Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности взаимодействия школы и семьи



2015-11-27 3192 Обсуждений (0)
Особенности взаимодействия школы и семьи 4.50 из 5.00 6 оценок




Проблема взаимодействия школы и семьи всегда содержала много сложных аспектов. И у педагогов, и у родителей были сформированы неправильные установки на сам процесс сотрудничества. По сложившейся традиции считалось, что учитель обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования ученику и его родителям от имени общества. Сами же родители часто совершенно равнодушно относились к традиционной психолого-педагогической пропаганде и редко доверяли учителю свои проблемы, считая, что все равно он их вряд ли поймет. Таким образом, формировалась позиция конфронтации: кто кому должен, кто кому обязан, кто прав, а кто не виноват.

Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители, как справедливо отмечают Л.И. Маленкова, М.П. Осипова, В.Г. Сенько, Е.И. Сермяжко и другие ученые, должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.

Взаимодействие людей в воспитательной системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой системы неотделима. Именно от семейной среды зависит, созданы ли благоприятные условия для развития ребенка, какую заботу проявляют о нем близкие, счастлив ли он.

Смысл педагогического взаимодействия школы и семьи – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Поскольку в этом «доме» встречаются разные и педагоги, и родители, Т.А. Старовойтова выделяет несколько типов их взаимодействия[158]:

– родители полностью принимают и понимают школу;

– родители нейтральны, а порой равнодушны;

– конфликтные родители, противоречивы.

Сотрудничество нужно создавать терпеливо, находя пути и средства налаживания взаимодействия в процессе целенаправленного выполнения школой функций работы с семьей. Основные из них следующие:

– ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса, с организацией жизнедеятельности детей в школе;

– психолого-педагогическое просвещение родителей (представление информации, расширяющей эрудицию родителей, направленной на повышение их педагогической культуры);

– привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности, которая при благоприятных условиях является основой создания содружества в отношениях «учитель – дети – родители»;

– осуществление индивидуализированной, дифференцированной помощи семье, отдельным ее членам с целью корректировки их поведения, совершенствования семейных отношений;

– взаимодействие школы с окружающей средой, которая освоена ею для реализации целей воспитания (Дома творчества, клубы, объединения и др.), подключение к этому родителей;

– оказание помощи общественным организациям родителей, налаживание сотрудничества с ними.

От позитивного взаимодействия выигрывает не только семья, дети, но и педагоги: постоянно самосовершенствуются; приобретают уверенность в себе; вносят изменения в свои семейные отношения, что способствует созданию эмоционального благополучия в собственном доме; улучшается содержательный, методический уровень воспитывающей деятельности; за счет приобретенных средств, приемов гуманизации отношений более совершенным становится урок (например, дети не боятся вступать в диалог, действуют без хитрости, сами несут ответственность за свое поведение)[159].

Основу школьно-семейного воспитания составляют:

а) сотрудничество на всех уровнях (ученик – учитель; ученик – родители; учитель – родители);

б) забота о душевном здоровье, эмоциональном благополучии каждого из участников системы;

в) условия для самореализации как личности ребенка, так и взрослых.

Для создания и поддержания оптимального типа воспитательных отношений в триаде «учитель – дети – родители» учителю необходимо соблюдать следующие правила:

– говорить с родителями, детьми всегда в хорошем настроении, доброжелательно, заинтересованно;

– использовать «золотое» правило педагогики: начинать разговор о человеке, а тем более о ребенке, – с положительного, что даст импульс к продолжению беседы в доброжелательном тоне;

– не прибегать к чрезмерным отрицательным оценкам деятельности ребенка, потому что эту оценку родители переносят на себя;

– важно оценивать поступок, а не личность, так как этот «перенос» часто не совпадает;

– всегда проявлять заинтересованное участие в судьбе ребенка, его семьи, что будет способствовать налаживанию доверительных отношений с родителями;

– уметь хранить тайны (как с родителями, так и с детьми);

– верить в силы ребенка, его родителей, что придает оптимизма в дальнейших совместных действиях семьи, учителя, детей;

– сочувствовать родителям, которые испытывают дискомфорт, неловкость в разговоре с учителем из-за плохих поступков детей, уметь поставить себя на их место;

– не беседовать с родителями о серьезных делах «на ходу», не спешить мгновенно сказать обо всем, чем недовольны, ибо в этом случае не может высказать свою точку зрения другая сторона. Родители подчас уходят в подавленном настроении;

– никогда не прибегать к сравнению одного ребенка с Другим, а тем более родителей. Такой подход порождает раздражение, злобу, отрицательно сказывается на создании из родителей класса коллектива как содружества;

– в разговоре с родителями больше места уделять конкретным советам, договору о совместной деятельности, о перспективах и т.п.

– советы давать так, чтобы они были убедительными (анализировать аналогичные случаи, обращаться к рекомендациям ученых и т.п.), чтобы родители их приняли;

– телефонную связь желательно использовать для разговора с членами семьи о чем-то положительном, о плохом лучше говорить не по телефону;

– никогда не порицать действия того или иного ребенка перед родителями из другой семьи, это может «обрасти» слухами и вызвать конфликт.

