Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эластичность рыночного спроса



2015-11-27 972 Обсуждений (0)
Эластичность рыночного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Эластичность – это мера реакции одной переменной величины на изменение другой. В случае спроса – это чувствительность, скорость реакции спроса на изменение тех или иных факторов, его определяющих.

Рассмотрим реакцию спроса на изменение таких переменных, как цена данного товара, цены других товаров, доходы покупателей.

Эластичность спроса по цене данного товара показывает, как меняется величина спроса на товар в ответ на изменение цены товара.

Эластичность спроса по цене данного товара принято называть еще прямой эластичностью спроса. Оценка прямой эластичности спроса может быть реализована с помощью коэффициента эластичности спроса по цене или, другими словами, коэффициента прямой ценовой эластичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене (коэффициент прямой ценовой эластичности) принято обозначать Еp.

Рассмотрим три основных момента в методике расчета коэффициента эластичности спроса по цене.

Во-первых, при расчете изменений количества и цены берутся процентные изменения, дабы избежать влияния единиц измерения. Тогда формула коэффициента эластичности примет такой вид:

 

100% = (3.2.1)

 

 

Во-вторых, в силу того, что спрос и цена изменяются в обратно-пропорциональной зависимости, очевидно, что величина ЕP будет отрицательна, так как приращения цены и количества имеют разные знаки. Однако экономисты в большинстве случаев от этого абстрагируются и рассматривают абсолютные значения коэффициента. Такая условность необходима, когда сравнивается спрос на разные товары с точки зрения его эластичности.

В-третьих, при расчете Еp. возникает проблема выбора соответствующих базовых значений цены и количества (рис. 3.2.1).

Если взять за базовые значения цены и количества в точке А, то будет одна величина коэффициента эластичности, если в точке В, – другая.

P
A
D
B
Q2
Q
  3/2.2
Q1
P1
P2

 

Рисунок 3.2.1 – Дуговая эластичность спроса

 

Эта проблема решается с помощью использования формулы средней точки для эластичности. Для нахождения середины интервала достаточно взять сумму первоначального и конечного значения и разделить на 2.

Формула коэффициента эластичности спроса по цене с использованием формулы средней точки имеет следующий вид (3.2.2).

(3.2.2)

А сам коэффициент, полученный таким образом, называется коэффициентом дуговой эластичности спроса по цене.

Коэффициент дуговой эластичности используется для расчета эластичности на некотором интервале изменения цены и количества товара, при их достаточно существенных изменениях. Коэффициент дуговой эластичности используется для расчета эластичности на некотором интервале изменения цены и количества товара, как правило, если известны фрагментарные значения цены и величины спроса.

Если изменения несущественны, то в простых случаях в качестве базовых можно использовать первоначальные значения цены и количества товара. Формула ЕР в таких случаях будет выглядеть как (3.2.3).

 

(3.2.3)

 

P
A
D
Q
Q
P

 

Рисунок 3.2.2 – Точечная эластичность

 

В целях теоретического анализа экономисты используют формулу точечной эластичности спроса по цене, когда ЕР измеряется для бесконечно малых изменений цены в каждой данной точке кривой спроса (рис. 3.2.2).

В этом случае базовые значения цены и количества известны, а приращение объема спроса при бесконечно малом изменении цены измеряется с помощью производной функции спроса.

Формула коэффициента точечной эластичности выглядит как 3.2.4.

Коэффициент эластичности спроса по цене ЕР рассчитывается как производная функции спроса по цене, если база данных о поведении спроса позволила выявить функцию спроса.

 

(3.2.4)

 

 

Коэффициент эластичности спроса по цене (по абсолютному значению) может меняться от нуля до бесконечности. Чем больше величина этого коэффициента, тем более эластичным является спрос. Сделаем три важных замечания относительно ценовой стратегии продавца в зависимости от эластичности спроса на его товар.

1.Коэффициент эластичности спроса по цене ЕР больше единицы. Спрос с таким коэффициентом эластичности называется эластичным. Изменение цены товара влечет за собой большее (по сравнению с изменением цены) изменение в объеме спроса. Как при этом меняются доходы продавцов товара? В случае снижения цены доходы продавцов растут, а при ее повышении – падают.

Таким образом, можно сформулировать правило ценовой стратегии: при эластичном спросе цену нужно понижать, но нельзя повышать.

