Радиационный и химический контроль
Радиационный контроль ведется за соблюдением норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и иными источниками ионизирующего излучения, а также это получение информации об уровнях облучения людей и о радиационной обстановке на объекте и в окружающей среде [60, 66, 67]. Цель радиационного контроля – определение степени соблюдения принципов радиационной безопасности и требований нормативов, которые предусматривают не превышение установленных основных пределов доз и допустимых уровней при нормальной работе, а также получение необходимой информации для оптимизации защиты и принятия решений о вмешательстве в случае радиационных аварий, загрязнения зданий и местности радионуклидами. На военное время – это определение работоспособности (боеспособности) населения и персонала объектов экономики (личного состава) по радиационному фактору и степени загрязнения различных поверхностей. Радиационный контроль включает определение доз облучения населения, сил РСЧС и личного состава (дозиметрический контроль), а также степени загрязнения людей, техники, материальных средств и различных объектов радиоактивными веществами. Дозиметрический контроль – комплекс организационных и технических мероприятий по определению доз облучения людей, проводимых с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излученийи подразделяется на групповой и индивидуальный, для населения допускается осуществлять расчетным методом по мощностям доз излучения и времени работы. По данным контроля определяются режим работы формирований и необходимость направления на обследование в медицинские учреждения. Индивидуальный контроль проводится с целью получения данных о дозах облучения каждого человека, которые необходимы для первичной диагностики степени тяжести лучевого поражения и сортировке пораженных на этапах медицинской эвакуации. Индивидуальный контроль осуществляется для всех офицеров и прапорщиков, руководящего и командно-начальствующего состава объектов экономики, органов исполнительной власти различного уровня, а также подразделений и формирований, действующих в отрыве от основных сил. Перечисленным категориям лиц выдаются индивидуальные дозиметры и карточки учета доз облучения. Полученные дозы облучения заносятся в карточки учета доз облучения и в журнал контроля облучения. Групповой контроль организуется командиром (начальником) с целью получения данных о средних дозах облучения личного состава формирований, персонала объектов экономики для оценки их работоспособности. Для этого формирования обеспечиваются измерителями дозы (дозиметрами) из расчета 1…2 дозиметра на группу людей 14…20 человек, действующих в одинаковых условиях обстановки. Снятые показания дозиметров присваиваются каждому человеку данной группы и заносятся в журнал контроля облучения. Групповой контроль расчетным методом заключается в определении дозы облучения населения по средним мощностям доз излучения в населенных пунктах с учетом продолжительности облучения и защищенности людей. Мощности доз излучения измеряются через равные промежутки времени с периодичностью например: в первые сутки с момента загрязнения – через 0,5…1 ч, во вторые сутки - через 1…2 ч, в третьи и последующие – через 3…4 ч. Дозу облучения определяют по формуле , (2.3) где Д – доза облучения, рад, Гр, Зв; Рср – средняя мощность дозы излучения в населенном пункте, рад/ч, Гр/ч, Зв/ч ; Т – продолжительность облучения, ч; Косл – коэффициент ослабления доз облучения, учитывающий размещение населения за время облучения. Учет доз облучения ведется: в командах, группах, расчетах, ротах, отрядах спасательных воинских формирований – на весь личный состав; в отрядах АСФ, спасательных центрах – на личный состав управления отряда, спасательного центра и всех командиров команд, групп и отрядов воинских формирований; на объектах экономики – на весь командно-начальствующий состав объекта, личного состава ОУ ГОЧС (штаба), командиров отрядов, команд и отдельных групп; в органах управления ГОЧС районов, городов – на весь командно-начальствующий состав органа исполнительной власти, ОУ ГОЧС, начальников гражданской обороны и лиц, специально уполномоченных на выполнение задач в области ГОЧС объектов экономики, командиров территориальных АСФ; в субъектах Федерации – на весь командно-начальствующий состав ОИВСФ, ГУ МЧС России по субъекту Федерации, руководителей органов исполнительной власти городов и районов; в региональных центрах МЧС России – на командно-начальствующий состав центра, губернаторов и начальников ГУ МЧС по субъектам Федерации, входящих в оперативное подчинение регионального центра; в федеральных органах исполнительной власти – на командно-начальствующий состав данного ФОИВ и руководителей подчиненных структур на две ступени ниже. Выдача индивидуальных дозиметров производится распоряжением соответствующих начальников ГО, председателей КЧС и ОПБ. Ведомости выдачи индивидуальных измерителей дозы и считывания показаний, журналы контроля облучения изготавливаются объектами экономики, органами управления ГОЧС в мирное время, хранятся вместе с индивидуальными дозиметрами и выдаются по особому указанию. Контроль