Задания для самостоятельной работы и последующего анализа
1. На основе материалов Приложений (2-3 газетных материала по выбору) докажите, что данные типы письменных высказываний являются текстами. Ответ аргументируйте.
2. На основе материалов Приложений (3-4 газетных текстов по выбору) охарактеризуйте типы текстов (повествование, рассуждение, описание), мотивируйте соотнесенность их с данными типами, назовите их отличительные признаки.
Практическое занятие
Занятие рассчитано на 2 часа.
Оно состоит из 2-х частей: 1. Рассмотрение вопросов, предлагаемых студентам для обсуждения и размышления и задания для самостоятельной работы и последующего анализа, которые помогут в работе над практическими заданиями. 2. Практические задания.
Примечания: Студенты выполняют ряд заданий преподавателя, которые даются заранее.
1 задание: 1. Дайте полную характеристику газетного текста (берется любой публицистический текст) по следующему плану: а) определите в тексте: - смысловую структуру; - вид текста; - стиль текста; - типы речи (описание, повествование, рассуждение); б) выделите виды внутренней связи; в) составьте вопросный и назывной план текста; г) сделайте синтаксический разбор предложений, указанных педагогом; д) отметьте лексические особенности текста.
2 задание: Прочитайте текст Ф.А. Абрамова:
«…Самый большой, самый непреходящий вклад Севера в сокровищницу национальной культуры – это слово. Живое народно-поэтическое слово, в котором полнее и ярче всего запечатлелась душа северянина, его характер. Слово, которое и сегодня сохранило строй и дух русского языка древнейшей поры, времен Господина Великого Новгорода, и уже одно это делает его краем наших истоков, наших духовных начал, ибо язык народа – это его ум и мудрость, его этика и философия, его история и поэзия. На Севере издревле вся жизнь, и повседневная и праздничная, была пронизана многоцветным краснословьем, будь ли то обычная бытовая речь, или по-местному «говоря», то ли песня или сказка, то ли героическая былина и искрометная скоморошина, то ли задиристая и забористая частушка. А как же иначе? Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова? Занесло, скажем, артель зверобойную в кромешные льды грозного океана – ну и чем как не словом укрепить пошатнувшийся дух, скрасить невыносимое житье? Давно вымерли в южной и средней России такие мамонты русского национального эпоса, как былина и историческая песня, а здесь, на Севере, еще в двадцатом веке они жили своей полнокровной жизнью, и маленькая, неграмотная старушонка с Пинеги изумляла и покоряла просвещенную столицу своими знаменитыми старинами, поэтическими преданиями, словно выплеснувшимися из глубины веков… Народно-поэтическое творчество Севера всегда жило в дружбе с книжной культурой. Крестьяне Севера, превосходившие грамотой собратьев других губерний, сплошь и рядом были владельцы личных библиотек, и не случайно, что факел учености на Руси зажег крестьянский сын из-под Холмогор Михайло Ломоносов. …Ранней весной, когда половодьем взыграют северные реки и озера, с юга, из теплых краев и стран возвращаются на свою родину неисчислимые стаи птиц. А там, немного подсохнет да проклюнется зеленая травка, смотришь, потянется на Север и всякий странствующий люд. Зачем? Ради чего избалованные горожане нередко неделями терпят бездорожье, разные неудобства быта? Не для того ли, чтобы приобщиться к животворным истокам национальной культуры, чтобы красотой и словом Севера возвысить свою душу, свой дух?!»
Выполните следующие задания: - Озаглавьте предлагаемый текст, аргументируя свой выбор. - Укажите, в чем выражается сочетание в нем высокой художественности и публицистичности.
3 задание: Прочитайте тексты и определите, в каком стиле они написаны, докажите свою точку зрения.
Текст 1 Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял мою комнату. Я встал и подошёл к окну. За стеклом все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. (К. Паустовский)
Текст 2
Исследования последних десятилетий позволили нам в полной мере осознать, что наша русская «античность» была не менее величественна и драматична, нежели классическая. С принятием христианства на Русь проникает византийская философия, которая во многих отношениях была выше западноевропейской средневековой философии. (Из учебного пособия профессора А.Ф. Замалеева «Лекции по истории русской философии»)
Текст 3
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь – начнёшь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)
Текст 4
Сидоров Александр учится в средней школе № 21 г. Смоленска с первого класса. Зарекомендовал себя как прилежный ученик. Серьёзно относится к учебным занятиям и общественным поручениям. Учится только на «4» и «5». Особый интерес проявляет к химии и биологии. Неоднократно участвовал в городских и областных олимпиадах по этим предметам, занимал призовые места. Александр несколько лет подряд является членом совета школы, принимал активное участие в смотрах художественной самодеятельности. Является членом городского шахматного клуба, участвовал в спортивных соревнованиях. (Характеристика на учащегося)
Текст 5
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком…
Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль. Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль…
Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова… (С.Есенин)
Текст 6
Главному зоотехнику племсовхоза «Буртинский» Беляевского района Кубанису Давлетбаеву недавно присвоено звание «Заслуженный зоотехник Российской Федерации». За 27 лет работы в этом хозяйстве ему несколько раз областное руководство предлагало переехать в другие районы на более высокие и денежные должности. Но не может он покинуть эти ставшие родными для него места. (Из газеты «Южный Урал)
Текст 7
Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (т.е. грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. (Из энциклопедического словаря)
Текст 8
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Оренбургской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. (Информационная заметка в газете)
Текст 9
Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над нашим районным центром и прилегающей к нему сельской местности пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинён значительный материальный ущерб сельскому хозяйству. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание средней школы, для восстановления которого понадобится капитальный ремонт. (Служебное донесение)
Текст 10
До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро приближалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон… Мне становится жутко в бричке, и я чувствую, как кровь быстрее и быстрее обращается в моих жилах… (Л. Толстой)
4 задание:
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |