Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология эмоциональных отношений. Феномен любви



2015-11-27 1646 Обсуждений (0)
Психология эмоциональных отношений. Феномен любви 0.00 из 5.00 0 оценок




Динамика развития семьи. Жизненный цикл семьи.

Периодизации семейной жизни. Краткая характеристика стадий.

 

Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.

Любовь, влюбленность. Стадии развития любви. Виды любви. Типичные ловушки любви.

 

Формирование супружеской пары.

Правовая основа брака. Мотивы вступления в брак. Теории выбора брачного партнера. Модели выбора брачного партнера.

 

Нормативные кризисы семьи.

Понятие «кризис», «нормативные кризисы семьи». Характеристики семейного кризиса. Проявления семейного кризиса. Характеристика основных нормативных кризисов.

 

Ненормативные кризисы семьи: измена.

Понятие «ненормативные кризисы семьи». Ревность, типы ревности. Измена. Мотивы вступления во внебрачные связи.

 

Ненормативные кризисы семьи: развод.

Причины разводов. Мотивы развода. Факторы, разрушающие брак. Периоды развода. Этапы процесса развода.

 

Ненормативные кризисы семьи: повторный брак.

Повторный брак. Отличие повторного брака от первого брака. Типы повторных браков. Задачи повторного брака. Психологические проблемы повторного брака.

 

Супружеские конфликты и их профилактика.

Конфликт. Классификации супружеских конфликтов. Причины супружеских конфликтов. Тактики поведения и разрешения супружеских конфликтов.

 

Родительские директивы.

Понятие. Виды и влияние на личность ребенка.

 

Динамика развития семьи. Жизненный цикл семьи.

 

Стадии жизненного цикла семьи

Семья – это живой организм, который имеет как начало, так и конец, свои стадии развития.

Существуют разные периодизации семейной жизни.

I. Васильева Э.К. выделяет пять стадий жизненного цикла семьи, на каждой из которых решаются свои специфические задачи ее развития.

 

1. возникновение семьи до рождения первого ребенка;

2. рождение и воспитание детей (завершается началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка)

3. связана с окончанием выполнения семьей воспитательной функции от начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка до момента, пока на попечении родителей не останется ни одного из детей;

4. взрослые дети проживают вместе с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи.

5. супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

 

II. Периодизация В. Баркаи:

1. семья без детей;

2. семья с детьми раннего возраста;

3. семья с детьми, посещающими детский сад;

4. семья с детьми школьного возраста;

5. семья, в которой дети приобрели частичную самостоятельность;

6. семья, которую оставили дети.

 

III. Периодизация в основе которой лежит отношение к себе как к родителю:

Стадия предродительства

Стадия репродуктивного родительства

Стадия социализированного родительства

Стадия про-родительства

 

IV. В.А. Сысенко выделяет:

совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

молодые браки — от 5 до 9 лет;

средние браки — от 10 до 19 лет;

пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

 

V. Периодизация, предложенная Б. Картер и М. Мак-Голдриком [Carter, McGoldrick, 1988].

Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи:

1) жизненные цели;

2) задачи, реализуемые для достижения этих целей;

3) состав;

4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками семейной системы.

Жизненный цикл семьи включает шесть стадий:

1. добрачный период,

2. заключение брака и образование новой семейной пары,

3. семья с маленькими детьми,

4. семья с детьми подросткового возраста,

5. период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»),

6. период жизни после отделения детей.

 

 

Краткая характеристика жизненных циклов семьи (Г. Навайтис).

на каждом цикле решаются свои определенные задачи.

Добрачное общение.

На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственные только ему особенности.

 

Этап «медового месяца».

Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе.

Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

 

Этап молодой семьи.

Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.

Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи.

Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

 

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается

участием в воспитании внуков)

 

Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.

Любовь, влюбленность. Стадии развития любви. Виды любви. Типичные ловушки любви.

 

ПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИ И БРАКА

В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое.

По мнению Э. Фромма, большая часть людей смотрит на любовь с позиции:

· «как быть любимым», а не «как любить»;

· смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви»,

 

Мы будем рассматривать любовь как эмоциональный процесс, который можно характеризовать с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мотивации, генезиса (истории и развития).

 

Воздействие любви, на человека может быть двойным:

· как стеническая эмоция (т.е. любовь мобилизует, повышает жизненный тонус);

· как астеническая эмоция (т.е. любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя).

 

Соответственно, можно проследить два сценария воздействия любви на личность: пессимистический и оптимистический (Гозман).

Пессимистический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приводит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста.

Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым «Другим», снижение тревожности, формирование личностной независимости.

 

Виды любви. Классификации.

 

Наиболее разработанной на данный момент является типология любви, предложенная Д.А. Ли. Автор выделяет шесть стилей, или «цветов», любви:

1. эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2. людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиой чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3. сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4. прагма — возникает из смеси людуса и сторге — рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

5. мания — вырастает из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь — одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6. агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

 

Э. Фромм выделяет различные виды любви:

•эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;

•братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;

•материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдать;

•любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;

•любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления.

 

 



2015-11-27 1646 Обсуждений (0)
Психология эмоциональных отношений. Феномен любви 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология эмоциональных отношений. Феномен любви

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)