отношений в супружеской подсистеме, не научились разговаривать и договариваться друг с другом, то может возникнуть опасность наслоения проблем, связанных с приходом в семью нового ее члена, к тому же требующего в прямом смысле неусыпного внимания и заботы со стороны родителей.

Поэтому стоит воспринимать период беременности как возможность еще и разрешить проблемные вопросы, которые возникают в вашей паре каждый день.

Во втором и третьем триместре беременности эмоциональное состояние беременной женщины приобретает огромное значение. Опасны для благополучного развития малыша длительные стрессы. Вспомните, как на стресс реагирует организм взрослого человека, а теперь представьте внутриутробного ребенка, у которого нет еще никаких защитных механизмов. На этом этапе очень много зависит от окружения женщины, от ее семьи и в первую очередь от будущего отца, так как ребенок чувствует окружение матери опосредованно, через ее переживания. Поэтому отец наравне с матерью несет ответственность за успешное вынашивание беременности и рождение здорового малыша.

С началом шевеления ребенка женщина чувствует особое с ним единение, которое продлится и после рождения малыша. В связи с этим у супруга может возникнуть ощущение покинутости, одиночества, недостатка внимания. В этот момент важно прояснить задачи каждого из супругов и пары в целом: мать должна выносить и буквально, поставить на ноги ребенка, с которым находится в симбиотическом единстве; отец выполняет задачи добытчика и защитника, т.е. заботится о благосостоянии семьи и ее безопасности. В целом уже на этапе ожидания ребенка супруги могут общаться с ним, прикасаясь к животу (гаптономия) и получая ответные сигналы (толчки) от ребенка. Это возможность использовать свой супружеский ресурс (ресурс пары) для того, чтобы подготовиться к принятию новорожденного.

И до, и после рождения ребенка нельзя забывать о времени, уделяемом друг другу. Выделите свободный час-другой и используйте для того, чтобы посветить партнера в различные спектры переживаемых чувств и ощущений и выслушать его.

Супружеские отношения в первую очередь влияют на характер семейного гомеостаза. Это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Можно сказать, что супруги являются "архитекторами" семьи.

Поразительным было наблюдение семейного психотерапевта В. Сатир: когда родители близки друг к другу, эмоционально уделяют больше времени друг другу, чем непослушному ребенку, то эмоциональное состояние, а следовательно, поведение ребенка улучшается. Когда любой из родителей становится эмоционально ближе и теснее связан с ребенком, чем с супругом, то состояние, а следовательно, поведение ребенка немедленно и автоматически ухудшается. Это можно рассматривать как бессознательное желание ребенка сблизить родителей любыми способами, так как для него это вопрос психологического комфорта и безопасности. Таким образом, затрудненные супружеские отношения порождают расстройство в воспитании детей.

Когда между родителями есть эмоциональная близость, то они не могут выбрать неправильный подход к воспитанию ребенка. Он хорошо реагирует на твердость, мягкость, наказание, «разговоры начистоту» или на любые другие воспитательные меры.

Когда родители «эмоционально разведены», любая и всякая воспитательная мера не приносит успеха.

Появление ребенка, даже желанного, предъявляет родителям серьезные требования. Ребенок полностью меняет прежний ритм жизни родителей и отнимает то время, которое они раньше посвящали друг другу. Те супруги, которые еще до рождения малыша смогли установить спокойные, здоровые отношения, легче справляются с этими требованиями. А родителей, которые еще не сумели этого сделать, такие перемены приводят в полную растерянность, и ребенок становится причиной их стресса.

В. Сатир дает молодым родителям несколько советов, что надо делать, когда возникают стрессы.

1. Доверьте ненадолго кому-нибудь из близких вашего малыша и найдите спокойное место вне дома, где вы могли бы прямо и откровенно поговорить друг с другом. Поделитесь тем, что чувствует каждый из вас, расскажите о всех своих обидах и разочарованиях, чувстве беспомощности и страха. Время после рождения ребенка может оказаться особенно тяжелым для отцов, не имеющих такой близкой связи с ребенком, как мать. Отцу тоже хочется чувствовать, что он нужен и полезен. И женщина, играющая главную роль в этой ситуации, должна предоставить ему место рядом.

2. Скажите, как вы нужны друг другу, чего ждете от партнера. Это может заставить вас пересмотреть отношение к себе и к супругу и даст вам силы для дальнейшей совместной жизни.

После такой откровенной беседы постарайтесь ежедневно выделять время для обсуждения своих проблем и на каждую неделю намечайте какое-нибудь интересное мероприятие для вас двоих. Это будет способствовать налаживанию более гармоничных отношений.

Другая трудность, которая может возникнуть в этот период, – это страх потерять собственную независимость и самостоятельность: «Когда же у меня будет хоть немного времени для себя?» Такой вопрос часто задают себе молодые мамы. Выскажите свои пожелания и попросите помощи у супруга (а позже и у других членов семьи). Возможно, положение изменится, как только вы обсу­дите этот вопрос и сможете вместе спланировать свое время.

Многие воспринимают кризисную ситуацию, связанную с рождением ребенка, как тест на выносливость.

Я предлагаю вам посмотреть на нее как на задачу, требующую решения: как двоим любящим людям направить свою энергию на сотрудничество, на благо каждого, в интересах друг друга и своих детей?

В каждой паре три составляющие: ты, я и мы; каждая суще­ственна, каждая живет своей собственной жизнью, каждая создает условия для другой. Так, «я создаю условия для тебя, ты создаешь условия для меня, и мы вместе создаем условия друг для друга».

Ваш собственный здравый смысл – отличный источник новых идей и решений.

Но помните, невозможно, чтобы двое чувствовали себя совершенно одинаково в одно и то же время. И если мы будем требовать от других, чтобы они хотели того же, что и мы, поступали так, как желаем мы, то возникает угроза серьезных конфликтов. Если мы вникнем в то, чего хотят другие, расскажем о своих желаниях и постараемся вместе достигнуть договоренности, принимая во внимание реальное положение каждого, то в результате нас наверняка ждет удача.

Учитесь просить о помощи, договариваться об уступках и просить прощения.

Учитесь говорить о том, что каждый из вас чувствует в данный конкретный момент.

Учитесь общаться, открыто и искренне выражая свои чувства и желания.

Учитесь слушать и слышать, что говорит вам ваш партнер.


Приложение 22

Психологические особенности беременных женщин[43]

Предлагаю вам вспомнить о том дне, когда вы узнали о своей беременности. Стоит ли говорить, что даже те женщины, которые мечтали о появлении на свет малыша, от подобного известия приходят в смятение, испытывают страх, беспокойство, радость (одно или все явления сразу)



2015-11-27 664 Обсуждений (0)
Двенадцатая директива – «не чувствуй себя хорошо» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Двенадцатая директива – «не чувствуй себя хорошо»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)