Содержание пособия отражает парадигмальную составляющую курса «Концепции современного естествознания». В связи с дефицитом времени, отводимого на лекционные, аудиторные занятия, рассмотрение некоторых тем учебной программы, отвечающей требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, осталось вне его рамок. Их представление планируется осуществить в последующем подобном издании, предназначенном уже для семинарских занятий и самостоятельной работы студента.
Авторы пособия надеются через используемый методический прием помочь студентам в овладении и систематизации естественнонаучных знаний с целью формирования научного мировоззрения. Авторы выражают надежду, что в круг представлений будущих специалистов гуманитарного профиля войдут концептуальные основы современного естествознания, которые позволят понять место и функции человека любой специальности в окружающем его мире. Особо следует подчеркнуть важность осознания того, что каждый человек, являясь частью природы, должен в своей профессиональной деятельности следовать законам её развития в рамках коэволюции. И здесь хочется процитировать В.А. Канке [3]:
«Природа, в отличие от человека, не обладает сознанием, поэтому ей невозможно навязать глупость. Природа не зломеренна, она не способна на месть человеку. Природа стоит перед нами как прямой укор: Неужели?! Неужели её самое строптивое, но зато и умнейшее дитя не способно понять то немногое, незнание чего грозит превратить его в «обезьяну цивилизации». Неужели человек не сможет обеспечить своё собственное будущее? На наш взгляд, сможет, но лишь при условии очень тщательного, бдительного и ответственного синтеза природного и неприродного. В этом деле нет альтернативы научному знанию. Надуманно-надменное отношение к наукам, в том числе к естествознанию, давно исчерпало себя. Стратегия нового века нуждается и новом естествознании, и в новой гуманитаристике, и в обновлении их союза».
1. Грядовой, Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов) / Д.И. Грядовой – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-239 с.
2. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: Учебник. –
2-е изд. / М.К. Гусейханов; О.Р. Рабаджабов – М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 692 с.
3. Канке, В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. / В.А. Канке – М.: Логос, 2001. – 368 с.
4. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова, – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
5. Мамонтов, С.Г. Общая биология: Учебник / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров – М.: Высш. шк.», 2006. – 317 с.
6. Романов, В.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп. / В.П. Романов – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282 с.
7. Тимофеева, С.С. Основы современного естествознания и экологии / Серия «Учебники, учебные пособия» / С.С. Тимофеева, С.А. Медведева, Е.Ю. Ларионова – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
8. Хомутов, А.Е. Антропология / А.Е. Хомутов – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
9. Юлов, В.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие/ В.Ф. Юлов – Киров, ВГПУ, 1997. – 253 с.
Предисловие…………………………………………………………………….
|
|
Раздел I. Наука в системе культуры ………………………………………..
|
|
Тема 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры ………………...
|
|
1.1.1.
| Структура мира человека ……………………………………….
|
|
1.1.2.
| Предметные области науки ……………………………………..
|
|
1.1.3.
| Уровневая структура естественнонаучного образования ……..
|
|
1.1.4.
| Функции естественнонаучных знаний …………………………
|
|
1.1.5.
| Смысл названия учебного курса …………………………
|
|
1.1.6.
| Метасистема ……………………………………………………..
|
|
1.1.7.
| Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания»………………………………………………….
|
|
1.1.8.
| Научное мировоззрение в мире духовных ценностей…………
|
|
1.1.9.
| Естественнонаучная и гуманитарная культуры………………..
|
|
1.1.10.
| Путь к единой культуре…………………………………………
|
|
1.1.11.
| Классификация культуры в зависимости от целей деятельности...................................................................................
|
|
Тема 1.2.
| Наука как способ познания мира
|
|
1.2.1.
| Наука в системе духовной культуры……………………………
|
|
1.2.2.
| Общая систематизация наук …………………………………….
|
|
1.2.3.
| Уровни, методы и формы научного познания………………….
|
|
1.2.4.
| Гипотетико-дедуктивная модель научного познания………….
|
|
1.2.5.
| Модели развития науки………………………………………….
|
|
Тема 1.3.
| Панорама и тенденции развития естествознания………………
|
|
1.3.1.
| Связь естествознания с общественным развитием……………
|
|
1.3.2.
| Периодизация истории естествознания…………………………
|
|
1.3.3.
| Понятие о научной картине мира……………………………….
|
|
1.3.4.
| Функции научной картины мира как связующего звена………
|
|
Раздел II.
| Основные физические концепции материального мира.............
|
|
Тема 2.1.
| Корпускулярное и континуальное описания природы ………..
|
|
2.1.1.
| Материальное единство мира……………………………………
|
|
2.1.2.
| Материя как физическая реальность……………………………
|
|
2.1.3.
| Развитие представлений о природе света………………………
|
|
2.1.4.
| Структурные уровни организации материи……………………
|
|
2.1.5.
| Реальный мир в научных картинах …………………………….
|
|
Тема 2.2.
| Пространство и время……………………………………………
|
|
2.2.1.
| Понятие о пространстве и времени…………………………….
|
|
2.2.2.
| Классическая концепция пространства и времени…………….
|
|
2.2.3.
| Современная концепция пространства и времени (СТО)……..
|
|
2.2.4.
| Общая теория относительности (ОТО)…………………………
|
|
Тема 2.3.
| Физические концепции развития природы……………………..
|
|
2.3.1.
| Фундаментальные взаимодействия в природе…………………
|
|
2.3.2.
| Сравнительный анализ фундаментальных взаимодействий…..
|
|
2.3.3.
| Теория единого поля……………………………………………
|
|
2.3.4.
| Систематизация представлений о фундаментальных взаимодействиях в природе……………………………………...
|
|
2.3.5.
| Принципы симметрии и симметрия законов…………………...
|
|
2.3.6.
| Законы сохранения физических величин………………………
|
|
2.3.7.
| Категории симметрии……………………………………………
|
|
2.3.8.
| Геометрическая симметрия……………………………………..
|
|
2.3.9.
| Золотое сечение – проявление гармонии в природе…………..
|
|
2.3.10.
| Классическая термодинамика о направлении протекания процесса………………………………………………………….
|
|
2.3.11.
| Статистическая природа энтропии……………………………..
|
|
2.3.12.
| Самоорганизация – фундаментальный принцип Вселенной…
|
|
2.3.13.
| Этапы цикла развития открытых систем………………………
|
|
2.3.14.
| Синергетическая концепция развития природы………………
|
|
2.3.15.
| Примеры самоорганизующихся систем………………………..
|
|
Раздел III
| Структурная организация неживой природы………………….
|
|
Тема 3.1.
| Квантово-механическая концепция материи…………………..
|
|
3.1.1.
| Кризис физики на рубеже XIX – XX в.в………………………
|
|
3.1.2.
| Принципы и математический аппарат квантовой механики….
|
|
3.1.3.
| Классификация элементарных частиц…………………………
|
|
3.1.4.
| Основные характеристики некоторых элементарных частиц…
|
|
3.1.5.
| Истинно элементарные частицы………………………………..
|
|
3.1.6.
| Химический элемент…………………………………………….
|
|
3.1.7.
| Периодический закон Д.И. Менделеева………………………
|
|
3.1.8.
| Состав атомных ядер……………………………………………
|
|
3.1.9.
| Естественная и искусственная радиоактивность………………
|
|
3.1.10.
| Периоды полураспада некоторых радиоактивных изотопов…
|
|
3.1.11.
| Ядерные процессы ……………………………............................
|
|
3.1.12
| Формы записи ядерных реакций……………………………….
|
|
3.1.13.
| Структура атома …………………………………………………
|
|
3.1.14.
| Электронная конфигурация атомов…………………………….
|
|
3.1.15.
| Последовательность заполнения электронных уровней (подуровней) в атоме……………………………………………
|
|
3.1.16.
| Химическая связь и её типы……………………………………
|
|
Тема 3.2.
| Химические и физико-химические системы…………………..
|
|
3.2.1.
| Химия как раздел естествознания………………………………
|
|
3.2.2.
| Развитие представлений о химическом элементе……………..
|
|
3.2.3.
| Учения о составе вещества………………………………………
|
|
3.2.4.
| Структура химических соединений……………………………..
|
|
3.2.5.
| Химические превращения……………………………………….
|
|
3.2.6.
| Отличие химических превращений от физических процессов
|
|
3.2.7.
