С отклонениями в развитии. Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные
Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования. К числу традиционных и широко применяемых в психолого-педагогических исследованиях относится метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода является возможность изучения поведения и деятельности детей «в естественных условиях». Наблюдение за ребенком (активное или пассивное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуациях. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программирования деятельности, эмоционально-личностные проявления (например, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) и др. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроения является преобладающим, каковы особенности развития двигательной сферы. Такая информация может стать основой для последующего углубленного психолого-педагогического изучения ребенка. По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о характере и степени выраженности имеющихся нарушений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психолого-педагогическое изучение ребенка. Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную «психоэмоциональную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводящего обследование. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога высокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития. При проведении психолого-педагогического обследования основной целью наблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение). Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длительность и известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящего обследование, невозможности полноценной статистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализованным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых признаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сбалансированного качественного и количественного анализа полученных данных. Экспериментальное исследование (обучающий эксперимент). Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положение, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения включены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест – обучение – тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и прогностическая оценка. Специально для исследования потенциальных возможностей интеллектуального развития детей 7-10 лет А.Я. Иванова (1976) разработала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению каждого задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику обучения в тех случаях, когда ребенок не справляется с программой или еще не обучался. В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказывается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогичное задание. Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второго контрольного задания: – перенос образца правильного выполнения задания полный, в вербальной форме - например, ребенок называет все три признака; – перенос частичный в вербальной форме – ребенок выделяет и называет не менее 2-х признаков; – перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правильных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями); – перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее 2-х правильных группировок; – перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из признаков фигур второго набора. Оценка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям: · Наличие (характер) ориентировочной деятельности, которая у здоровых детей носит активный характер и практически всегда нарушена при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии. · Способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок - подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением интеллекта – от 10 до 20. · Способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания. При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать и на базе других методик: «Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего», «Кубики Кооса» и др. Это особенно важно, если обследующий ограничен во времени, например при проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.
Экспериментально-психологические методики. Особую среди них популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих методик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности. С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личностно-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в арснале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка. Важным условием применения экспериментально - психологических методик является оказание дозированной помощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн (1989) и И.Ю.Левченко (2003, 2004). К ним относится: – простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному; – выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хорошо», «А дальше?»; – вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие; – наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; – подсказ, совет действовать тем или иным способом; – демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его; – обучение тому, как надо выполнять задание. Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем: – сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными относительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению; – экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; – каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол. Основные экспериментально - психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |