Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ученье и труд «синим по белому»



2015-11-27 1029 Обсуждений (0)
Ученье и труд «синим по белому» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Марксовской средней школе Александровского района почти три недели длился грандиозный субботник. Инициатором его стала заместитель главы администрации области Александра Иванова.

Куратор областного масштаба нагрянула неожиданно. Ранее в посёлок Марксовский регулярно наведывался глава района. Глядя на старое здание школы, он не раз оправдывался: всё руки до вас не доходят, денег нет. В школе 35 лет не было капитального ремонта.

В кабинете ОБЖ и географии, которые расположены при строе, трещины тянутся в вдоль всей стены. Отовсюду сыплется штукатурка. В актовом зале, который одновременно служит столовой, даже дверьми хлопать опасно: вдруг потолок из прессованного картона рухнет прямо на голову.

Дело в том, что на чердаке учебного заведения давно обосновались голуби. И под тяжестью птичьего помёта «подвесного» потолка свалилась вниз. Собственными усилиями работники школы попытались исправить положение и привязали злополучный квадрат к крыше с помощью проволоки. Но тут же провисла соседняя картонная плита.

Мимо инспектирующего ока Александры Георгиевны не могли пройти все эти форменные безобразия. Вернувшись из поездки по Александровскому району, она включила Марксовскую школу в десятку запланированных для капитального ремонта в 2000 году. А пока на прямую от начальника областного управления образования Калины и лично от госпожи Ивановой в подарок к начавшемуся учебному году марксовским школьникам прислали две бочки с синий и белой краской.

Есть краска – надо её измазать, - приняли руководство к действию марксовцы и взялись за дело с революционным запалом. Правда, маломальский ремонт они уже сделали к 1 сентября. Чего это стоило родителям, знают только их кошельки. В прошлом году в поселке проводили газ, и все сбережения жители населённого пункта марксизма выложили на газификацию своих домов. Надо сказать, что за последнее время доходы селян не увеличились, и поэтому здесь сожалеют о каждой потраченной копейке. Зато со своими расходами не считается народный голова. После визита инспектрисы, жестокий нрав которой известен не только педагогам, он каждый день проверял, как идут малярные работы.

-К чему этот аврал? – недоумевают в местной школе. Ведь прежде, чем красить стены нужно в начале отремонтировать жестяную крышу. Даже небольшой дождь проникает сквозь дыры. На будущий год поправить крышу и заменить оконные рамы вслед за властью, пообещала районная администрация. А в нынешних планах кардинальных перемен, в том числе газификации школы, не значится.

Ученики, по глупости радовавшиеся отмене занятий, устали от рабочей повинности. По субботам в расписании старшеклассников ставили шесть уроков труда. Дети сами белили и красили спортивный зал, со свойственной нашим учащимся небрежностью. А уборщицы в который раз драили полы и отмывали окна. Кстати, одна из них получает за свои усилия 75 рублей в месяц. У преподавателей трудовой энтузиазм тоже на исходе – и это в начале учебного года!

Силами коллектива за учительскую зарплату, которую за август и сентябрь ещё не выдали, сделали очередной косметический ремонт. И на этот мартышкин труд «синим по белому» сельских учителей сподвигли во время, когда полным ходом идёт уборка огородов.

Обычно в селе педагоги возвращаются домой после обеда. Нынче они добираются до своих ворот около семи вечера. И сразу отправляются чистить хлев, встречать и доить коров. Семья сельских учителей держит две-три коровы, несколько поросят, овец и кур. Если учесть, что заботы по дому и воспитанию собственных детей лежат на женских плечах, а в перерыве между хлопотами нужно написать планы и проверить тетради, труженицы умственного и физического труда ложатся спать не раньше двух-трёх часов ночи.

Не надо объяснять, с каким настроением педагоги встречали День учителя. Уставшие и раздражённые такой жизнью, они даже в гости к себе не пришли. Хотя встретить профессиональный праздник в кругу коллег и отвести душу в житейских пересудах – давняя привычка и чуть ли не единственное развлечение сельской интеллигенции.

Стоит упомянуть о главной достопримечательности Марсковской школы – музее боевой и трудовой славы, который имеет звание отличного. Специалисты Госсанэпиднадзора, также появившиеся здесь после визита начальства, требуют соблюдения санитарных норм. И предлагают комнату, в которой расположены экспонаты музея, переоборудовать в теплый туалет для девочек. Тем более, что по проекту это помещение было отведено под соответствующие надобности.

Преподавателей школы не очень радует подобная перспектива – ведь ароматы из этого крыла здания распространяются во все стороны. А школьников вообще не волнуют гигиенические требования к условиям обучения. Ни девочки, ни мальчики ничего не имеют против нового кирпичного туалета во дворе. Может быть, они просто не хотят признаваться в зависти к своим сверстникам из села Каликино. Каликинская школа одна из немногих в районе имеет теплые кабинеты с обозначениями «М» и «Ж».

Зато марксовцы сразу ощутили преимущества большого чиновничьего смотра. По словам специалистов Госсанэпиднадзора, в школьной столовой отремонтирована система водоснабжения и оборудована моечная ванна для посуды. В коридоре подвели воду для мытья рук и даже установили питьевой фонтанчик, чего здесь отродясь не видали. Ремонт требовал спортивный зал, а в принципе, констатировал всё тот же санэпиднадзор, школа находится в удовлетворительном состоянии.

В общем, все 148 учащихся посёлка Марксовского уже приобщились к цивилизации. Обидно только, что после визитов чиновников высокого ранга они вынуждены пускаться в подобные трудовые гонки.

 

«Московский комсомолец в Оренбурге»

14 – 21 октября 1999 года.


Приложение 16

 

Василий Песков

Бескрылые летуны

 

В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде вы непременно увидите бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебристую гибкую нитку. Чуть потянул ветер – паучок подскочил на суку и полетел на своей паутинке. Далеко улететь может. Но, даже приземлившись на соседнюю пашню, паучок достиг цели – покинул место рожденья, предпринял попытку расширить жизненное пространство своего вида маленьких пауков.

Имея воздушную точку опоры, Природа не могла не освоить стихию окружающей земной шар атмосферы. Самым надежным средством опоры на воздух оказалось крыло. Им Природа снабдила огромный мир птиц, насекомых, им воспользовался для полетов и человек, с помощью плавников-крыльев некоторое время в воздухе держатся даже рыбы. Летописец Магеллан Антонио Пигафетта с восторгом писал об этом зрелище океана: «Я видел летающих рыб! Пока такие рыбы летят, другие мчатся под водой за их тенью. Забавно и ловко так, что приятно смотреть».

Сейчас известно несколько видов летающих рыб. Крыльями служат им грудные, довольно длинные, плавники. Спасаясь от хищника, рыба развивает в воде предельную скорость и устремляется вверх. Плавники в это время плотно прижаты к телу, но в воздухе рыба их расправляет и, превращаясь в планер, полого взлетает, используя встречный воздух и подъемную силу, существующую у поверхности океана. Ста метров полета вполне довольно, чтобы уйти от потерявшего ориентацию хищника. Но при благоприятных условиях летучие рыбы держатся в воздухе до минуты и могут пролететь четыреста метров. Не бог весть что по сравнению с птицами. Но и за то спасибо Природе – плавники-крылья помогают выживать рыбам.

Легко представить, как шла эволюция плавников. Когда крупный окунь охотится на мальков, они вылетают из воды россыпью. Вот начальная фаза, от которой пошло развитие плавников-крыльев у океанских рыб. Чаще выживали те, кто дольше мог продержаться над поверхностью воды.

Но существуют и бескрылые летуны. Причем самые неожиданные – ящерицы, змеи, лягушки, белки. Древесная тропическая лягушка не может, конечно, подпрыгнуть и, замахав лапками, полететь. Её полет – это возможность не упасть сверху вниз, а, пролетая по косой линии, плавно опуститься в намеченной точке. Достигается это тем, что лягушка в нужный момент обретает форму, дающую способность, опираясь на воздух, планировать. Пальцы её конечностей длинные и соединены перепонкой. Уплощенное тело лягушки и «веера» на конечностях образуют плоскость, которую можно назвать «ковром-самолетом». Этот округлый планер позволяет лягушке скользить по воздуху сверху вниз.

