Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА



2015-11-27 954 Обсуждений (0)
КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА 0.00 из 5.00 0 оценок




С переходом к юношеству у воспитанников происходят значи­тельные возрастные и индивидуальные изменения. Эти измене­ния могут проходить по-разному. В одних случаях школьники ста­новятся более любознательными, самостоятельными, решитель­ными, в других — апатичными и безразличными. Каждое из этих проявлений возникает в различных ситуациях, может носить бо­лее или менее осознанный характер, протекать продолжительно или, наоборот, кратковременно, учащийся может замкнуться на себе или же, наоборот, проявляет готовность прийти на помощь другому.

Семья и школа были, есть и будут основным звеном воспита­ния. Школьное воспитание отличается от всех остальных своей направленностью, продолжительностью, разнообразностью, це­ленаправленностью, учетом ближних и дальних перспектив и от­носительной завершенностью. Родители, школа должны заложить основы морального образа человека, сформировать нравственные потребности, умение правильно организовать свою деятельность, помочь самоопределиться.

Детский, в том числе и школьный, коллектив — это не какая-то пассивная социальная среда, специально созданная для влия­ния на учеников, «это богатство индивидуальностей» (В. А. Сухомлинский). Сила коллектива определяется теми знаниями, уме­ниями, которые вносятся каждым индивидом в общую коллек­тивную деятельность.

Жизнь и развитие ребенка, в том числе и с нарушениями ин­теллекта, происходит в условиях коллектива. Именно в коллекти­ве закладывается первый опыт общественной социализации, со­существования с окружающими на основе морали.

Формирование детского коллектива, организация его деятель­ности осуществляются системно и планомерно, при сотрудниче­стве воспитателя, воспитанников и их родителей.

Умственное развитие школьника с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и нормально развивающего­ся, однако особенности психики и свойств личности учащихся с нарушением интеллекта сужают круг их связей с внешним ми­ром, они с трудом ориентируются даже в самых обычных ситуациях, у них снижена критичность, они не способны отстаивать свои убеждения. Вот почему необходимо так организовывать кол­лективную деятельность воспитанников, чтобы развивалась их эмоционально-волевая сфера, тогда можно будет понять их мыс­лительную деятельность. Необходимо помнить, что любое вос­питательное мероприятие в школе должно иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее воздействие на личность.

В специальной (коррекционной) школе организация коллек­тива требует реализации следующих условий:

- изучения личностных возможностей каждого ученика;

- определения места конкретной личности в структуре детско­го коллектива;

- определения доступной коллективной деятельности;

- создания каждому воспитаннику условий успешности, поло­жительного эмоционального настроения;

- включения воспитанника во взаимоотношения со сверстни­ками, воспитателем, а для этого:

изучения структуры личных взаимоотношений; нормализации отношения воспитанника к требованиям вос­питателя;

разъяснения содержания требований коллектива; создания условий для формирования коммуникативных свя­зей;

- вовлечения воспитанников в практическую деятельность, а для этого:

выбора адекватных видов деятельности; определения значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

развития интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития уча­щихся.

Детский коллектив, в какой бы структуре он ни существовал, характеризуется:

- постоянным и длительным пребыванием детей вместе, в од­ном и том же составе;

- наличием целей и задач в деятельности коллектива;

- выполняемой деятельностью (учебной, трудовой, игровой, общественной);

- определенной структурой организации самоуправления;

- обязательной для всех дисциплиной, наличием дружеских отношений.

Состав учащихся коррекционных учреждений VIII вида раз­нороден по клиническим проявлениям и интеллектуальному уровню.

В детском коллективе могут быть дети с нарушениями интел­лектуального развития различных клинических вариантов, дети с деменцией и разными формами шизофрении, дети с незначи­тельной умственной отсталостью. Все они составляют контингент учащихся с нарушениями интеллекта.

В отечественной олигофренопедагогике учитываются особен­ности познавательной деятельности детей с нарушениями интел­лекта, но за основу в работе с ними принимается общепедагоги­ческая концепция деятельности коллектива. Считается возможным формирование детского коллектива в системе специального обу­чения и воспитания, при этом коллектив становится определяю­щим фактором в преодолении причин, мешающих объединению детей в коллектив и развитию активности, самостоятельности, общественной зрелости.

Нормативными документами по коррекционному образованию класс определяется как воспитательная группа. Количество вос­питанников должно быть не более 12 человек.

В педагогической практике главным признаком коллектива счи­тается сплоченность (Я. Л. Коломенский, В. П. Сергеева). Сплачи­вая коллектив, необходимо:

- выявить, кто оказывает влияние на учащихся;

- демократизировать сами отношения внутри группы, что бу­дет способствовать созданию доверительных отношений.

Шаги по формированию коллектива многие исследователи рас­сматривают как стадии (А. С. Макаренко, В. П. Сергеева, М. И. Скаткин, 3. М. Шилина; в системе коррекционного воспитания — И.Г.Еременко) или как этапы (Л.Я.Коломинский, В.А.Караковский, Е. Н. Степанова; в олигофренопедагогике — А. С. Бел­кин, Г. М.Дульнев, Т. И.Пороцкая). Их четыре.

Необходимо знать, что стадии (этапы) развития коллектива в специальной (коррекционной) школе более длительны, а сам пе­реход от одной стадии к другой намного сложнее, чем в массовой школе. Нередко приходится наблюдать, что по определенным по­казателям коллектив коррекционной школы может находиться на первой стадии, по другим — на третьей, а в некоторых случаях — и на четвертой. Вот как может быть представлена характеристика этапов развития коллектива в общеобразовательной и специаль­ной системах воспитания (см. табл. 7).

Коррекционно-воспитательные возможности коллектива уча­щихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками.

Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой дея­тельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развивают­ся коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов ра­боты воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания.

 

Таблица 7



2015-11-27 954 Обсуждений (0)
КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (954)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)