2.Коэффициент эластичности спроса по цене ЕР лежит в интервале от нуля до единицы. Спрос с таким коэффициентом эластичности называется неэластичным. Изменение цены товара влечет за собой меньшее (по сравнению с изменением цены) изменение в объеме спроса. В этом случае правило ценовой стратегии гласит: при неэластичном спросе цену нужно повышать, но нельзя понижать.

3.Коэффициент эластичности спроса по цене ЕР равен единице. Спрос с таким коэффициентом эластичности называется спросом с единичной эластичностью. При этом спросе доходы продавцов не меняются при изменении цены товара.

4. Крайние случаи коэффициента эластичности спроса по цене: ЕР = 0 или ЕР = ∞. В таких крайних случаях спрос является абсолютно неэластичным (ЕР = 0 на рис. 3.2.3, а) или абсолютно эластичным (ЕР = ∞ на рис. 3.2.3, б).

 

 

P
Q
а
(EP=0)
D
P
Q
б
(EP =∞) _
D

 

 

Рис. 3.2.3 – Крайние случаи коэффициента эластичности

спроса по цене

 

Однако делать вывод об эластичности кривой спроса, основываясь только на ее конфигурации нельзя, так как это может привести к серьезным ошибкам. Проиллюстрируем это, взяв в качестве примера случай линейной функции спроса (рис. 3.2.4). Вид этой кривой может ввести в заблуждение: кажется, что для линейной функции ценовая эластичность спроса постоянна.

Исследуем динамику коэффициента ценовой эластичности по линейной функции спроса.

P
D
Q
Q =a/2
EP=∞ _
EP=1
EP=0

 

 

P=a/(2b)

 

Рисунок 3.2.4 – Анализ эластичности для линейной функции

 

 

На рис. 3.2.4 изображена линейная функция спроса. Вид этой кривой может ввести в заблуждение: кажется, что для линейной функции ценовая эластичность спроса постоянна.

Из формулы коэффициента точечной эластичности спроса по цене (3.2.4) видно, что первый сомножитель всегда постоянен, а второй – величина изменяющаяся, зависит от точки, где происходит замер ЕР.

В точке с координатой Q = 0 коэффициент эластичности равен бесконечности, а в точке с координатой Р = 0 он также равен нулю. Таким образом, можем сказать, что по линейной функции спроса ЕР меняется от бесконечности до нуля. Очевидно, что где-то на этой кривой есть точка единичной эластичности. Докажем, что эта точка соответствует половине отсекаемого кривой спроса отрезка на оси Q. Если линейная функция спроса выглядит как (3.2.5)

(3.2.5),

 

то, следовательно:

 

P и Q (3.2.6)

Таким образом, кривая спроса оказывается состоящей из двух интервалов. Выше точки единичной эластичности мы имеем эластичный, а ниже – неэластичный интервалы.

TR
a/2
Q
TR

 

 

Рисунок 3.2.5 – Анализ эластичности для линейной функции

 

Соответственно меняются и доходы продавцов при изменении цены товара. На эластичном интервале кривой спроса доходы продавцов растут при снижении цены, а на неэластичном интервале – падают.

Динамика доходов продавцов в зависимости от эластичности спроса представлена на рис 3.2.5.

Мы видим, что максимум дохода достигается в точке единичной эластичности спроса по цене.

Анализ и оценка прямой эластичности спроса могут помочь менеджерам в принятии управленческого решения. Если данные о динамике цен и объемах продаж позволяют сделать вывод о прямой эластичности спроса на продукцию фирмы, то менеджеры смогут принять решение о целесообразности применения тех или иных вариантов политики продаж. На рынке эластичного спроса опасно повышать цены в надежде на повышение выручки, но вполне оправданы акции снижения цен для роста объема спроса и дохода. На рынке неэластичного спроса повышение цены с большой вероятностью приведет к повышению выручки, а вот снижение цены в надежде на рост величины спроса и выручки не приведет при, прочих равных условиях, к ожидаемым результатам.

Как объяснить такую динамику с точки зрения потребителей? Очевидно, что потребитель становится более чувствителен к повышению цен, когда они высоки, чем когда они низки. Вдоль линейной кривой спроса каждое увеличение цены на один процент должно приводить к все большему увеличению объема спроса. И наоборот, рыночный спрос становится все более неэластичным с увеличением предложения товара. Например, по мере увеличения предложения персональных компьютеров в конце прошлого века поставщикам было все труднее увеличивать доходы, несмотря на снижение цен. По мере того, как рынок насыщается, и цены падают в результате увеличения предложения, спрос на продукт становится все менее эластичным.