| Управление химическими процессами…………………………
|
|
3.2.8.
| Скорость химических реакций………………………………….
|
|
3.2.9.
| Каталитические реакции…………………………………………
|
|
3.2.10.
| Химическое равновесие…………………………………………
|
|
3.2.11.
| Структурная организация макромира………………………….
|
|
3.2.12.
| Природа как дисперсная система………………………………
|
|
Тема 3.3.
| Системная организация и эволюция Вселенной………………
|
|
3.3.1.
| Развитие представлений о структуре мира…………………….
|
|
3.3.2.
| Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира………..
|
|
3.3.3.
| Варианты решения уравнения А. Фридмана…………………
|
|
3.3.4.
| Модель расширяющейся Вселенной……………………………
|
|
3.3.5.
| Красное смещение – подтверждение модели расширяющейся Вселенной…………………………………………………………
|
|
3.3.6.
| Модели Вселенной на начальном этапе возникновения………
|
|
3.3.7.
| От Большого Взрыва до современной Вселенной……………..
|
|
3.3.8.
| Космическая шкала времени…………………………………….
|
|
3.3.9.
| Состав современной Вселенной…………………………………
|
|
3.3.10.
| Иерархия звездных структур Вселенной……………………….
|
|
3.3.11.
| Галактики – гигантские звездные системы…………………….
|
|
3.3.12.
| Классификация галактик по Э. Хабблу …………………….
|
|
3.3.13.
| Снимки галактик различных типов……………………………..
|
|
3.3.14.
| Модель галактики – Млечный путь…………………………….
|
|
3.3.15.
| Формирование звезд……………………………………………..
|
|
3.3.16.
| Термоядерные реакции в недрах звезд…………………………
|
|
3.3.17.
| Термоядерные процессы в зависимости от температуры звезды……………………………………………………………..
|
|
3.3.18.
| Длительность этапов ядерного синтеза в недрах звезд………..
|
|
3.3.19.
| Звезды – источники химических элементов……………………
|
|
3.3.20.
| Характеристики звезд……………………………………………
|
|
3.3.21.
| Характеристики звезд (продолжение)…………………………..
|
|
3.3.22.
| Диаграмма Герцшпрунга-Рессела……………………………….
|
|
3.3.23.
| Характеристики звезд главной последовательности…………..
|
|
3.3.24.
| Продукты эволюции звезд……………………………………….
|
|
3.3.25.
| Завершение жизненного цикла звезд……………………………
|
|
3.3.26.
| Космический круговорот вещества в галактике………………..
|
|
3.3.27.
| Сравнительные размеры звезд…………………………………..
|
|
3.3.28.
| Общая характеристика Солнца………………………………….
|
|
3.3.29.
| Строение Солнца…………………………………………………
|
|
3.3.30.
| Солнечная система……………………………………………….
|
|
3.3.31.
| Сравнительные размеры Солнца и планет……………………...
|
|
3.3.32.
| Характеристика планет Солнечной системы…………………..
|
|
3.3.33.
| Особенности строения Солнечной системы……………………
|
|
3.3.34.
| Развитие представлений о происхождении Солнечной системы…………………………………………………………....
|
|
3.3.35.
| История эволюции Земли……………………………………….
|
|
3.3.36.
| Геосферные оболочки Земли…………………………………….
|
|
3.3.37.
| Общая характеристика Земли……………………………………
|
|
Раздел IV
| Жизнь……………………………………………………………..
|
|
Тема 4.1.
| Происхождение и сущность жизни……………………………..
|
|
4.1.1.
| Биология как раздел естествознания……………………………
|
|
4.1.2.
| Естественнонаучное понятие жизни…………………………....
|
|
4.1.3.
| Структурные уровни организации материи……………………
|
|
4.1.4.
| Химический состав живой материи…………………………….
|
|
4.1.5.
| Хиральность – фундаментальный признак живой материи…...
|
|
4.1.6.
| Белок как основа живых систем ………………………………..
|
|
4.1.7.
| Нуклеиновые кислоты живых систем…………………………..
|
|
4.1.8.
| Концепции возникновения жизни на Земле……………………
|
|
4.1.9.
| Концепция биохимической эволюции………………………….
|
|
4.1.10.
