Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО



2015-11-27 824 Обсуждений (0)
ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие лидерства

Лидерство это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия для достижения конкретных целей. А также лидерство — это возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в ос­нове которого лежит авторитет, признание высокого уровня квалифика­ции, доверие, личные симпатии и т.п.

Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает признание всего коллектива. Восприятие такого лидера окружающими происходит по модели «лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профес­сионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом под­ражания.

Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочи­ями менеджера. В этом случае соединяются в одном лице должность и лидерство. Это идеальная ситуация, к которой по большому счету дол­жен стремиться каждый хороший руководитель. Однако в реальной жизни нередко случается, что лидером становится человек, который за­нимает в организации далеко не руководящий пост. Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в системе власти, но определенной властью над людьми все же обладает. Он как бы управляет своим при­мером, убеждением, воодушевлением. Его влияние на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем формаль­ного лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успеш­ного управления людьми. Поэтому умение так построить отношения с не­формальным лидером, чтобы они усиливали формальную деятельность менеджера,— одна из важных сторон искусства управления.

Проблемы лидерства являются важнейшими для достижения ор­ганизационной эффективности. Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных ситуаци­ях. Лидерство преимущественно строится на отношениях «лидер — по­следователи», а не «начальник — подчиненные».


Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.

Перед менеджером постоянно возникает дилемма: «Что важнее — дело или люди?» Предпочтение надо отдавать людям. Будет внимание к людям — будет и успех в деле. В этом и состоит подлинная сущность лидерства.

Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером. Тако­вым может быть человек, обладающий определенными качествами, при­веденными в табл. 10.1.

Таблица 10.1

Качества лидера


Качество


Краткая характеристика


 


Честность

Интеллект

Способность понимать людей

Устойчивость взглядов

Уверенность в себе

Скромность в быту Эрудированность


Полная ясность по поводу соблюдения нормы обще­человеческой морали. Ответ на вопрос: «Пошел бы ты с этим человеком в разведку?» — должен быть поло­жительным

Быстрота, гибкость и прогностичность ума; устой­чивое внимание, умение владеть речью; любо­знательность

Умение почувствовать собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно

Адекватная реакция на ситуацию; контроль над эмо­циями; постоянство действий

Стремление брать на себя ответственность; осведомленность о своих достоинствах и недостат­ках; настойчивость в достижении целей

Отсутствие стремления к показной роскоши; рацио­нализм в обращении с вещами

Широта и глубина познания в различных областях науки и техники; хорошая осведомленность в филосо­фии, политологии, истории; знания в области чело­вековедения


Стиль руководства

Слово «стиль» греческого происхождения ($1у1оз). Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреб­лялось в значении «почерк». Поэтому можно считать, что стиль руковод­ства — это своего рода почерк в действиях менеджера. Иными словами,


стиль управления — это то, как руководитель выполняет свои функции, т.е. не то, что он делает, а как он это делает.

Обычно различают три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль (директивный, волевой) характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы ему докладывали обо всех делах, единолично принимает решения или отменяет их, большинство вопросов решает сам. Такой стиль основывается на представлениях о подчиненных как о лицах, не любящих трудиться, без чувства ответственности, нуждающихся в опеке.

Авторитарному стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер не дает воз­можности проявить инициативу сотрудникам, категоричен, часто резок с людьми. Постоянно приказывает, распоряжается, наставляет, но никог­да не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Данный стиль не стимули­рует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема менедже­ром-автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. В таких условиях, естественно, отсутствует удовле­творенность трудом, так как подчиненные подобному руководителю со­трудники вполне справедливо считают, что их творческие силы не нахо­дят должного применения.

Демократический (коллективистский, партнерский) стиль управле­ния представляет собой определенное распределение полномочий между руководителем и коллективом. Руководитель старается решать дела, советуясь с подчиненными, особенно в сложном положении. Демократич­ный руководитель стремится к тому, чтобы подчиненные работали само­стоятельно.

Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, сис­тематически информировать сотрудников о положении дел в коллекти­ве, правильно реагирует на критику в свой адрес. В общении с подчинен­ными он предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте с коллективом, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Такой менеджер требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений при­нимают участие все сотрудники.

Нетрудно заметить, что приемы и способы воздействия на под­чиненных у автократа и демократа сильно различаются (табл. 10.2).


Таблица 10.2



2015-11-27 824 Обсуждений (0)
ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (824)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)