Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Еще раз о поощрениях и последствиях



2015-11-27 258 Обсуждений (0)
Еще раз о поощрениях и последствиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Одна мама как-то сказала мне, что попросила сына вы­полнитьпростейшее поручение, допустим, вынести мусор­ное ведро, и в ответ услышала: «А что ты мне за это дашь?». Она спросила у меня, какое вознаграждение будет наиболее оптимальным.

Я посоветовал ей сказать сыну, что она даст ему возмож­ность на себе испытать, как нелегко живется тому, кто не выполняет порученных заданий. Мама очень удивилась, и мы долго обсуждали с ней вопрос о поощрениях и последст­виях.

Мы считаем, что вознаграждения положены в двух случа­ях:

1. Когда ребенок приложил немалые усилия к тому, чтобы выполнить задание.

2. Когда ребенок сделал что-то особенное.

Ни о каких вознаграждениях не может идти речи в следу­ющих случаях:

1. Когда ребенок выполняет задания, вполне соответ­ствующие его возрасту и уровню развития (развивает жизненно необходимые навыки).

2. Когда ребенок делает то, что от него ожидают (вы­полняет свои обязанности).

Такие поощрения, как похвала, сладости, денежные воз­награждения, поход в зоопарк или приклеиваемые на холо­дильник звездочки, — отличные учителя, способствующие усвоению нового материала. Иногда, когда мы изучаем что-то новое и нам приходится прикладывать для этого опреде­ленные усилия, нам просто необходим некий стимул — не­большое поощрение, которое доставило бы нам удоволь­ствие. Детям же особенно нравится получать награды в про­цессе овладения чем-то новым.

Вознаграждение будет к месту и тогда, когда человек до­стиг большего, чем от него ожидалось. Подобные вознаграж­дения получают ученики в школах, дети в летних лагерях тру­да и отдыха, спортсмены на соревнованиях и сотрудники не­которых организаций. Различные льготы и прибавки к зар­плате — отличные стимулирующие факторы.

Наше общество выработало определенные нормы пове­дения современного цивилизованного человека. Соседи, на­чальство, сослуживцы, школьные учителя, друзья, супруги ожидают от взрослого человека, с которым у них сложились определенные отношения, соответствующего поведения. Если дети усвоили эти нормы, подразумевающие ответствен­ный подход к жизни, то считается, что они будут соответ­ствовать им без всяких поощрений. Наоборот, это они долж­ны будут заплатить некоторую плату, если станут их нару­шать.

Мы расточаем похвалы двухлетнему карапузу, научивше­муся пользоваться горшочком. Но мы же не вручаем подарки взрослому человеку за то, что он пользуется туалетом. Вам не платят премию за то, что вы вовремя приходите на работу. Это само собой разумеется. А вот если вы несколько раз опо­здаете, то из вашей зарплаты произведут вычеты, или вы под­вергнетесь каким-либо дисциплинарным взысканиям.

Будьте осторожны: не допускайте, чтобы у ребенка сло­жилось впечатление, будто он должен выполнять поручения только за определенную плату. Ребенку следует усвоить: пла­тить будет он, если не сделает то, что ему велят. Это позволит в будущем избавить его от так хорошо знакомого многим из нас ощущения, будто нам кто-то должен. Детям следует знать: у каждого члена семьи имеются свои обязанности. Если вы выполните что-то сверх обязательной нормы, то можно поду­мать и о получении вознаграждения. Но каждый человек обя­зан абсолютно безвозмездно выполнять определенный мини­мум работы. Как сказал Иисус: «Станет ли он благодарить ра­ба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю» (Луки 17:9). В реальном мире человек не получает никакой благо­дарности за выполнение своих прямых обязанностей. А вот в случаеих невыполнения на него налагаются взыскания.

Ø Реальность — наш друг

Зрелость наступает, когда мы перестаем требовать от жизни, чтобы она удовлетворяла наши требования, и когда сами начинаем удовлетворять ее. Закон «Что посеешь, то и пожнешь» обязывает нас соответствовать требованиям жиз­ни, иначе мы ощущаем боль. Мы начинаем вести себя по-другому, когда боль от пребывания в прежнем состоянии ока­зывается сильнее боли перемен. Последствия как раз и ста­новятся причиной боли, побуждающей нас к переменам.

Реальность — это не враг, а друг человека. Мы получаем самую большую награду, когда наша жизнь соответствует тре­бованиям реальности: «Сын мой! наставления моего не забы­вай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя... И обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей» (Притчи 3:1 -4). Зрелый человек знает, что бла­гой путь — это лучший путь. Жить мудро, делать хороший выбор, поступать правильно — это и есть благая жизнь.

В сознании же ребенка действительность — это враг. Последствия как раз и учат его тому, что действительность вполне может быть другом. Изменять свое поведение и отве­чать предъявляемым жизнью требованиям означает не что иное, как улучшать свою жизнь.Мы приходим к осознанию, что сами можем распоряжаться собственной жизнью. Посеяв соответствующее требованиям реальности поведение, по­жнем блага. Посеяв же стремление убежать от действитель­ности, столкнемся с необходимостью расплачиваться за это. Ибо друзья так не поступают.

Сделайте одолжение своему ребенку — научите его дру­жить с действительностью в самом начале его жизни.

Это обойдется ему гораздо дешевле и безопаснее, да и ваши ужи­ны всегда будут начинаться, и заканчиваться вовремя. Для этого дети должны научиться нести ответственность за со­вершаемые поступки. Об этом мы и поговорим в следующей главе.

 



2015-11-27 258 Обсуждений (0)
Еще раз о поощрениях и последствиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Еще раз о поощрениях и последствиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)