Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Десятый месяц развития (36—40 недель)



2015-11-27 725 Обсуждений (0)
Десятый месяц развития (36—40 недель) 0.00 из 5.00 0 оценок




К исходу десятого месяца развития, а точнее к 38—40 неделе, плод является полностью зрелым, или доношенным. Все его функциональные системы готовятся к процессу рождения и адаптации к внеутробному существованию. Многие из них уже выполняют свои специфические функции. Пищеварительный тракт становится полностью проходимым, ворсинки кишечника уже сформированы, и он совершает слабые перистальтические движения, продвигая в нижние отделы первородный кал меконий. Уже функционируют железы желудка, вырабатывая пепсин, основные структуры поджелудочной железы сформированы и уже готовы подключиться к процессу пищеварения. Содержимое пищеварительной системы абсолютно стерильно. Бактерии, способствующие процессу пищеварения, начнут поселяться в ней только с момента попадания в нее молока матери.

Активно формируется аппарат сосания. Слизистая оболочка рта богата кровеносными сосудами и имеет красную окраску. После рождения ребенка и перехода к другому типу питания — грудному вскармливанию — процесс всасывания пищи начинается у него уже во рту. Жевательная мускулатура и слюнные железы развиты слабо. Но как только ребенок начинает сосать, мускулатура жевательного аппарата очень быстро укрепляется. Слюнные железы начнут функционировать лишь спустя месяц после рождения. У новорожденного есть специфические приспособления, облегчающие сосание, — это специальные валики на слизистой оболочке губ и челюстей.

К исходу десятого месяца заканчивается формирование половой системы. У девочек большие половые губы закрывают малые, а у мальчиков яички опускаются в мошонку. Иногда у мальчиков опускается одно яичко, а второе может опуститься в течение первого года жизни. Но если этого не произойдет, ребенку потребуется специальное лечение.

Происходят изменения в эндокринной системе плода. Увеличиваются надпочечники и становятся значительно больше почек. Во время родов они усиленно вырабатывают гормоны стресса: адреналин и норадреналин. Исследования показали, что в крови новорожденного этих гормонов содержится гораздо больше, чем у взрослого человека в состоянии сильнейшего стресса. Это необходимое приспособительное изменение, позволяющее плоду быть активным участником родов и помогающее ему родиться.

У плода существуют и другие «приспособления», облегчающие процесс родов. Самым главным из них является состояние костей черепа — они мягки и податливы, швы черепа не сформированы, и между ними образуются два родничка: теменной (побольше) — над лобной костью, и затылочный — в области затылка. Благодаря мягким швам и родничкам кости черепа остаются подвижными и могут менять конфигурацию во время прохождения плода по родовым путям.

Продолжается развитие нервной системы плода и его органов чувств. Плод проявляет реакцию на эмоциональные сигналы, исходящие от матери. К исходу десятого месяца плод подает матери импульс — сигнал к началу родовой деятельности, что и определяет начало родов. К концу десятого месяца длина плода становится 47—60 см, вес — 2500—5000 г. Количество околоплодных вод достигает 1—1,5 литра. Проделав колоссальный путь развития, теперь плод готов появиться на свет.


Приложение 9

 

Влияние эмоционального состояния матери на развитие плода[30]

Известно, что внешние стресс-факторы непосредственно не влияют на будущего ребенка и только беременная женщина, пропуская их через себя, допускает в той или иной степени воздействие на него этих факторов. Поэтому чрезвычайно важным является скорейшее прохождение женщиной психотравмирующих симптомов, особенно симптома принятия решения о сохранении беременности.

Помимо того, что эмоциональное состояние матери влияет на развитие психических процессов плода, испытываемые в утробе матери состояния влияют на «жизненный сценарий» («родовой сценарий») будущего ребенка (Э.Берн). «Жизненный сценарий», начиная формироваться во внутриутробном периоде развития, транслируется ребенку после рождения и к 5-6 годам, по мнению ученого, принимает почти завершенный вид.

При стрессе организм матери, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоломины, кортизон, кортизол), которые помогают женщине справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.

Необходимо заметить, что речь идет об очень сильных стрессах. Ребенок страдает от глубоких и длительных переживаний матери. Причины стрессов могут быть разными: плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения, неприязненные отношения с родителями и т.д. Единственной защитой для ребенка служит его мать. Материнская любовь способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, по мнению Э. Берна, определенным образом влияют на «жизненный сценарий» ребенка, позволяя ему расти «победителем», «счастливчиком». Очень полезно культивировать в себе состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть такого внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, к ее беременности и к ожидаемому ребенку – важнейшие факторы, формирующие у малыша ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

И те, и другие «гормоны настроения» одинаково важны для ребенка. Строго говоря, он «знакомится» со всем спектром материнских эмоций, благодаря гормонам радости, удовольствия, удовлетворения и гормонам стресса.

Жизнь подчас нарушает любую идиллическую картину, и стрессы неизбежны. Что же следует делать в этих обстоятельствах? Главное, чтобы стрессовое состояние матери не затягивалось и не превращалось в дистресс (длительное пребывание в состоянии стресса). Самое разумное – попытаться справиться с возникшей проблемой.

Объясните свое состояние ребенку так же, как вы бы объяснили состояние и его причину себе самой. Какие бы вы нашли аргументы для себя? Любящая мать разговаривает с ребенком, объясняя ему происходящее, успокаивает его. Возможно, в это время ребенок «записывает» на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно преодолеть. Таким образом закладывается основа сильного, выносливого человека.

В руках каждой женщины есть инструменты, помогающие ей бороться со стрессом. Прекрасным антидепрессантом является творчество. Многие женщины, осваивая вновь или вспоминая забытые хобби во время беременности, продолжали им заниматься и после рождения и даже превращали его в «дело жизни».

Другим средством по борьбе со стрессами могут стать приемы релаксации. При регулярном применении их в повседневной жизни, они помогают быстро расслабиться и отдохнуть, быстро засыпать, а для беременной женщины это немаловажно.


Приложение 10

Изменения, происходящие в организме женщины во время беременности[31]

 

Беременность обычно разделяют на 3 триместра, или 3 периода по 3 месяца в каждом. Делают это потому, что большинство женщин отмечает сходные изменения, происходящие с ними в течение каждого триместра.

 

Первый триместр (14 недель)

- Матка: отсутствие регулярных менструальных периодов или полное прекращение менструации из-за высокого уровня эстрогена и прогестерона. В 12-14 недель уже сформирована плацента. Матка увеличивается до размеров грейпфрута, шейка матки начинает размягчаться.

- Влагалище: утолщается и размягчается, вагинальные выделения становятся более заметными, увеличивается их количество.

- Молочные железы: могут возникнуть покалывания или болезненные ощущения из-за увеличения кровообращения в них и их роста. Около 8 недель сквозь кожу становятся заметны вены, а на соске появляются маленькие круглые возвышения – это железы, которые выделяют масло для сохранения мягкости и податливости соска.

- Мочеиспускание: растущая матка давит на мочевой пузырь и часто отмечается увеличение потребности в мочеиспускании.

- Пищеварение: может появиться тошнота и рвота. Может возникнуть изжога и расстройство желудка.

- Кожа: у многих женщин кожа светится, появляется румянец. У некоторых женщин могут появиться угри.

- Усталость: беременность вносит изменения во все системы организма, и эти изменения требуют огромных затрат физиологической и эмоциональной энергии.

Второй триместр (15-28 недель)

- Матка: расширяется и поднимается из таза в брюшную полость к 14 неделе, к 20 неделе она уже на уровне пупка. Между 16-18 неделями можно начать ощущать движения плода. Женщина может почувствовать слабые сокращения матки (схватки Бракстона–Хикса).

- Влагалище: ткани влагалища продолжают умягчаться и становиться эластичнее, подготавливаясь к прохождению ребенка во время родов.

- Таз: гормоны вызывают размягчение и расширение хрящей в суставах таза, чтобы обеспечить им дополнительную гибкость и подвижность, чтобы ребенок легче прошел через таз.

- Молочные железы: часто к 16 неделе появляется молозиво, прозрачная желтая жидкость, которая предшествует появлению молока.

- Кровообращение: к концу второго триместра объем крови увеличивается на 40-60%, и сердцу приходится прокачивать за одно сокращение больше крови. Могут появиться отеки.

- Пигментация белой линии живота: темная линия появляется вдоль белой линии живота от пупка до волосистой части лобка.

- Рубцы беременности: они появляются тогда, когда соединительные ткани кожи растягиваются до разрыва. Они могут появиться на животе, бедрах и груди.

- Маска беременности: могут появиться пигментные пятна на лице.

Третий триместр (29-40 недель)

- Матка: вырастает до 28-36 см. Схватки Бракстона-Хикса становятся сильнее и очевиднее. Шейка матки становится мягче и может начать немного истончаться и раскрываться.

- Влагалище: через него проходит больше слизи, усиливается его набухание.

- Пищеварение: под давлением растущей матки желудок и кишечник смещаются вверх и назад. Могут появиться изжога и ощущения жжения в груди. Могут быть проблемы с запорами.

- Дыхание: матка надавливает вверх на диафрагму и объем дыхания часто сокращается.

- Кровообращение: на ногах могут появиться варикозные вены.

- Мочеиспускание: потребность в мочеиспускании обычно увеличивается, особенно после опущения плода в область таза.

- Усталость: ношение дополнительного веса вызывает возвращение усталости в третьем триместре.

Профилактика:

- бессонницы: примите теплый душ, почитайте приятную книгу, сделайте упражнение для релаксации.

- боли в спине: следите за весом, не носите обувь на высоком каблуке, спите на твердом матрасе, плавайте, не стойте подолгу.

- варикозного расширения вен: чаще отдыхайте, положив ноги на возвышение, носите специальные чулки.

- изжоги: ешьте понемногу и часто, избегайте острой, жареной и жирной пищи.

- частого мочеиспускания: вечером пейте поменьше жидкости, во время мочеиспускания наклоняйтесь вперед.

- усталости, слабости: пораньше ложитесь спать, как можно чаще отдыхайте, не проводите долгое время на ногах.


Приложение 11

Погода в доме[32]

Ни для кого не секрет, что гармоничное развитие ребенка зависит от того, насколько гармонично сложились отношения между его родителями, а также его родителями и другими членами семьи (их родителями, братьями-сестрами и т.д.). Поэтому на занятиях мы поговорим не только о внутриутробном развитии ребенка, но и о семье как о системе, в которую ребенок оказывается включенным уже в момент его зачатия.

Семья, как и отдельный человек, как любой живой организм, не остается неизменной на протяжении всей своей жизни. Она проходит определенные стадии развития, которые включают периоды покоя, стабильности, гомеостаза и периоды изменений, перестроек семейной системы, так называемые кризисные периоды развития. Слово «кризис» не означает здесь чего-то болезненного или несущего риск для существования семьи. Это просто время перемен, и как любое время перемен оно связано с определенными трудностями.

Причинами изменений в жизни семьи могут стать события, происходящие как снаружи, так и внутри семейной системы. Например, влиянием извне может служить глобальный банковский кризис, а внутренним событием – поступление ребенка в первый класс. Так или иначе, оба события потребуют перестройки семейной системы, которая со временем сменится периодом покоя и стабильности. Нарушение равновесия или кризис всегда наблюдается тогда, когда внутри семьи происходят некоторые изменения, которые толкают ее к переходу на новый этап, на котором у нее возникают новые задачи, и для их решения требуются новые навыки.

Разные ученые выделяют разные этапы (стадии) в жизни семьи. E.Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1. 1.Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

В этой и любых других моделях вы увидите, что ожидание и рождение ребенка – важнейший этап в жизни каждой семьи, который меняет ее жизнь, а соответственно и образ жизни ее членов, добавляя к их супружеским ролям новые роли – родительские. С новыми ролями возникают и новые задачи.

На первом этапе – этапе образования пар – два человека, имеющие разный стиль жизни и разные устремления, вынуждены как-то примирить их, создать мир собственной семьи со своими границами, которые с одной стороны будут оберегать их интимное пространство, а с другой, будут определять отношения с родителями, сослуживцами, соседями и прочими людьми, не входящими в эту конкретную пару-семью. Новая пара-семья должна научиться преодолевать конфликты, которые возникают, когда два разных человека создают новое целое, будь-то вопрос о том, надо ли закрывать окно в спальне на ночь, или разногласия по поводу семейного бюджета. Выработать продуктивные способы поведения и разрешения конфликтов – важнейшая задача этого периода.

