Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отличительные признаки текста



2015-11-27 1211 Обсуждений (0)
Отличительные признаки текста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста:

- целостность;

- связность;

- отраженность в нем определенных черт акта коммуникации.

Первая черта текста – целостность - создается наличием авторского замысла. Смысловое единство текста, то есть его целостность выявляется путем вычленения его основной мысли, путем сжатия его за счет устранения второстепенных предикатов.

«Если исходить из того положения, что субъектом высказывания является реальный предмет действительности, еще неизвестный в каких-то качествах слушающему (читающему), то всякая речь может быть сведена к системе предикатов, которые, последовательно дополняя друг друга, раскрывают состав и соотношение признаков неизвестного ранее предмета действительности. Так обстоит дело в речи, утверждающей или отрицающей что-либо. Эти предикаты не нанизываются друг за другом в однородную цепь, но некоторые из них являются главными, другие дополнительными, а третьи дополнительными к этим вторым и т.д., то есть устанавливается некоторая иерархия предикатов» (Н.И. Жинкин).

Представление о тексте как иерархии предикатов продиктовало следующееизображение смысловой структуры текста:

Главная мысль (цель сообщения).

Элементы общего содержания:

а) основные элементы:

- основной констатирующий тезис;

- разъяснение основного тезиса;

- аналитическая оценка ситуации;

б) второстепенные элементы:

- иллюстрации к тезисам;

- общий фон к цели сообщения.

При этом основной тезис развивает предикат главной мысли, разъясняющий тезис развивает предикат основного тезиса, аналитическая оценка раскрывает значение или следствие ситуации, рассмотренной в тексте. Фон подводит к теме и часто заканчивается прямой формулировкой задачи выступления.

Итак, исходя из данной схемы, можно сказать, что в смысловой структуре текста реализуется авторский замысел. В текстах творческого характера замысел понимается как:

- требующая реализации в знаковой, удобной для передачи форме научная идея;

- идеальная художественная модель (С.Х. Раппопорт), художественная концепция мира (М.Я. Поляков);

- журналистская гипотеза(В.М. Горохов), возникающая в результате творческого акта.

Подчиненность всех компонентов текста авторскому замыслу создает, таким образом, особое его качество –целостность.

Л.М. Майданова представила целостность следующим образом:

- главная мысль (предмет речи + основной признак, ему приписываемый);

- общее содержание текста (см. таблицу 2):

 

Таблица 2 – Целостность текста

 

Основные элементы Второстепенные элементы (не входящие в логическую схему, но помогающие понять роль событийных и описательных элементов)
1. Констатирующий тезис (предикат главной мысли, ставший здесь субъектом мысли + новый признак) 1. Иллюстрации
2. Развивающий тезис (предикат предшествующего тезиса, ставший здесь субъектом мысли + новый признак) 2. Фон к цели выступления
3. Аналитическая оценка ситуации (ситуация, отраженная в констатирующем тезисе, + следствие из нее или признак, отражающий ее значение)  

 

При таком подходе в тексте выделяются система тезисов и комплекс иллюстраций к этим тезисам. Систему тезисов называют логической схемой текста.

Целостность текста зависит от наличия логической схемы. Например, Л.М. Майданова выделяет несколько типов логических схем:

логическая схема описательного типа с основной мыслью «предмет А обладает основным признаком В» и констатирующими тезисами типа «признак В проявляется в…», «признак В объясняется…», «признак В приводит к следствию…»;

логическая схема событийного типа с основной мыслью «имеет (имело) место событие А» и констатирующими тезисами вроде «это произошло так», «это произошло потому», «это имеет такие следствия»;

логическая схема обобщающего типа, основная мысль при этом отражает какую-то закономерность, тезисы объясняют ее, а событийные и описательные элементы текста иллюстрируют. Таким образом передается информация о новых предметах, событиях и проблемах, проявляющихся в обществе.

Разные газетные жанры и разные виды одного жанра выбирают и разрабатывают эти схемыпо-своему:

- заметка обращается к логическим схемам первых двух типов и дает минимальное развитие основной мысли, избегая тезисов с причинным значением (например, «Как спасали Серого» Ларисы Плахиной (см. Приложение 13) и хроникальные заметки;

- репортаж использует событийную схему, по-особому передавая событие и в аналитической разновидности обращаясь к тезисам с причинным и следственным значениями (например, «Здоровые мужики рыдали, как дети» Александра Коца(см. Приложение 14);

- то же без репортажной разработки события можно сказать о корреспонденции (например, «Ученье и труд «Синим по белому» Елены Андреевой (см. Приложение 15);

- очерки, статьи, фельетоны могут иметь любую логическую схему.

Вторая черта текста – связность. Связность проявляется в смысловой зависимости последующего предложения от предыдущего, для чего в языке выработались и формальные средства межфразовой связи (чистый и синонимический повтор, анафорические и катафорические местоимения).

«Связность определяется, - пишет А.А. Леонтьев, - на двух или нескольких последовательностях предложений, принадлежащих одному говорящему (в случае монологической речи) или нескольким говорящим (в диалогической речи)… Реципиент текста использует признаки связности как сигнал объединения соответствующих предложений в семантическое целое».

Как речевое образование текст представляет собой не просто последовательность предложений. Это особого рода единство предложений, которое в силу специфических смысловых отношений между ними возникает внутри текста.

Более подробно рассмотрим следующий пример:

 

Своеобразные ласки Бишки не досаждали мне в первое время. Но вот у него на лбу появились вроде бы два ореха. Потом орехи эти заострились, вытянулись, немного загнулись назад и вскоре превратились в крепкие изящные рожки.

Данный микромонолог взят из рассказа В. Солоухина «Бишка», на примере которого можно убедиться, что это микровысказывание является связным.

Во-первых, оно включает в свой состав три предложения, первое из которых является самостоятельным. Второе предложение зависимо от первого и присоединяется к нему на основе местоименной замены (Но вот у него на лбу…). Третье предложение скрепляется со вторым с помощью повтора существительных (…два ореха. Потом орехи…). Цепочку предложений можно продолжить.

Во-вторых, в данном микровысказывании можно легко определить один тип модальности – это повествование.

Рассмотрим следующий пример:

 

Слышен был тихий шелест опадающих листьев. Они медленно кружились в прозрачном осеннем воздухе, подгоняемые ветром. Ветер же становился все прохладнее. К счастью, у нас были с собой теплые куртки. Но они нам мало помогли: вскоре зарядил мелкий дождик, и мы вынуждены были прервать нашу прогулку. А жаль! Ведь осенний лес – незабываемое зрелище!

Как видно из примера, предложения связаны между собой союзами, частицами, местоимениями. Но относятся они к разным типам речи: первые три предложения относятся к типу описания, а остальные – к типу рассуждения.

Подвергая качественному анализу связный текст, необходимо определить степень его спаянности. Показателем четкости границ, а тем самым спаянности текста является начало предложения.

Третья черта текста –это включенная в него тем или иным способом информация о говорящем и адресате, о ситуации общения.Объясняется эта черта тем, что «текст является превращенной формой общения, речевые действия, зафиксированные в тексте, создают видимую форму отношений, существующих между элементами коммуникативного акта».

Ситуация общения отражается в стилистической окраске текста, в тональности, в различных способах выражения авторской позиции, в различных формах обращения к адресату.

Формы отражения данной информации нормативно обусловлены, социально заданы, поскольку «люди вступают в контакт как члены общества, как носители определенных социальных качеств». Это свойство продемонстрируем на примерах текстов разных типов. Например, в заявлении о приеме на работу, тексте делового стиля, специально указано, кому и кем адресован текст, причем автор и адресат вступают в акт общения как носители конкретных, строго определенных социальных ролей. В художественном тексте автор выступает в форме «образа автора», так как различными средствами создается конкретно-чувственное представление о носителе речи в рамках данного и только данного произведения. Нередко создается и образ адресата. Кроме того, и автор, и адресат в акт общения должны вступить не только в своей социальной роли, но и во всей полноте личностных своих качеств, со всем богатством чувств и жизненного опыта. Записи в личной записной книжке – пример «одностороннего» текста, в том смысле, что в него включена информация о непредназначенности для другого лица, информация о том, что адресатом этого текста является автор (К.О. Гаузенблаз).

Поэтому будущий журналист, создавая тот или иной текст, должен владеть определенными коммуникативными умениями, к которым относятся:

- умение раскрыть тему и основную мысль создаваемого текста;

- умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание;

- умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например, в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.

- умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства; умение править, совершенствовать написанное.

Если же иметь в виду коммуникативные умения устной речи, то к названным следует добавить следующее:

- умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.);

- умение владеть различными приемами подготовки (составление плана, набросков рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.);

- умение строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные выступления);

- овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении.

Необходимость формирования обозначенных коммуникативных умений объясняется тем, что без специальной работы журналисты не смогут овладеть ими в должной мере.

Виды и типы текстов

 

В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например,

- по видамвыделяют тексты устные и письменные;

- по структуре тексты диалогические и монологические;

- по типам имеют место тексты описания, повествования, рассуждения;

- по стилистическим особенностямделовые, научные, публицистические, разговорные и художественные.

По видам тексты делятся на устные и письменные.

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

Свойства устной речи– это быстрота её порождения, неподготовленность, отсюда – сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций.

Ситуативная устная речь содержит много обращений, междометий, частиц, вводных слов, сравнительно часты лексические и синтаксические повторы. Также необходимо отметить, что в устной речи существенную роль играют невербальные средства общения: интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр. Ситуативную устную речь мы можем наблюдать в телепередачах.

На устную речь влияют такие физические факторы, как ограниченность нашего голоса и слуха, из-за которой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени; ограниченность дыхания, ограниченность нашей кратковременной памяти. Следствия этих ограничений таковы:

- в построение устного высказывания вмешивается ситуация общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты;

- ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создаётся сразу в устной форме; наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание;

- малый объем кратковременной памяти заставляет нас в устной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (то есть не вставлять придаточные внутри главного, ограничивать число обособленных конструкций) (например, в предложении: И мне эта перспектива показалась очень радужной / что я буду такую жизнь вести письменный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастающей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после главного).

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

«Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи».

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть ограниченность устной речи, она отрицает качества последней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, снижается степень структурной неполноты высказываний. В письменной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возможность аритмичности. Независимость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с величины и степени сложности предложения. Объединение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число которых постоянно увеличивается.

 

По своей структуретексты делятся на монологические и диалогические.

Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности:

- монолог есть продукт индивидуального построения;

- он характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;

- монолог характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц;

- отличительная черта монолога – его непрерывность.

По мнению Н.Б. Сиговой, «монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными».

Чтобы овладеть навыками свободного монологического высказывания на определенную тему, необходимо овладеть умениями создавать речевое произведение, то есть микромонологи: повествование, описание, рассуждение.Приведем примеры указанных текстов из газет:

 

Текст – описание.

Построить свой дом

…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом, если есть возможность – строительными материалами.

За последние пять лет индивидуальными застройщиками возведено 20 домов. Село газифицировано, проложен водопровод. Имея просторное жилье, с удобствами, с надворными постройками, люди не стремятся уезжать из села.

А. Заляза



2015-11-27 1211 Обсуждений (0)
Отличительные признаки текста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отличительные признаки текста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.061 сек.)