Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновационная деятельность организации



2015-11-27 845 Обсуждений (0)
Инновационная деятельность организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и по­вышения качества продукции и услуг, совершенствования технологии и организации их производства. Инновационная деятельность включает:

— выявление проблем предприятия;

— осуществление инновационного процесса;

— организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо сис­тематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тор­мозом на пути к прогрессу, а также учитывать при этом ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо про­водить аттестацию продуктов, услуг, технологии и рабочих мест, анали­зировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна про­водиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйствен­ной деятельности предприятия, его продукции, услуг, рынков и т.д., на ее основе руководители должны первыми подумать о том, как обновить свою продукцию (услуги), а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на ин­новационной идее, как осознание того, что производимый продукт или услуга уже в ближайшем будущем могут оказаться устаревшими.

Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источ­ников таких идей1:

1) неожиданное событие (для предприятия или отрасли) — успех, неудача, внешнее событие;

1 См.: Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. С. 48. 132


2) неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какова она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;

3) нововведения, основанные на потребности процесса;

4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

5) демографические изменения;

6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Первые четыре источника относятся к внутренним, они возникают в рамках предприятия или отрасли.

Последние три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или от­расли.

Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения позволяет установить характер инновационного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на такие вопросы, как: что будет, если мы воспользуемся создавшимся изменением? куда это может привести предприятие? что нужно сделать, чтобы изменение пре­вратить в источник развития?

Вместе с тем из семи типов изменений наиболее важными являют­ся третье и седьмое, так как они носят наиболее радикальный характер. Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: «Необходимость есть мать изобретения». В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни (например, замена ручного набора текста в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.). Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходи­мость понимания того, что:

1) недостаточно прочувствовать потребность, важно ее познать, разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;

2) не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом случае остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае, при решении проблемы этого типа необходимо ответить на такие вопросы, как: понимаем ли мы, в чем, в каких измене­ниях нуждается процесс, имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно еще получить, соответствуют ли наши решения привыч­кам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

Наиболее существенные изменения (можно сказать, радикальные) происходят на основе новых знаний. Нововведения, как правило, трудно­управляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств: во-первых, на­блюдается большой разрыв между появлением нового знания и его техно­логическим использованием; во-вторых, проходит много времени до того,


как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

—тщательного анализа всех необходимых факторов;

—ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;

—организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Любое нововведение должно «созреть» и быть воспринятым общест­вом. Только в этом случае оно принесет успех.

Каковы же основополагающие принципы инновационной деятель­ности? По мнению П. Друкера, нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.

Что нужно делать?

1. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей указанных выше источни­ков инноваций.

2. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привыч­кам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе вопрос: «Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих потребите­лей возникло желание ею пользоваться?»

3. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величай­шая похвала инновации звучит так: «Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?»

4. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и не­большое количество людей, а также ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.

5. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создаст ситуацию, когда конкуренты вас опередят.

Чего не следует делать?

1. Не умничайте. Инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов — и люди некомпетентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации почти наверняка обречено на неудачу.

2. Не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. Инновация требует концентрации энергии. Необходимо, чтобы люди, работающие над ней, хорошо понимали друг друга.


3. Осуществляйте нововведения ради удовлетворения потребно­стей текущего времени. Если нововведение не найдет немедленного при­ложения, оно останется лишь идеей.

Инновация — это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области. Например, Т. Эдисон сосредоточил силы только на электриче­стве. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной рабо­ты. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант. Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны; человек дол­жен увлечься инновацией всерьез.

Наконец, инновация означает изменения в экономике, промышлен­ности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работни­ков. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руковод­ствоваться его потребностями.

Под инновационным процессом понимается единая цепь последова­тельных действий — от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управле­ния инновациями.

Инновационный процесс включает ряд этапов, которые представ­лены на рис. 9.1.

Инновационная деятельность и маркетинг


этап 4 Освоение, производство и реализация новой продукции

этап 1 НИР фунд.

этап 2 НИР прикл.

Создание новации


Внедрение


 

Спад
Рост

Замедле­ние роста Коммерциализация (ювации


 


Бюджетное финансиро­вание


Рискоинвестиции


Инвестиции в производство


 


Рис. 9.1. Основные этапы инновационного процесса: 1 — объем продаж; 2 — объем прибыли



Первым этапом инновационного процесса являются фундаменталь­ные исследования, сбор и систематизация информации по соответству­ющей проблеме.

Следующим этапом являются прикладные исследования, направлен­ные на определение и уточнение способов применения результатов пред­ыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экс­периментальными (в том числе связанными с созданием моделей). Для данного этапа характерна большая доля неопределенности, ибо велика вероятность получения отрицательного результата. Далее наступает момент, когда инвестиции в инновацию начинают называться рискоин­вестициями.

Стадия опытно-конструкторскихразработок связана с созданием новых образцов, пригодных для производственного и коммерческого использования. Опытно-конструкторские разработки, завершающие на­учный цикл инновационной деятельности, представляют собой первич­ную материализацию инноваций. Они менее капиталоемки, менее риско­ванны и более перспективны, чем научно-исследовательские работы (НИР), однако и здесь в среднем лишь 8% результатов воплощается в дей­ствительно конкурентоспособные изделия.

На завершающей стадии инновационного процесса происходит освоение производства нового изделия и его распространение среди по­требителей. Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответ­ствия стандартам, патентной защите, отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляется проектирование технологических и организаци­онных процессов, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новой продукции. Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации.



2015-11-27 845 Обсуждений (0)
Инновационная деятельность организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновационная деятельность организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (845)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)