Похожим образом летают одна из древесных змей и ящерица-дракон. Та и другая втягивают живот и, широко раздвигая ребра, образуют плоскую ленту или перепончатый планер. При достаточной скорости эти формы дают возможность сносно планировать, что очень важно при нападении или бегстве от хищника.

Мех, расставленные в сторону лапы и хвост дают возможность «не чувствовать себя в воздухе камнем» куницам, лемурам, белкам. У некоторых белок развилась даже специализация, и они получили названье летающих белок-летяг.

БЕЛКИ-ЛЕТЯГИ живут в разных географических зонах – на севере Восточной Европы, в тропиках и умеренном климате. Но везде эволюция летательных приспособлений шла одним и тем же путем. Вот тут мы видим почти подлинный «ковер-самолет». Между задними и передними конечностями у белки в нужный момент натягиваются тонкие меховые перепонки, и белка, резко оттолкнувшись от дерева, может не просто планировать по прямой линии на значительные расстояния, но, изменяя наклоны «ковра» и пользуясь хвостом, как рулем, может делать в воздухе повороты, зигзаги, может даже взмыть вверх и опуститься на соседнее дерево.

Проследить полет белки-летяги и тем более сделать снимок этого занятного существа – большая удача. Перед нами одна из них (публикация американского журнала). Рассмотрим внимательно снимок. Лучше и невозможно представить этого летуна с индейским названьем ассапан. Обратите внимание на глаза – они огромные, что свидетельствует: животное это ночное. На лапах тонкие цепкие коготки, чтобы вцепиться в ствол дерева во время посадки, настороженны тонкие уши. Размеры этого чуда невелики – чайное блюдце с хвостом. Снимок сделан в самый удачный момент – в момент взлета: белка оттолкнулась от сучка уже в воздухе. Если старт был с высокого дерева, пролетит она метров до сорока. Немало, если учесть, что при этом малютка-летяга может поворачиваться даже под прямыми углами и в нужный момент взмывать, чтобы сесть на ствол дерева головой вверх.

Описанье удивительного полета находим в превосходных очерках Салли Кэрригер «Дикое наследство природы» (книга дважды у нас издавалась). «Забравшись на высокий сук, белка плотно соединяет лапки, вытягивает вперед свой небольшой острый нос и нацеливается глазами на отдаленную точку полета. Затем она начинает в нарастающем темпе раскачиваться взад и вперед, как бы набираясь сил, а может быть, и решительности, и вдруг прыгает в воздух. В тот же миг её лапы оказываются широко растопыренными, «парашют» раскрывается, и белка начинает планирующий полет». Толчок на старте должен быть сильным, чтобы скорость достигала восьми метров в секунду. Только при этой скорости возможны маневры в воздухе. «Движения животного граничат с искусством!» – восхищается Салли Кэрригер.

Добавим к её описанию летяги способности белки не только грызть грибы и орехи. От обычных не летающих белок ассапана отличают и вкусы в еде – белка любит еще мясо и умеет его добывать. Большая подвижность позволяет летяге преследовать птиц, нападать также на всех, кого в состоянии одолеть.

Полеты летяги – в самом деле искусство. В нем многое белки наследуют от родителей. Но летуны молодые на первых порах неуклюжи, полеты они проводят на небольшой высоте и часто падают наземь. Совершенство в управлении телом достигается в тренировке, и к осени молодые летяги уже могут состязаться друг с другом и даже с мастерами высшего пилотажа. Когда уже после первых полетов опавшие листья в дубовых рощах создают ощущенье простора, когда луна на небе похожа на посеребренную инем тыкву, летяги собираются на свои осенние игры. «Их может быть сотня и даже две. Ничто не мешает в редком высокоствольном лесу заниматься им акробатикой. В призрачном лунном свете белки похожи на кружение крупных листьев, хотя ни малейшего ветерка в ночных дубняках нет».

Осенние игры ассапанов занимали воображение индийцев. Они знали места ночных хороводов и тихо, безмолвно, с восхищением наблюдали «лунные пляски» белок. И европейцы, впервые увидевшие летяг, были покорены полуночными летунами. «Их игры – воплощение радости жизни!».

ВСЕ, ЧТО способно летать, всегда вызывало и вызывает восхищение человека. Понаблюдайте тяжелый с гуденьем полет шмеля, или легкую пляску стрекоз над водой, или мгновенный резкий взлет мухи, порханье бабочек – все это чудо жизни. А птицы! Вот грубоватый ныряющий полет дятла, вот, «мерцая», летит на ночлег в ельнике стайка сорок. А стройный полет журавлей, черные в синем небе стрелы стрижей, акробатика ласточек, позволяющее попадать в маленькое отверстие крыши! Орел, застывший на крыльях высоко в поднебесье, глухарь, с треском взлетающий с елки… Это мир летунов с крыльями. Но, как видим, и бескрылые кое-чего добиваются, оказавшись хотя бы невысоко над землей.

 

«Комсомольская правда»

21 февраля 1997 года.


Приложение 17

 

Василий Песков

На зрелый желудь смотришь …

НА ЗРЕЛЫЙ желудь смотришь, кaк на изделие ювелира. Достигающий иногда пяти-шести сан­тиметров дубовый плод изящен, золотистое гладкое тело его похоже на тяжелый литой снаряд.

В августе - сентябре зрелые желуди начинают падать с дубов. Однажды поздним вечером в плоскодонке мы плыли с другом по маленькой речке, текущей в дубраве. Замирали, слу­шая, как желуди в темноте прошива­ли гулкую крону дуба и падали в воду, заставляя качаться в ней отражения звезд.

Однако желуди ценятся вовсе не за изящество формы. Плоды эти - дар лесов всем, кто в нем обретается. В Москве в Тимирязевском парке од­нажды в сумерках я был озадачен шуршаньем опавших листьев почти у меня под ногами. Кто бы это? Оказа­лось, утки! Десятка два их шеренгой, вороша листья, азартно искали опав­шие желуди. Теперь понятны нечаян­ные встречи с утками в глубине леса, вдалеке от воды.

Любителей желудей много… Первыми назовем кабанов. Потрошит желудь личинка жучка. «Осеменен­ные» желуди раньше других осыпаются. На земле в скорлупке плода к личинке присоединяются много других крошечных едоков, и в конце концов от желудя остается лишь же­сткая скорлупа. Бывают годы, долго­носики поражают половину всех же­лудей - вот он, способ брать и чис­лом, и уменьем!

Едят желуди птицы, главным обра­зом дятлы и сойки. К осени сойки из разных мест перекочевывают в дуб­равы. Тут они кормятся и запасают желуди впрок на зиму, устраивая свои кладовки так, чтоб не заметили вароватые их подруги. Зимой сойки склады свои находят, но не все, чем способствуют расселенью дубов. Встречаешь иногда растущие от од­них корней пять-шесть дубов-брать­ев и думаешь: сойкин посев...

Пищевая ценность желудей вели­ка. Тело их наполовину состоит из хорошо усвояемых углеводов…О том, что и ныне люди знают ценность «дубовой каши», могут свидетель­ствовать те, кто пережил засухи и годы войны, ко­гда в хлеб подмешивали желудевый размол. Я ел такой хлеб. Вкусным его не назовешь, но тут, как говорится, быть бы живу.

П

ОВОДОМ вспом­нить о желудях по­служил рассказ мо­его рязанского друга, Ива­на Павловича Назарова. Ему в дороге какой-то зе­мляк поведал, вспоминая родное село Чернояр, о том, что там желуди со­бирали всегда…


Приложение 18

Татьяна Юлаева



2015-11-27 1029 Обсуждений (0)
Ученье и труд «синим по белому» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ученье и труд «синим по белому»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1029)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)