| Экспериментальное подтверждение получения органических веществ абиотическим путем……………………………………
|
|
4.1.11.
| Модель коацерватной капли…………………………………….
|
|
4.1.12.
| Гипотезы голобиоза и генобиоза – современные концепции зарождения жизни на Земле……………………………………..
|
|
4.1.13.
| Необходимые условия для возникновения жизни на планете...
|
|
4.1.14.
| Схема перехода химической эволюции в биологическую……
|
|
4.1.15.
| Условия перехода химической эволюции в биологическую….
|
|
4.1.16.
| Формы жизни …………………………………………………….
|
|
4.1.17.
| Классификация организмов по способу получения энергии….
|
|
Тема 4.2.
| Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем……………………………………………………………..
|
|
4.2.1.
| Развития представлений о многообразии видов жизни……….
|
|
4.2.2.
| Концепция эволюции жизни Ж.Б.Ламарка…………………….
|
|
4.2.3.
| Эволюционная теория Ч. Р.Дарвина – А. Р.Уолесса…………..
|
|
4.2.4.
| Антидарвинизм конца XIX – начала XX века………………….
|
|
4.2.5.
| Этапы развития генетики………………………………………..
|
|
4.2.6.
| Основные понятия генетики……………………………………..
|
|
4.2.7.
| Синтетическая теория эволюции………………………………..
|
|
4.2.8.
| Этапы развития жизни на Земле………………………………...
|
|
Раздел V
| Человек как объект естественнонаучного познания…………..
|
|
Тема 5.1.
| Антропогенез и антропосоциогенез…………………………….
|
|
5.1.1.
| Человек и наука…………………………………………………..
|
|
5.1.2.
| Развитие представлений о происхождении человека………….
|
|
5.1.3.
| Естественнонаучное обоснование животного происхождения человека…………………………………………………………..
|
|
5.1.4.
| Генеалогическое древо человека………………………………..
|
|
5.1.5.
| Основные стадии эволюции человека…………………………..
|
|
5.1.6.
| Представители семейства гоминид……………………………..
|
|
5.1.7.
| Природные факторы – движущие причины становления вида Homo sapiens……………………………………………………...
|
|
5.1.8.
| Признаки человека……………………………………………….
|
|
5.1.9.
| Коэволюция как взаимодействие биологического и социального в историческом развитии человека……………...
|
|
5.1.10.
| Человек как индивид и как личность……………………………
|
|
Раздел VI
| Мир как целостная система……………………………………...
|
|
Тема 6.1.
| Человек и Вселенная……………………………………………..
|
|
6.1.1.
| Развитие учения о биосфере……………………………………..
|
|
6.1.2.
| Состав биосферы…………………………………………………
|
|
6.1.3.
| Границы биосферы……………………………………………….
|
|
6.1.4.
| Атмосфера и жизнь………………………………………………
|
|
6.1.5.
| Гидросфера и жизнь……………………………………………...
|
|
6.1.6.
| Литосфера Земли…………………………………………………
|
|
6.1.7.
| Распространение организмов в биосфере………………………
|
|
6.1.8.
| Биосфера и космос……………………………………………….
|
|
6.1.9.
| Биосфера и ноосфера…………………………………………….
|
|
6.1.10.
| Экология как наука………………………………………………
|
|
6.1.11.
| Антропогеоценоз и экологические кризисы……………………
|
|
6.1.12.
| Характеристика экологических кризисов в развитии биосферы и цивилизации………………………………………..
|
|
6.1.13.
| Кризис природы и кризис человека……………………………..
|
|
6.1.14.
| Основные концепции взаимодействия общества и природы….
|
|
Тема 6.2.
| Единая картина мира – путь к единой культуре……………..
|
|
6.2.1.
| Основные концепции естествознания…………………………..
|
|
6.2.2.
| Основные этапы становления современной естественнонауч-ной научной картины мира……………………………………...
|
|
6.2.3.
| Особенности современной естественнонаучной картины мира………………………………………………………………..
|
|
6.2.4.
| Модель мира……………………………………………………...
|
|
6.2.5.
| Иерархическое многообразие материального мира……………
|
|
6.2.6.
| Глобальные модели будущего развития мира………………….
|
|
Заключение………………………………………………………………………
|
|
Библиографический список…………………………………………………….
|
|