облучения личного состава, находящегося на загрязненной радиоактивными веществами местности, проводится непрерывно. Командиры (начальники) подразделений, органы управления сведения о дозах облучения и работоспособности формирований, персонала объектов экономики и населения в письменном виде представляют по подчиненности. Дозы внешнего облучения, не приводящие к снижению работоспособности людей, на военное время составляют: при однократном облучении (до четырех суток) – не более 50 рад; при многократном облучении: в течение одного месяца – не более 100 рад, в течение трех месяцев – не более 200 рад, в течение года – не более 300 рад. Дозы внешнего облучения, не приводящие к снижению работоспособности людей на мирное время, определены нормами радиационной безопасности (НРБ-99/2009) и составляют [18]: для населения – 1 мЗв в год; для персонала РОО группы В – 5 мЗв в год; для персонала РОО группы А и спасателей – 20 мЗв в год. Контроль степени загрязнения осуществляется с целью определения необходимости специальной обработки техники, используемой при ликвидации последствий радиационных аварий; дезактивации зданий, сооружений, дорог, местности, одежды, материальных средств, обеззараживания продовольствия и воды; санитарной обработки личного состава и населения после выхода из зон радиоактивного загрязнения. Контроль степени радиоактивного загрязнения зданий, сооружений, оборудования и местности до и после дезактивации осуществляется непосредственно в зонах загрязнения с помощью табельных приборов или взятием проб грунта, мазков со зданий, сооружений, оборудования и обработки их в лабораториях. Контроль радиоактивного загрязнения воды и продовольствия производится путем взятия проб и обработки их в лабораториях. Контроль осуществляется измерением степени загрязнения (мощности дозы излучения) объектов по гамма-излучению или определением плотности загрязнения по бета- и альфа-излучению. Контроль радиоактивного загрязнения людей, техники, транспорта и других объектов проводится, как правило, на незагрязненной местности. Контроль радиоактивного загрязнения людей, техники и транспорта может быть сплошным или выборочным. При сплошном контроле проверке подвергаются 100 % личного состава и техники. При выборочном контроле АСФ проверяются : в звене – 1…2 человека, в группе – 2…3 человека, в отряде – 6…9 человек. При выборочном контроле рабочих и служащих проверяется 5…10 % личного состава бригады, цеха. При выборочном контроле техники из 10 единиц, работающих в сходных условиях, проверяются 1…2 единицы. Для проведения контроля радиоактивного загрязнения привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки (РХР), а также общей и специальной разведки, входящие в состав аварийно-спасательных формирований, отделения РХР СВФ. Звенья радиометрического контроля проводят работы на пунктах специальной обработки (ПуСО), санитарно-обмывочных пунктах, станциях обеззараживания одежды и техники. Личный состав, техника и транспорт формирований, подвергшихся радиоактивному загрязнению и прибывших для проведения полной специальной обработки на ПуСО, проходят через контрольно-распределительный пункт (КРП), где определяется степень загрязнения формирований после действий на загрязненной местности, необходимость дезактивации и способ специальной обработки. КРП могут развертывать группы, расчеты, отделения РХР, оснащенные соответствующими средствами. В ходе работы КРП периодически проверяется загрязненность рабочего места дозиметриста, при необходимости проводится его дезактивация или перемещение в другое место. Контроль радиоактивного загрязнения на ПуСО осуществляется, как правило, двумя постами – перед специальной обработкой и после, для определения ее полноты. Степень радиоактивного загрязнения продовольствия и готовой пищи определяется взятием с поверхности пробы. Пробы жидких пищевых продуктов (молоко, сметана, растительные масла, фруктовые соки и т. п.) и готовой пищи отбираются после тщательного перемешивания всей массы продукта. Пробы продуктов (кроме жидких), находящихся в упаковке, берут из слоя толщиной 1–2 см, прилегающего к упаковочному материалу. Для этого упаковку разрезают (вскрывают), затем продукт отбирают и тщательно перемешивают. Количество упаковок, подлежащих вскрытию, устанавливается в зависимости от вида продовольствия, размера запасов и условий хранения, но при всех обстоятельствах вскрывается не менее трех упаковок. Контролю подлежат только те продукты, упаковка которых не является герметичной для радиоактивной пыли. При определении радиоактивного загрязнения воды отбирают две пробы: одну – из верхнего слоя водоисточника, другую – с придонного слоя. Пробы из верхнего слоя водоисточника отбирают в любую чистую посуду (банки, ведра и т. д.). С придонного слоя пробу отбирают с помощью специального водозаборника из комплекта отбора проб. Объем отбираемых проб – 1,5 л (котелок) или 10 л (ведро). Химический контроль – это комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых для оценки степени заражения объектов ОВ и АХОВ. Химический контроль проводится при наличии данных химической разведки о заражении воздуха, местности, зданий и сооружений