Самим молодоженам приходится изменять правила, которые удовлетворяли каждого супруга в отдельности. И это часто может ощущаться молодыми супругами как отказ от части своей индивидуальности.

Подобный переход на новый уровень сложности почти всегда болезнен для членов семьи. Именно поэтому говорят, что семейная жизнь – это непрекращающаяся работа. Однако если семье удалось выжить в столь непростых условиях, она стабилизируется и отношения в ней уравновешиваются.

Второй этап начинается с беременностью жены и рождением первого малыша. Если представить обоих супругов в виде двух кругов, а их взаимодействие стрелками, то видно, что с появлением нового члена семьи их «линейные» взаимодействия становятся «треугольными».

И если раньше они общались только в рамках пары «муж – жена», то теперь им предстоит общаться как «муж – жена», «мать – ребенок», «отец – ребенок». Т.е. отношения усложняются, супруги должны освоить новые роли. От успешности овладения ролью родителей зависит благополучие и стабильность семьи на новой стадии развития – семья с маленькими детьми.

Если супруги не успели выработать правила, регулирующие отношения «муж – жена», не научились разговаривать и договариваться друг с другом, то может возникнуть опасность наслоения проблем, связанных с приходом в семью нового ее члена, к тому же требующего в прямом смысле неусыпного внимания и заботы со стороны родителей.

С этой точки зрения период беременности стоит рассматривать еще и как возможность разрешить вопросы, которые возникают в вашей паре каждый день.

Во втором и третьем триместре беременности эмоциональное состояние беременной женщины приобретает огромное значение. Опасны для благополучного развития малыша длительные стрессы. Вспомните, как на стресс реагирует организм взрослого человека. А теперь представьте внутриутробного ребенка, у которого нет еще никаких защитных механизмов. На этом этапе очень много зависит от окружения женщины, от ее семьи, так как ребенок чувствует окружение матери опосредованно, через ее переживания.

С началом шевеления ребенка женщина начинает чувствовать особое с ним единение, которое продлится и после рождения малыша. В связи с этим у супруга может возникнуть ощущение покинутости, недостатка внимания. В этот момент важно прояснить задачи каждого из супругов и пары в целом: мать должна выносить и, буквально, поставить на ноги ребенка, с которым находится в симбиотическом единстве; отец выполняет задачи добытчика и защитника, т.е. заботится о благосостоянии семьи и ее безопасности. В целом, уже на этапе ожидания ребенка супруги могут общаться с ним, прикасаясь к животу (гаптономия) и получая ответные сигналы (толчки) от ребенка. Совместное общение с малышом важно для поддержания эмоционального контакта в паре, т.к. помогает мужчине лучше понять чувства женщины, а женщине разделить свою радость с супругом и почувствовать себя понятой.

И до, и после рождения ребенка нельзя забывать о времени, уделяемом друг другу. Женщине следует выделить свободный час-другой и использовать его для того, чтобы посвятить партнера в различные спектры переживаемых ею чувств и ощущений.

Учитесь просить о помощи, договариваться об уступках и просить прощения.

Учитесь говорить о том, как каждый из вас чувствует в данный конкретный момент.

Учитесь общаться, искренне, открыто и честно выражая свои чувства и желания.

Учитесь слушать и слышать, что говорит вам ваш партнер.

Готовьтесь вместе к появлению на свет малыша. Стремитесь к тому, чтобы атмосфера, царящая в вашей семье, стала для него наиболее комфортной.

Если вы или ваш супруг все-таки чувствуете, что не можете сами разрешить противоречия, приглашаем вас на индивидуальную консультацию к психологу. Возможно, это поможет вам по-новому взглянуть на проблему и друг на друга.


Приложение 12



2015-11-27 725 Обсуждений (0)
Десятый месяц развития (36—40 недель) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Десятый месяц развития (36—40 недель)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)