Основными факторами, определяющими прямую эластичность спроса по цене, являются пять.

1) Наличие товаров-субститутов. Чем больше у данного товара заменителей, тем более эластичным является спрос на него.

2) Степень необходимости товара для потребителя. При этом, степень необходимости товара для потребителя определяется как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы связаны с необходимостью удовлетворения жизненно важных физиологических потребностей. Субъективные факторы связаны с со спецификой вкусов конкретного потребителя и его предпочтениями.

3) Доля расходов на данный товар в доходе потребителей. Чем ниже эта доля, тем менее склонен потребитель реагировать на изменение цены товара, тем менее эластичен спрос на него.

4) Наличие запаса блага у потребителя.

5) Фактор времени. Эластичность спроса по цене меняется в зависимости от рассматриваемого промежутка времени.

Так, для товаров повседневного пользования (например, чай, кофе) эластичность спроса по цене ниже в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде, что объясняется тем, что потребители нелегко отказываются от своих повседневных привычек.

В то же время, на товары длительного пользования (холодильники, телевизоры) спрос более эластичен в краткосрочном периоде и менее эластичен в долгосрочном периоде.

В целях экономического анализа и принятия фирмой управленческого решения, применяются и другие коэффициенты эластичности.

Мы знаем, что спрос на товар зависит от цен других товаров и от дохода потребителей. Рассмотрим реакцию спроса на изменение этих факторов.

Рассмотрим, как реагирует спрос на данный товар на изменение цен других товаров. Чувствительность, скорость реакции спроса на изменение цен других товаров называется перекрестной эластичностью спроса.

Перекрестную эластичность спроса измеряют с помощью коэффициента перекрестной эластичности. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар Х при однопроцентном изменении цены товара Y (3.2.6):

 

. (3.2.6)

 

Если коэффициент прямой ценовой эластичности всегда отрицательный (в силу действия закона спроса), то значения коэффициента перекрестной эластичности могут принимать как отрицательные, так и положительные значения. Все зависит от того, какие комбинации благ порождает потребительский рынок и как они соотносятся друг с другом.

Для товаров, независимых друг от друга (например, автомобили и капуста), коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.

Для товаров, которые замещают друг друга в потреблении (например, мотоциклы и велосипеды), коэффициент перекрестной эластичности положительный.

Для товаров, которые дополняют друг друга в потреблении (например, автомобили и бензин), этот коэффициент принимает отрицательные значения.

Коэффициент перекрестной эластичности широко используется на практике при реализации антимонопольной политики. В частности, при запрещении слияния компаний антимонопольные органы должны доказать, что продукция этих компаний конкурирующая. В качестве такой информации может служить величина перекрестной эластичности товаров, выпускаемых фирмами. Чем больше эта величина, тем более конкурирующими являются товары, и тем более оснований для решения о запрещения слияния компаний.

1. Эластичность спроса по доходу. Не только цены товаров оказывают влияние на величину спроса на данные товары. Существенное влияние оказывает и уровень дохода потребителей.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при однопроцентном увеличении дохода потребителей:

. (3.2.7)

Для подавляющего большинства товаров эластичность по доходу - величина положительная. При этом товары повседневного спроса, как правило, имеют малую положительную эластичность по доходу, так как они необходимы в повседневной жизни и обладают достаточно высоким качеством, чтобы не быть заменяемыми. Предметы роскоши и дорогие товары длительного пользования имеют высокую эластичность по доходу, так как с ростом благосостояния их покупают все больше. И, наконец, товары низкого качества, используемые по необходимости, имеют отрицательную эластичность по доходу, так как с ростом дохода они исключаются из употребления и заменяются другими, более качественными и дорогими.

На практике информация об эластичности спроса по доходу широко используется фирмами при выборе стратегических направлений деловой активности. В составе бизнес-плана фирмы обязательно присутствует раздел, содержащий анализ тенденций роста ВВП и национального дохода, демографический прогноз и данные об эластичности спроса. Эта информация используется для планирования роста объемов производства фирмы.

 



2015-11-27 972 Обсуждений (0)
Эластичность рыночного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эластичность рыночного спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)