Содержание и формы работы школы с родителями

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Формы работы с родителями подразделяются на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы относятся:

а) родительские собрания – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

– общешкольные родительские собрания. Цель – знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами и итогами работы. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

– классные родительские собрания. Цель – обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

б) общеклассные и общешкольные конференции – предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот возможные темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций могут выступать сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

в) индивидуальные консультации педагога – обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи.

г) посещения семьи – индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни. Особенное внимание в этой форме работы уделяется семьям с дисфункцией семейных отношений. Необходимо помнить, что причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.

Экономические причины дисфункции семейных отношений:

– у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена, семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети инвалиды);

– низкий уровень заработной платы или ее невыплата;

– безработица (сюда же относятся семьи пенсионеров, последние даже при максимальной, обычной, не льготной пенсии остаются за чертой бедности).

Социальные причины дисфункции семейных отношений: алкоголизм или наркомания семьи или одного из ее членов, противоправное поведение, проституция, плюс низкий культурный уровень. Как результат дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.

Психологические причины дисфункции семейных отношений: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

Медицинские причины дисфункции семейных отношений: хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения.

Нетрадиционные формы работы с родителями включают в себя:

а) родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

б) практикумы – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей;

в) родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

г) родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

д) родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные функции семьи и раскройте их содержание.

2. На какой функции семьи акцентирует свое внимание педагогическая наука?

3. Дайте определение понятия «семейное воспитание».

4. Каковы основные принципы семейного воспитания?

5. Чем семейное воспитание отличается от общественного?

6. Какие стили воспитания включены в классификацию Дж. Болдуина?

7. Какие параметры лежат в основе классификации стилей семейного воспитания, предложенной Г. Крайгом?

8. Чем отличается авторитетный стиль семейного воспитания от авторитарного?

9. Дайте характеристику либерального и индифферентного стилей воспитания.

10. Чем отличается попустительский стиль воспитания от игнорирующего в классификации Д. Элдера?

11. Какие особенности воспитания свойственны для гипопротекции? А для гипопротекции?

12. Назовите основные правила, которые необходимо соблюдать для создания и поддержания оптимального типа воспитательных отношений в триаде «учитель – дети – родители»?

13. Какие компоненты включает в себя содержание воспитательной работы школы с родителями?

14. Какие традиционные и нетрадиционные формы работы школы с родителями Вам известны? Охарактеризуйте отдельные их них.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. № 1. 2014.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

3. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009 [электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-110.shtml.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002.

 

Дополнительная:

1. Бескова Т.В. Влияние условий семейного воспитания на формирование завистливого отношения // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 338-340.

2. Гольцова Н.В. Педагогическая социология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2006.

3. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

5. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2003.

7. Психология развития: Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005.

8. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск: Изд-во Университет, 1971.

9. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989.

10. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

11. Старовойтова Т.А. Учителя и родители – партнеры в воспитании младших школьников / Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. [электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0174/2_0174-86.shtml#book_page_top.

12. Шамионов Р.М. Социализация личности // Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006.

13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО6Пресс, 2000.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Бердышев Е. Педагогическое стимулирование в воспитании [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-247.

3. Бескова Т.В. Влияние условий семейного воспитания на формирование завистливого отношения // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 338-340.

4. Бескова Т.В. Социально-психологическая структура и детерминанты зависти. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013.

5. Васильев, Ю.К., Левчук З.К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008.

6. Виноградов В.В. История слов / Российская академия наук. Отделение литературы и языка: Научный совет «Русский язык: история и современное состояние». Институт русского языка РАН / Отв. ред. чл.-корр. РАН Н.Ю. Шведова. М.: Толк, 1994.

7. Гольцова Н.В. Педагогическая социология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2006.

8. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

9. Дейнека О.С. Человек в экономике // Крылов А.А. Психология: учебник (2-е издание): М.: Издательство «Проспект», 2005.

10. Диспут как метод воспитания [электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-244.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.

12. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 32-43.

13. Качалова Л.П. Педагогические технологии. Шадринск, 2001.

14. Кваша А.А. Правовые установки граждан: автореф. дис… канд. юрид. наук. Волгоград. 2002.

15. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

16. Кольцова В.А. Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 4. С. 89-97.

17. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

18. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.

19. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. № 1. 2014.

20. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981.

21. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1, 4.

22. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981.

23. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М., 1958. Т. 5.

24. Максимовских Е.Н. Воспитывающая ситуация [электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-156.

25. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.

26. Мироненко И.А. Проблема нравственности в современной российской психологии // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 15-28.

27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

28. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.

29. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2003.

30. Мясищев В.Н. Психология отношений / Сост. В.А. Журавель; вступ. ст. и ред. А.А. Бодалева. 4-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.

31. Наказание как метод воспитания [электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-243.

32. НемовР.С.Психология. В 2 кн. М., 1994. Кн. 2.

33. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

34. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978.

35. Новожилова В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях: автореф. дис. … к.пед.н., М., 2003.

36. Об экономическом воспитании школьников. Материалы 4-й сессии научного семинара «Экономическое воспитание школьников: проблемы и пути решения». 2011 [электронный ресурс] // URL: http://expert.fingramota.org/?ELEMENT_ID=2107.

37. Панферов В.Н. Формы проявления психологии человека / Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2009. С. 118-179.

38. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998.

39. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

40. Петровский А.В. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996.

41. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978.

42. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

43. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

44. Психология развития: Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005.

45. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990.

46. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск: Изд-во Университет, 1971.

47. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

48. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989.

49. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009 [электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-110.shtml.

50. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm.

51. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

52. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

53. Словарь философских терминов / Науч. ред. профессора В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2010.

54. Современный толковый словарь русского языка / Под редакцией Т.Ф. Ефремовой. В 3-х томах. Том 3. М.: Изд-во АСТ, 2006.

55. Соснин В.А. Содержание, основные функции и особенности воспитания патриотизма в современных российских условиях // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт Психологии РАН», 2010. С. 318-337.

56. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

57. Старовойтова Т.А. Учителя и родители – партнеры в воспитании младших школьников / Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003 [электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0174/2_0174-86.shtml#book_page_top.

58. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 357.

59. Титов В.А. Общая педагогика. М.: А-Приор, 2008.

60. Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [электронный ресурс] // URL: http://www.artiks.ru/consultant_doc.php?art_no=612.

61. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

62. Урбанович А.А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2003.

63. Устин П.Н. Экспериментальное исследование циничности // Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 103-157.

64. Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. К.: Издательский центр «Академия», 2002.

65. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е издание, перераб. и доп. М., 2007.

66. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

67. Шамионов Р.М. Социализация личности // Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 29-62.

68. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). М.: Знание, 1986. 96 с. [электронный ресурс] // URL: http://ozevs.ru/shmelev-ostrie-ugli.html?page=2.

69. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО6Пресс, 2000.

70. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002.

71. Янсон Ю.А. Структура современного процесса физического воспитания школьников // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». № 10. 2004. [электронный ресурс] // URL: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2004N10/p22-24.htm.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Воспитание и его место в целостной структуре образовательного процесса …………………………………………………….  
1.1. Воспитание: понятие и сущность …………………………….
1.2. Соотношение понятий «воспитание», «социализация», «развитие» и «формирование» ……………………………………  
1.3. Воспитание и обучение ……………………………………….
1.4. Понятие самовоспитания ……………………………………..
ГЛАВА 2. Методологические основы воспитания ………………….
2.1. Движущие силы и противоречия воспитательного процесса
2.2. Цели, задачи и функции воспитания ………………………...
2.3. Закономерности и принципы воспитания …………………...
ГЛАВА 3. Виды, формы и методы воспитания ……………………..
3.1. Виды воспитания ……………………………………………...
3.2. Формы воспитания ……………………………………………
3.3. Методы воспитания …………………………………………...
ГЛАВА 4. Коллектив как объект и субъект процесса воспитания
4.1. Понятие коллектива, его признаки и функции ……………...
4.2. Стадии развития коллектива ………………………………….
4.3. Личность и коллектив ………………………………………...
ГЛАВА 5. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности …………………..
5.1. Семья: определение и функции ………………………………
5.2. Понятие семейного воспитания ……………………………...
5.3. Стили семейного воспитания ………………………………...
5.4. Особенности взаимодействия школы и семьи ………………
Список литературы ……………………………………………………..

 

 


[1] Виноградов В.В. История слов / Российская академия наук. Отделение литературы и языка: Научный совет «Русский язык: история и современное состояние». Институт русского языка РАН / Отв. ред. чл.-корр. РАН Н.Ю. Шведова. М.: Толк, 1994.

[2] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990. С. 65.

[3] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 42.

[4] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990. С. 65.

[5] Шамионов Р.М. Социализация личности // Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 31-32.

[6] Шамионов Р.М. Социализация личности // Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 34-35.

[7] Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. С. 51.

[8] Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

[9] Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

[10] Там же.

[11] Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. С. 129-133.

[12] Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 199-200.

[13] Петровский А.В. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996.

[14] Там же.

[15] Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

[16] Там же.

[17] Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.

[18] НемовР.С.Психология. В 2 кн. М., 1994. Психология образования. Кн. 2.

[19] Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

[20] Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 357.

[21] Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

[25] Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

[26] Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

[27] Там же.

[28] Там же

[29] Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm (дата обращения 10.09.2014).

[30] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990. С. 440.

[31] Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

[32] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

[33] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

[34] Там же.

[35] Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm (дата обращения 10.09.2014).

 

[36] Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

[37] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 216.

[38] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

[39] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

[40] Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981.

[41] Там же.

[42] Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998.

[43] Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

[44] Там же.

[45] Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009 [электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-110.shtml (дата обращения 09.09.2014).

[46] Там же.

[47] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 143.

[48] Панферов В.Н. Формы проявления психологии человека / Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2009. С. 131.

[49] Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 20



2015-11-27 3192 Обсуждений (0)
Особенности взаимодействия школы и семьи 4.50 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Особенности взаимодействия школы и семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)