в районах действий сил РСЧС, а также при заражении воды (источников воды), продовольствия, пищевого сырья, фуража аварийно химически опасными веществами [47, 87]. Цели химического контроля: установление наличия и концентрации в воздухе, на местности, зданиях и сооружениях, в продовольствии, воде и фураже АХОВ; определение необходимости и полноты дегазации (обеззараживания) техники, продовольствия, воды и других материальных средств; установление возможности действий населения и личного состава без средств защиты. Основными задачами химического контроля являются: установление первичного факта наличия АХОВ; идентификация АХОВ; определение степени заражения воздуха, местности, зданий, сооружений транспортных и других материальных средств АХОВ; обнаружение и определение степени заражения продовольствия, пищевого сырья, фуража и сельскохозяйственных животных АХОВ; обнаружение и определение степени заражения водоисточников АХОВ; контроль за химической обстановкой во время проведения АСДНР. Химический контроль организуется уполномоченными и органами управления ГОЧС и МЧС, командирами всех степеней в мирное и военное время. При проведении рассредоточения и эвакуации сотрудников и членов их семей ХК организуется и осуществляется председателями эвакокомиссий, начальниками сборных пунктов, эшелонов (колонн). По данным ХК производятся: оценка работоспособности населения (проживающего вблизи ХОО, на котором произошла авария), сил РСЧС; определение степени тяжести химических поражений людей, а также формирование сортировочных потоков из раненых и пораженных на этапах медицинской эвакуации; определение порядка применения формирований и сил РСЧС при проведении АСДНР, планирование их замены или пополнения из резерва; осуществление санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий среди населения, подвергшегося воздействию АХОВ; уточнение режимов химической защиты сотрудников, рабочих и служащих, оказавшихся в зонах заражения; определение необходимости и объема проведения работ по санитарной обработке людей, дегазации техники, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, оборудования и других материальных средств; определение возможности использования продуктов питания и питьевой воды, оказавшихся в зонах заражения АХОВ, по прямому назначению и для технических целей. Для проведения ХК привлекаются специалисты-химики, входящие в различные звенья штатных и нештатных АСФ, химические и радиометрические лаборатории ГО, разведывательные группы (звенья) общей разведки, формирования и учреждения медицинской службы, лаборатории (учреждения) сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). Степень заражения объектов определяется после каждого применения противником химического оружия или аварии на ХОО. В первую очередь химическому контролю подвергаются средства индивидуальной защиты, одежда, обувь личного состава формирований ГО и населения, техника, транспорт, сооружения, а также продовольствие, вода и фураж, оказавшиеся в очаге химического поражения (заражения) или в зоне химического заражения. Контроль осуществляется химиками-разведчиками. Количественное определение АХОВ в продовольствии и питьевой воде проводится по методикам, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития России, а в сырых продуктах животноводства и растениеводства, воде и фураже – по методикам, утвержденным Министерством сельского хозяйства России. На основании полученных результатов учреждения СНЛК определяют пригодность продуктов питания, воды, фуража и выдают заключение о возможности их использования по назначению. Ветеринарные лаборатории выдают заключение о возможности использования сырых продуктов животноводства и растениеводства для употребления населением, а фуража и воды – для кормления и водопоя сельскохозяйственных животных и птиц. В сомнительных случаях проводится санитарная экспертиза соответственно головными ЦГиЭ и ветлабораториями. Полнота дегазации техники, транспорта, сооружений и других объектов определяется как после проведения их полной специальной обработки, так и после естественной дегазации (проветривания). При химическом контроле полноты дегазации определяются остаточные количества АХОВ на продегазированных поверхностях объектов. Полнота дегазации средств индивидуальной защиты, одежды, обуви, техники, транспорта и других объектов определяется на ПуСО, СОТ, СОО приборами химической разведки, однако не исключается взятие проб с объектов для проведения анализа в химических и радиометрических лабораториях ГО. Возможность действий личного состава АСФ, рабочих и служащих объектов экономики без СИЗ устанавливается после выявления отсутствия АХОВ в воздухе или на местности приборами химической разведки. В тех случаях, когда имеются признаки применения (наличия) АХОВ (пораженные люди, сельскохозяйственные животные, птицы и т. п.), но с помощью средств химической разведки и контроля они не обнаружены, принимаются меры для определения факта применения неизвестных АХОВ учреждениями СНЛК или химическими и радиометрическими лабораториями ГО.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3885)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |